«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Абсолютно счастливые дети. Вы таких видели?

Галина Бурменская
Мы с Галиной Васильевной Бурменской примостились где-то на задворках факультета психологии МГУ. Мимо нас пробегают веселые студенты, чинно проплывают профессора и доценты. Солнышко бьется в окно, а мы беседуем о счастливых детях, но скорее о том, как нам, взрослым, понимать их, как объяснять себе детское самочувствие, настроение и внутреннее расположение духа. Давайте  вслед за ученым, предметом научной работы которого много лет являлось изучение детской психологии, подумаем о счастье и несчастьях наших детей – полезное занятие.

Интервью Елены Хилтунен

Счастье от Бога, а несчастье - от экологии 

Вспомните Гроссмана «Жизнь и судьба». В самых ужасных жизненных обстоятельствах не раз случалось, что этот замечательный человек чувствовал себя счастливым. Его ощущение связывалось со вдруг возникавшей возможностью реализовать самые высокие свои помыслы даже в нечеловеческих условиях. Напрашивается вывод, что мир создан не человеком, а высшими силами, и вопреки людскому безумию возможность испытать минуты счастья изначально дана всем, независимо от пола, возраста, состояния здоровья. Насколько переносима способность переживать истинное счастье на ребенка? 

В известном изречении «ребенка нельзя называть маленьким взрослым» я бы поставила противоположный акцент: ребенок – даже маленький – уже человек в самом высоком смысле слова. Для него, как и для взрослого, радость и ощущение счастья приходит, прежде всего, когда он свободен от дискомфорта, болезненных переживаний, физиологических неблагополучий. И как у взрослых, это необходимое, но, конечно, недостаточное условие. 
В наше время возможности детей быть счастливыми преступно подрываются. Полноценность нейро-физиологического субстрата, который является важнейшим условием для нормального развития ребенка, часто исключается еще в утробе матери. Виной – неполноценное питание. В той же Карелии до 30% малышей болеют железодефицитной анемией. А это непременная гипоксия, недоразвитие нейронов. Ребенок становится раздражительным, не может полноценно реагировать на окружающую среду. А главное – у него снижается потребность в познании окружающего мира. Он становится капризным, пассивным, раздражительным. Тяжелая экология наших территорий приводит к так называемым асимптоматическим токсикозам – состояниям, которые медики, увы, не фиксируют. Но нейропсихологи их знают. Выбросы зараженной почвы, плохая вода способствуют попаданию в организм ребенка солей тяжелых металлов, которые нарушают нормальный процесс созревания и снижают позитивную эмоциональную способность к реагированию. Ведь что такое раздражение? Ребенок пытается оградить себя от приведения в действие резервных сил организма, которых у него нет. Чтобы радоваться, нужна энергия, реальное действие этих жизненных сил, данных природой. Шансы испытать радость и счастье у такого ребенка снижены.

Спасение привязанностью 

Душе ребенка необходимо ощущение психологической защищенности, комфорта, уверенности в том, что, если с ним произойдет что-то неладное, рядом обязательно окажутся взрослые, которые помогут и поддержат. То есть место тревоги, которая все равно будет проявлять свое негативное влияние, должно занимать ощущение защищенности. Она рождается, прежде всего, из надежной привязанности ребенка к матери. 

Известно, что к семи месяцам у ребенка формируются четкие проявления поведенческой привязанности к определенному лицу. Обычно это мама, может быть, бабушка. Может, и отец. Но такая связь строго индивидуальна. Чем младше ребенок, тем тяжелее он переживает смену людей, которые ухаживают за ним. Не случайно именно с семи месяцев малыш резко противится, если его оставляют одного, хоть на минуту. Наступает момент, когда у него возникает дифференцированное восприятие, запоминание образов окружающего мира. Он фиксирует внимание на одном лице, и с точки зрения родителей становится буквально тираном. На самом деле это не настоящая тирания. Просто малыш установил главный объект, который несет ему защиту и комфорт. По-своему он борется за присутствие этого объекта в своей жизни. С возрастом привязанность к матери будет трансформироваться, но совсем не исчезнет никогда. 

Если жизненные обстоятельства складываются так, что объект привязанности ребенка меняется, то такая перестройка неизбежно заставляет его страдать. В психологии хорошо описано, насколько глубоки страдания маленьких детей.  Если родители хотят видеть своих детей счастливыми, независимо от собственных разочарований друг в друге или вынужденного расставания, они учтут, что любые перемены в жизни малыша терпимы лишь в возрасте до семи месяцев и потом уже после трех-четырех лет. 

Счастливый ребенок психологически настолько защищен, что может целиком обратить свой взгляд на окружающий мир, испытать подлинный интерес к нему, проявить активность, желание этот мир понять и освоить. Ребенок, у которого привязанность к матери не надежна, тревожен; он вынужден адаптироваться к новым условиям жизни, и в этом смысле вряд ли можно сказать, что такой малыш счастлив.

Закон самостоятельности 

Мудрость воспитания в том, чтобы учитывать возможности, которыми располагает ребенок, и вести его дальше. Чем он моложе, тем больше мы должны подстраиваться под него. Но по мере взросления надо давать ему все больше самостоятельности. Действует закон актуального и ближайшего развития человека, о котором писал Лев Семенович Выготский.
Итак, мы подошли к следующему условию детского счастья. Его можно определить словами «достаточная свобода в развитии».

Дело в том, что малыш постоянно обретает новые возможности. До сегодняшнего дня он не ходил, а теперь ходит! И посмотрите, как счастлив!  Он совершает все новые открытия, осознает себя иначе, чем раньше. Мне кажется, счастье, связанное с ростом человека, – самое сильное чувство. Ребенок развивается неизбежно. Значит, он неизбежно счастливый человек, особенно если растет в благоприятных условиях. Но почему же так много недовольных детей? 
Искусство воспитания – давать ребенку делать то, на что он уже способен, и открывать следующие горизонты. А нас, взрослых, какая-то сила то и дело тянет опекать малыша. Нам кажется проявлением заботы: не трогай! не прыгай! подожди, я сама надену тебе носочки! Мы лишаем ребенка самого важного – свободы самореализации. Но если он уже научился ходить – он хочет ходить! Он больше не хочет сидеть! Великое счастье делать то, что ты уже можешь. Я сам! – это борьба ребенка за счастье на доступном ему языке. 

У детей - так, а у взрослых - иначе 

Осмысленность жизни – вот что еще необходимо для счастья ребенку. И отечественные, и зарубежные психологи давно открыли, что даже трехлетки могут испытывать гордость за свои действия. Это ценное чувство. У детей оно не имеет ничего общего с тщеславием, амбициями. Малыш ощущает, что он сделал что-то важное для окружающих, преодолел себя.
 
Счастье приносит ребенку продуктивная деятельность. Но как часто мы, взрослые, губим стремление ребенка создавать реальные ценности! Девочка нарисовала что-то и показывает папе. А папа? Это похоже, а это не так, давай я тебе подрисую… Взрослые смотрят на детский рисунок глазами взрослых. У них свои ценности, и они сравнивают детский рисунок со своими представлениями об искусстве. Но у ребенка совершенно другая логика! Так почему не довериться дочке?! Немного терпения, и мы увидим, как детский познавательный реализм заменит реализм зрительный.

К сожалению, место рисования, конструирования, лепки, аппликации в жизни наших детей занимает сидение у телевизора и компьютерные игры. Ребенок привыкает, что что-то мелькает перед его глазами. Психологи бьют тревогу: все, что он видит на экране, – не переваренная, не осмысленная, не усвоенная пища! 

Так давайте уберем из дома телевизор и компьютер, пока наш ребенок еще не научился читать! Всего-то четыре года терпения. Логика проста. Если ваша дочка прежде выучилась читать, рассматривать и ценить художественные книжки, слушать хорошую музыку, наблюдать реальную жизнь людей, у нее, когда она станет старше, наверняка разовьется тонкий вкус и желание глубже освоить художественную культуру. Но если она с раннего детства привыкнет сидеть у телевизора, ей вряд ли потом захочется читать, ходить в музей, восхищаться творениями природы. А мы будем сетовать: ах, наш ребенок не берет в руки книгу! И сваливать все на учителей – не научили, не добились…

Хобби, из которого вырастает жизненный смысл 

Многие думают: достаточно иметь хорошую семью, – и ребенок вырастет счастливым. Но далеко не только семья воспитывает ребенка. Лишь в дошкольном детстве она заменяет ему весь мир, и то с натяжкой. Очень скоро ребенок включается в более широкую окружающую его жизнь. Школа, учебная деятельность – это первостепенно. Но не менее важен поиск вместе с ребенком его хобби – не развлечений, а возможности реализовать потенциал развития, напряженной деятельности, включаясь в которую, он напрягает силы, учится ставить перед собой цели и достигать их. Колоссальное ощущение счастья посещает детей, которые, преодолевая трудности, нашли свое хобби, свой жизненный смысл.
 
Мы обязаны показать детям богатства, накопленные человеческой культурой, которые им предстоит преумножить. На уровне одной сытости ни один ребенок счастливым не будет. Нужна включенность в осмысленную вместе с другими детьми деятельность. Нужна встреча с настоящим наставником. Родители не могут замкнуть ребенка на себе – это заблуждение.
Счастливы ли наши дети в современной школе? Меня не привлекает идея о том, что можно сделать оазисы счастья для детей определенного круга, изолировав их от общества. Многочисленные исследования показывают: богатые родители ошибаются, помещая своих отпрысков в закрытые пансионы. Сегодня эти пансионы далеки от Пушкинского Лицея! Сравнительные психологические исследования детей из богатых семей, способных платить огромные деньги за пребывание ребенка в частных школах-пансионах, и детей из семей бедных, довольствующихся определением их, например, в спортивную школу-интернат, буквально «кричат» о разнице в их самочувствии. Дети из богатых семей производят  жалкое впечатление. Они в большинстве своем беспомощны и несчастны.

Счастливые мама с папой. Где вы такое видели?  

И все же необходимо, чтобы ребенок рос в счастливой семье. То есть его родители ясно понимали бы, что они сами счастливы, удовлетворены жизнью. Как часто наши дети или почти не видят маму с папой, занятых бизнесом, или их родители злые – жизнь замордовала унижениями на работе, низкой зарплатой. Не часто можно видеть благополучный образ родителей. Детям даже взрослеть не хочется. А ведь настоящая их работа – именно взросление, врастание в социум, в человеческую культуру, которая должна привлекать, показывать зоны ближайших открытий. Иначе теряется смысл  жизни, дети уходят в пустой мир развлечений и удовольствий.
 
Если общество дорожит своими детьми, оно вынуждено заботиться и об их родителях. Нынешние наши родители поставлены в жесткие условия, и нельзя требовать, чтобы их дети были счастливы. Я считаю наше общество безнравственным. Выживать, кто как может, принято в нем почти всеми слоями населения. Каждый выстраивает свой забор. Поэтому, честно говоря, у меня двойственное отношение вызывает разговор о счастливых детях в нашей стране. Мне все же кажется справедливым говорить не только о счастливых, но и о несчастных…



Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (59) 2017

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Интересно? Расскажите друзьям:

Галина Бурменская

 - психолог, кандидат психологических наук, заслуженный преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова. 

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
990 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Материалы на эту тему:
Жан Итар

Записи о первых успехах Виктора из Авейрона. 1801 год

Мария Монтессори

Мария Монтессори о методе наблюдения с иллюстрациями Юлии Фаусек

Мария Монтессори

Забудьте о своем могуществе

группа авторов

Монтессори-­математика и мышление. Каковы образовательные результаты?

Елена Хилтунен

Идея Большой горки

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »