«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Взрослый и ребенок в новом образовании

Мария Монтессори
Перед вами типичный документ 1931 года, переданный Марией Монтессори для перевода на румынский язык и публикации Илие Сулеа Фиру (профессору Бухарестского университета, который был ее учеником на Международном курсе в Риме в 1931 году). М. Монтессори часто передавала переводчикам свои работы или неопубликованные лекции для последующих публикаций. В них она говорила о вещах уже известных, но выраженных немного в другом свете. Этот документ был передан Грации Хонеггер Фрешко самим Сулей Фиру во время ее поездки в Бухарест и хранится в ее архиве. Недавно Грация опубликовала его в своем журнале «Тетради Монтессори». Мы тоже решили предложить этот текст своим читателям с ее разрешения.

Текст лекции 1931 года. «Тетради Монтессори», 124/125 за 2015 год.
Перевод с итальянского интернет-источник

Кто главный?

В настоящее время многие научные открытия рождаются в рамках так называемого «современного образования». Но новые нынешние теории и образовательные практики часто имеют неправильную, неточную основу. Их можно суммировать в нескольких словах: взрослые стремятся любым способом, мягко или насилием, наградой или наказанием, добиваться от детей того, что считают необходимым. Они убеждены, что образование детей должно быть задумано и сформировано ими.

Но мы хотели бы разоблачить этот принцип, исходя из длительного и многогранного опыта: взрослый человек должен ограничивать свое воздействие на ребенка, оставляя ему возможность саморазвития без воли, более сильной, чем его воля. Понятно, что эта идея не нова, но мы хотели бы посмотреть на нее с позиции различий между двумя существами, находящимися в контакте друг с другом – ребенком и взрослым, – чтобы более четко продемонстрировать эту идею, размышляя о работе, которую они исполняют.
Взрослый. Он сильный, желающий изменять окружающую среду и обращающий свою деятельность во внешний мир.

Ребенок. Это человек, который выполняет большую, но совершенно другую работу. И эта работа заключена, как это ни странно звучит, в обучении взрослого.
Удивительная миссия ребенка приходит к нам через чувство и иногда долго остается не осознанной нами. Мать ведет ребенка буквально от маленькой клеточки, зародившейся в ней, и незаметно исполняет свою огромную учебную работу, в которой она сама – ребенок. Она не формирует своего малыша разумом, но естественным импульсом. И она не может вырастить из него взрослого сознательного человека без помощи среды.
Взрослый – не тот, кто замышляет и создает ребенка. К сожалению, взрослый не способен сформировать собой его интеллект и чувства. Поэтому ребенок не нуждается в его чрезмерной помощи в момент преодоления препятствия. Любая ненужная помощь взрослого, любая замена собой деятельности ребенка не позволяет ему состояться и останавливает его развитие.

Разница в оказании помощи

Наше исследование отличалось от исследований большинства других преподавателей, мы стремились понять, насколько велика наша ответственность за развитие ребенка.
Согласно нашему убеждению, взрослый должен ограничивать свою помощь ребенку, чтобы не навредить ему, стать осторожным, сдержанным, смиренным, чтобы не превзойти пределы. Возможно, мы не исполним свой долг, если не предоставим ребенку помощь, но мы должны дать ему необходимое и достаточное, и не более того. Самообразование принесет больше пользы ребенку в жизни, чем наше назидание.

Итак, мы помогаем своим детям расти, предоставляя им путь спонтанного развития, но для этого взрослым требуется определенная культура и опыт соответствующей подготовки. Родители больше не являются детской плазмой развития, но находятся в сфере детского уважения. Вот почему мы говорим, что в наших школах взрослый должен сначала научиться смягчать свое вмешательство, уважая душу, которую он видит в глазах каждого ребенка.

В школе учитель становится пассивным, как только ребенок становится активным. Он больше не является его учителем в традиционном понимании, то есть он не учит ребенка, но оказывает ему необходимую и достаточную помощь в его собственном развитии. И тогда мы начинаем замечать, что дети увлекаются самостоятельной спонтанной и упорядоченной деятельностью, в то время как учитель становится все менее активным.

Происходит своего рода передача энергии: учитель отдает ее, а ребенок принимает; отступление взрослого дает ребенку почувствовать удовлетворение от возможности выполнить свою собственную задачу. Таким образом, взрослый поддерживает активность ребенка, который безопасно движется на пути развития.

Хороший учитель – тот, кто чувствует себя удовлетворенным, стоя в углу комнаты, ничего не делая, кроме как наблюдая свой класс, где все дети пребывают в активной, вдохновенной учебной работе.

Школа как среда для самообучения детей

Там, где все это выполняется, обычной подготовки учителя недостаточно. Нужна другая школа, где известные нам формы организации жизни не подходят. Окружающая детей среда должна способствовать свободной деятельности ребенка и содержать средства развития интеллекта. Она должна быть комфортной для каждого ребенка, подходить для его душевной жизни. Таким образом, нашими двумя основными принципами являются подготовка среды и ограничение вмешательства взрослых.

Две простые идеи, которые также относятся к семейной жизни

Родители и домашняя среда – это другая сторона детской жизни, и в ней применяются те же принципы. Родители учатся относиться к детям, стараясь не притеснять их своей личностью, и оставлять свободу их самостоятельному взраслению.Такое косвенное и деликатное отношение к детству преодолевает старые привычки взрослых, привыкших постоянно вмешиваться и поправлять. Вместо этого родители стараются деликатно поощрять самовыражение ребенка, расширять его активность. Взрослый – ободряющий человек, который уважает мнение ребенка, не притворяется, что не видит, когда ребенок что-то делает, а терпеливо следует за ним. Если ребенок спрашивает, старается ответить. Взрослый немного похож на смиренного пациента, всегда поощряющего спонтанные действия врача.

Но в то же время он должен обладать особой тонкостью сердца, особым чувством милосердия и интересом к пробуждающейся душе, чтобы признавать силу ребенка, его достоинство и уметь поощрять лучшие из проявлений в нем этих качеств. Взрослый может быть как слепой, проходящий мимо цветов в распускающихся бутонах, не замечая их и уничтожая даже из лучших побуждений, потому что он их не видит. Это большая и тонкая внутренняя работа взрослого, которую невозможно постичь, изучая или слушая; учитель должен искать себя, и это самая сложная часть его подготовки – моральная часть.

Моральная подготовка учителя

Моральное обучение как основа подготовки педагога не рассматривается в традиционных методах, так как кажется достаточной для получения образования. Нам самим приходится утончать свое сердце, делать его пылким и милосердным, готовым «подавать» немые просьбы ребенку, чтобы собрать его маленькие проявления воедино. Все это требует от нас серьезных и постоянных усилий. Но поле для работы так увлекательно! То новое, что приходит к нам от души ребенка, впечатляет учителя, который почти неосознанно постепенно приходит к пониманию и совершенству. Таким образом, настоящей школой жизни становятся ребенок и учитель вместе.

Это не только освобождение ребенка, но и взрослого человека: между учителем и ребенком рождается чудесное братство. Мастер становится лучше, потому что он учится приближать свою жизнь к другому человеку, которого в первый момент трудно понять, но когда дело доходит до нового преодоления, все становится очевидным и исполняется.


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (59) 2017

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Мария Монтессори

даты жизни  1870-1952 - выдающийся итальянский педагог, создатель метода научной педагогики и системы свободного воспитания и самообучения детей дошкольного и школьного возраста в специально подготовленной образовательной среде, врач, философ-гуманист.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Мария Миркес

Научимся показывать качество монтессори-образования

Ксения Краснова

Листья и глина…

Анна Любченко

Про детские игры в обществоведение на языке методологов

группа авторов

Монтессори-­математика и мышление. Каковы образовательные результаты?

Пенелопа Транк

Рассказывание историй как помощь в самообучении

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »