Проектная деятельность в детском саду?
Елена Хилтунен
Ах, как возмутятся, прочитав эту статью, многие наши нынешние монтессори-педагоги! Скажут: да ведь это же так здорово позвать родителей, переодеться в пестрые наряды, устроить какое-нибудь общее приключение, мастерскую, "путешествие в космос", бал или, скажем, "День Африки" и назвать все это "проектом". Конечно, здорово, но такое понимание настоящей проектной деятельности мало соответствует истинным смыслам метода проектов, как педагогической технологии, возникшей еще в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи. И причин для такого вывода немало. Особенно, когда речь идет о педагогике настоящего детского сада Монтессори. Именно детского сада, а не школы.
Не отступить от метода или раствориться?
В последнее время мне все чаще приходится смотреть на развитие монтессори-педагогики в России как бы со стороны. Нет, разумеется, я не перестаю исследовать детскую жизнь – и в российских монтессори-школах, и в своей собственной семье, веду занятия мастер-класса РМИ, в который раз вчитываюсь в тексты Марии Монтессори и Юлии Фаусек. Но жизнь в Европе заставляет меня внимательнее относиться к тому, чем увлекаются сегодня наши российские монтессори-педагоги, сравнивать их увлечения с настроением европейских монтессори-учителей.
Похожи ли детские сады Монтессори других стран на наши? Конечно, похожи. Но и разница видна почти сразу. Европейские сады Монтессори не стремятся вписаться в существующую образовательную действительность, не подстраиваются под то, что было бы им выгодно в отношениях с государством. Они абсолютно легальны, и уже много лет работают, не отступая от монтессори-метода, понятого и чаще всего принятого и государством, и обществом. В то же время и весь профессиональный и жизненный опыт российских монтессори-педагогов - иной. Мы пережили эпоху приоритетов коллективной жизни, и переступить через этот опыт нам сложно. Мы все еще осваиваем новые для нас принципы самостоятельного развития организаций, а большинство европейцев уже давно прошли эту стадию. Педагогические коллективы европейских детских садов живут просто и удивительно спокойно. Русским же всегда было свойственно искреннее смятение души, поиск ответов на вопросы «что делать?» и «кто виноват?», стремление к соборности, общинности отношений. И потому, наверное, нам невероятно трудно не скатываться в своей работе от идей Монтессори к привычным стереотипам.
Ясно, что М. Монтессори никогда не стала бы, например, использовать в своем итальянском детском саду, так называемый метод проектов, которым увлечены в последнее время многие даже самые лучшие наши монтессори-школы и детские садики.
Когда-то Юлия Ивановна Фаусек рассорилась со своей молодой коллегой и соратницей В.В.Таубман, когда та попыталась вводить в дошкольную жизнь детей то экскурсии, то тематические занятия, то театрализованные представления, то дополнительные праздники, постоянно “съезжала” в эти традиционные методы воспитания российских ребятишек. А когда дело дошло до празднования дня рождения дедушки Ленина, экскурсий по местам революционных боев и собраний с демократическими выборами, Юлия Ивановна просто перестала во всем этом «воспитании» участвовать и долго винила себя в том, что не смогла реально противостоять подобным методам. А ведь тогда наша дошкольная педагогика только рождалась. Монтессори-сады были в России первыми детскими садами вообще. Кроме них были только фребелевские группы, идеи которых развивала Е.И. Тихеева и ее соратники, и своеобразные дошкольные коммуны Станислава Теофиловича Шацкого. Именно эти идеи и были взяты потом за основу развития дошкольного воспитания детей в России.
Но ведь мы-то хотели бы называть себя последователями именно Юлии Ивановны Фаусек. Тогда что же делаем, применяя в наших монтессори-садах популярный нынче в педагогической жизни начальных и средних школ метод проектов? Может, тоже катимся по следам Е.Тихеевой и В.Таубман?
Не будем путать смыслы
Мне скажут: «Да ведь Вы, Елена Александровна, и сами пользовались проектным методом во время федерального эксперимента «Монтессори в России». Да, пользовалась! И проектная деятельность составляла одно из самых счастливых явлений нашей школьной жизни. Но, во-первых, в ней участвовали дети старшего класса начальной школы (8 – 10 лет), у которых к тому времени, не без наших стараний уже было неплохо сформировано рефлексивное сознание, а не дошкольники, которым рефлексия недоступна – не доросли. А во-вторых, каждый «проект» естественным образом проистекал из общешкольной жизни, а не придумывался кем-то из педагогов, исходя из необходимой школьной программы. Это не были так называемые Ноогеновкие задачи.
Например, мы стали бы проводить «День индейцев» только в случае неожиданного приезда к нам в школу какого-нибудь настоящего индейца. А проект под названием «Четыре стихии» был бы для нас актуален, если бы в Москве (не дай Бог!) произошло землетрясение или на нее обрушился бы тайфун. А так – проект про кошек и собак у нас возник, когда у Мишуткиной кошки родились котята; проект про динозавров, – когда в ранцах у большинства мальчишек внезапно поселились десятки игрушечных динозавров; а проект про Бородинскую битву – когда Сережка с Юриком захотели рисовать настоящую историческую карту. Был у нас еще журнал «Монтессори-новости» – похожая деятельность на проектную, – так он возник от того, что мы не знали, куда девать свободные детские тексты, переполнявшие наш учительский шкаф.
Проектная деятельность детей или детей вместе со взрослыми в монтессори-ШКОЛЕ может служить только одной цели – развитию рефлексивного сознания детей, потому что без этого невозможно их дальнейшее САМООБУЧЕНИЕ, являющееся в монтессори-школе основным способом жизни. Коллективное обсуждение продукта собственной творческой деятельности, точное понимание каждым ребенком своей роли и своих ощущений в контексте происходящего – вот то, ради чего можно согласиться с идеей проектной деятельности в начальной школе Монтессори. В дошкольной же педагогике она, по-моему, вообще не приемлема.
Тогда зачем же называть модным словом «проект» то, что на самом деле им не является, а есть лишь своеобразная подача той или иной программной темы, погружение в предмет изучения или чудесный праздник, который длится три дня? Монтессори-педагогика сама по себе столь глубока, философична и психологична, что и без наших переодеваний в индейцев, морских пиратов или снежных королев мы с ее помощью можем разглядеть и понять детей, помочь им свободно и счастливо прожить начало своей биографии.
Не примите, пожалуйста, этот текст за ворчание, повидавшего виды монтессори-педагога. Я в высшей степени уважаю педагогический труд людей, умеющих профессионально организовывать коллективную творческую деятельность детей и взрослых. Но мне хотелось бы показать, что метод Монтессори и метод коллективной творческой деятельности – это совсем разные методы. И смешивать их в контексте монтессори-школы, а так же применять второй к детям дошкольного возраста – просто не профессионально.
Комментарий по поводу...
Надежда Смирнова - руководитель МИМПа
В возрасте около 4-5 лет ребенок переживает сенситивный период интереса к социальной жизни. Он готов тусоваться со сверстниками по разным поводам, встраивать отношения, учится пользоваться правилами. Дети могут вместе строить паровоз из сенсорного материала, работать с золотым банком или читать диалоги. Очень любят вместе ставить эксперименты в лаборатории. А уж на прогулках… Копают, метут, сажают, играют во всяческие групповые игры, – и все это разновидности групповой деятельности. Так что, на мой взгляд, утверждение о том, что коллективная деятельность – это советский пережиток, – сильно преувеличено. Вряд ли монтессорийские дети делали из глины кирпичики и строили из них цыплятник в одиночку.
Индейская деревня – это конкретный жизненный опыт, прожитый детьми вместе с педагогами и родителями. Вряд ли это можно называть проектом. Там, по сути, не было ни рефлексии, ни серьезного планирования со стороны детей. Там была реальная совместная жизнь, освоение практических навыков – скажем, построение вигвама, разведение огня, изготовление лука и стрел и т.п. Фаусек пишет о важности для ребенка проживания естественного пути рода человеческого через приобщение его к природе. Индейская деревня – это, по сути, именно такое проживание.
Можно говорить о том, что это практика, оторванная от реальной повседневной жизни. Но ведь и белье стирать руками в реальной повседневной жизни мы почти перестали, да и ферма с коровами, свиньями и овцами для наших детей зачастую не меньшая экзотика, чем индейцы с ковриком мира и головными уборами из перьев.
Гораздо важнее педагогическая инструментовка такой работы. Более всего в приведенном материале меня настораживает душок «мероприятия»: задумано и запланировано взрослыми, проведено по расписанию, благополучно завершено. Но и это можно понять, если цель такого «мероприятия» была не только и не столько научить чему-то детей, сколько показать взрослым иные возможности совместной с детьми жизни и расширения нашего практического опыта.
А в самом процессе важно оставлять детям возможность для выбора – начиная с вопроса участвовать в нем или нет, как участвовать, с кем. И возможность такую надо оставлять не на словах, а реально – не стремиться увлечь и вовлечь всех своей энергией, эмоциями, красочностью происходящего, озадачиванием родителей. Именно это и есть проявление уважения к ребенку, к его праву на собственный путь. И это, действительно, то, чему нам еще надо серьезно учиться.
Фото: интернет-источник
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.