10 кубиков. Круглые даты располагают к воспоминаниям, в памяти всплывают картинки...
Лариса Климанова
С фотографий начала века на нас смотрели дети, работающие с
монтессори-материалами. Мы буквально чувствовали присутствие и
поддержку своих предшественников, свои корни. Все наши трудности
показались нам мелкими и преходящими. Эта старинная подаренная нам Юрием Храмцовым книга и сегодня наш талисман.
1 кубик
…Весна 1997 год, Ольга и Андрей Лаптевы собираются уезжать в Канаду, оставляют нам старенький компьютер, принтер и шкаф с Монтессори–материалом – первое имущество будущей Ассоциации. Елена Александровна Хилтунен, Татьяна Чир, Александр Волошин, Светлана Алаева, Надежда Смирнова, Елена Апраксина и многие другие люди из разных городов поддержали тогда идею создания АМПР, а С.В.Храмов помог нам зарегистрироваться в Минюсте.
По ночам в нашем «офисе», который мы арендуем у горбачёвцев ( московское отделение СДПР), бегают крысы. Поэтому, уходя мы тщательно загораживаем щель под дверью, чтобы они не перегрызли провода и не сожрали дорогущий Монтессори-материал. И вдруг неожиданная улыбка судьбы: Юрий Воронов, хозяин помещения, приносит нам в подарок найденную им в книжном шкафу его бабушки книгу Юлии Ивановны Фаусек «Детский сад Монтессори», изданную в 1923 году. Вот это да! С фотографий начала века на нас смотрели дети, работающие с монтессори-материалом. Мы буквально почувствовали присутствие и поддержку своих предшественников, свои корни. Все наши трудности показались мелкими и преходящими. Эта книга и сегодня наш талисман.
2 кубик 1998-1999
Мы заключили Договор с Академией повышения квалификации учителей и начали проводить свои курсы и семинары, круглые столы и встречи монтессори–педагогов.
Преподавали на курсах Марина и Дмитрий Сороковы, Анна Михайловна Зевальд, Татьяна Федоровна Чир, Ирина Васильевна Салихова, Галина Алексеевна Любина, Надежда Смирнова, Лариса Климанова… Водим слушателей на экскурсии в группы к Кате Пономаревой и Лене Шевниной. Пока в зале идут лекции, на кухне мы варим суп с фрикадельками для наших, тогда еще немногочисленных, слушателей.
7 апреля на конференции, которая проходит в Академии, обсуждаем критерии монтессори-групп. Все очень интересно, продуктивно, расходиться не хочется. А потом выясняется, что и не «можется»: пока мы работали, в Москву вернулась зима, намело сугробы, а мы пришли в легких туфельках и плащиках и теперь завидуем приезжим – они живут в гостинице Академии... Идем к ним в гости и продолжаем «в номерах».
…В подмосковном городе Фрязино в заводском общежитии Ольга Мартынова создает Монтессори-группу для местных детей. Дети приходят на занятия сами и приводят своих друзей с разных этажей. У нас мало места, нет денег на фабричный материал, группа «общественная» – работаем в ней после основной работы. Многие материалы делаем сами, конструктивные треугольники из картона, цветные таблички из образцов самоклеющейся пленки, шершавые буквы, цифры и карты из манки с клеем ПВА, чипсы, подвижные алфавиты… Но как работают дети! Подобную самоорганизацию, дисциплину и энтузиазм редко увидишь и в хорошо оснащенных группах с евроремонтом.
3 кубик 1999-2000
Осенью 1999 года мы делаем первые шаги по разработке программы и открытию монтессори-групп для детей до 3 лет. Ясно, что они должны быть другими, формируя среду нужно учесть и требования к монтессори-материалу и особенности малышей.
В гостях у Людмилы Николаевны Букаевой, в Доме ребенка №25, мы проводим первый семинар с педагогами, врачами, психологами. Татьяна Сервианова, Катя Пономарева, Люба Чухонцева, Ольга Мартынова, Ирина Косырева, Лариса Климанова и другие Монтессори-педагоги тогда обсуждали как идею то, что сегодня для тысяч мам с маленькими детьми кажется само собой разумеющимся.
Потом возле метро «Домодедовская» мы зашли в магазин, где продавались ковры и увидели там покрытие для защиты ковров у входов. Оно было восхитительным! С шипами и ребристое с одной стороны, гладкое с другой, – как здорово по нему ходить босиком и трогать его руками! Мы тут же разулись и попробовали как это будет. Напрасно бедные продавцы пытались объяснить нам, что «шипы – это чтоб не скользило по ковру». До сих пор то первое приобретение в группу очень нравится нашим детям!
В январе 2000 года мы переезжаем в здание детского сада на Преображенке. Делать там ремонт помогают наши мужья, друзья, родители, слушатели курсов и, главное, приезжающий из Омска Виктор Игнаткин. «Когда б вы знали, из какого сора…». Сбывались мечты – у Ассоциации появились свои базовые группы 0–3 и 3–6.
4 кубик 2000-2001
Количество людей, увлеченных монтессори-педагогикой, все увеличивается и увеличивается. Курс 3-6 теперь проходит 5 раз в год, большая карта России в нашем коридоре вся усеяна флажками: Владивосток, Хабаровск, Якутск, Иркутск, Томск, Омск, Тюмень, Ноябрьск, Сургут, Новосибирск, Кемерово, Пермь, Чайковский, Казань, Волгоград, Иваново, Орел, Архангельск, Тверь, Ростов-на Дону… Мы проводим выездные курсы Ассоциации в Омске и Лермонтове.
5 кубик 2001-2002
Мы видим явные результаты работы групп «Вместе с мамой». Другие дети и другие мамы! Мы можем говорить с ними на одном языке, они выбирают Монтессори осознанно. Все равно бывают всякие сложности, но у нас классный психолог – Елена Баканова и Монтессори-терапевт Ольга Николаевна Красикова. Ассоциация начинает подготовку педагогов для групп «Вместе с мамой, работающих с использованием монтессори-метода для детей от 8 месяцев до 3 лет», а в Омске Виктор Андреевич Игнаткин начинает производить разработанное нами совместно модульное оборудование для таких групп.
На одном из курсов в ответ на мое предложение придумать модель проекта в монтессори-группе (с целями, задачами, распределением зон ответственности и т.д.) Татьяна и Ирина из Орловского Дома ребенка сказали, что они готовы обсудить метод проектов сначала на примере проекта для взрослых. Ну, например, создание монтессори-группы для детей до 3 лет в Орловском Доме ребенка. Таня сказала, что она в проекте будет отвечать за поиск денег на оборудование, Ира – за работу с администрацией Детского дома и подготовку помещения, а мне «поручили» продумать содержание курса для воспитателей Дома ребенка. Я, думая, что это учебная работа, включилась в «игру», а оказалось, что это всерьез. Результатом этого «учебного» проекта стало проведение мной и Любой Чухонцевой первого выездного курса в Орле и открытие монтессори-группы в Доме ребенка.
6 кубик 2002-2003
Калейдоскоп событий и людей. Мы открыли на Преображенке группу 3-6 полного дня со специальной комнатой, в дверь которой наша художница и мастер на все руки Галя Попова вставила зеркало Гизелла (прозрачное в одну сторону). Из этого наблюдательного пункта потом сотни наших учеников и гостей могли наблюдать за работой группы, не мешая детям. Из Снежинска к нам приехала работать Лариса Пермякова.
В Иваново прошла конференция, посвященная русскому языку в монтессори-методе. Это и тогда было, и сейчас остается больной темой для многих групп. После Иванова начинаем активно работать над созданием и выпуском карточек, восполняем нехватку этого материала.
Весь коллектив сошел с ума. Даже когда просто сидим и чай пьем, любое сказанное слово тут же исследуется на предмет трудностей при прочтении и наличия йотированных гласных. Наш главный специалист по верстке и макетам Лена Кубарева третий раз возит в гарантийный ремонт сканер (там ведь действительно не написано в инструкции «шерстяные носки, резиновые сапоги и т.п. в сканер не запихивать»).
К нам в гости приезжает г-н Теодор Хельбрюгге из Мюнхена, ему все нравится, особенно «нулевка» и ее возможности для работы с больными детьми. Нам не жалко – снимайте, фотографируйте, пользуйтесь… Что хотим взамен? Да нет, ничего.., хотя… У нас подросли дети, мы собираемся делать школу, но вот материала в России нет. Спасибо г-ну Хельбрюгге и его фонду – теперь есть и школьный материал и колокольчики. Уже в мае Йохим Даттке первый раз читал нам школьный курс, а Татьяна Даттке виртуозно переводила.
7 кубик 2003-2004
Открыли маленькую монтессори-школу. Нас нашло телевидение, замечательная команда программы «Черные дыры. Белые пятна» сделала два сюжета на
канале Культура про группу 3-6 (потом было и НТВ, и ТВЦ, но лучше никто не снял). Проводим выездные курсы в 1 Областной Детской психоневрологической больнице, снова в Орле (на этот раз полный курс 3-6), в Краснодаре и Самаре, принимаем у себя студентов Областного педуниверситета и как всегда – ежемесячные лекции для родителей, лекции для родителей вновь открывающихся групп в разных концах Москвы и в области, 5 полных курсов в год плюс летний школьный с Иохимом Даттке.
Наш незаменимый секретарь Ирочка Копнина завалена работой: она печатает со скоростью 350 знаков в минуту наши письма в разные комитеты, депутатам и т.д., отвечает на звонки, распечатывает и ламинирует карточки, принимает и отправляет какие-то факсы, ведет учет детей в группах…
Газета «Детский сад со всех сторон» опубликовала программу группы «Вместе с мамой».
Через полтора года мы узнали, что ровно через 9 месяцев после окончания нашего курса в Орле у двух ведущих монтессори-педагогов Дома ребенка Татьяны и Ирины в один день родились сыновья. Мистика какая-то.
8 кубик 2004- 2005
К нам в гости по собственной инициативе приехала делегация американских монтессори-педагогов. Методисты, директора, учителя из 12 штатов, руководитель делегации – Рут Селман, представитель монтессори-ассоциаций при ООН. Общаться с ними было легко – они на английском, мы на русском, но об одном и том же. После знакомства предлагаем им посмотреть занятия в группах, а потом обсудить.
На следующий день, после занятий, они выходят из групп, а на глазах – слезы.
– Что, все так плохо?
– Нет, все так хорошо! Мы у себя не можем добиться такой концентрации внимания и такой рабочей обстановки. Часто идем на поводу у родителей, разбавляя классический материал игровым, и теряем серьезное отношение детей к работе. Молодцы, держитесь, не отступайте от того, что делаете сейчас!
– Рут, что Вы скажете по поводу «нулевки»?
– В Америке ничего подобного нет, и теперь я точно знаю, что буду делать после возвращения. Это просто здорово!
P.S. Через год, после прочитанной в американском журнале статьи об этой поездке, к нам приехала вторая американская делегация, убедиться, что это правда. Убедились.
После этого, по стечению обстоятельств, у нас на курсах в разное время обучились две русскоязычных американки.
9 кубик 2005- 2006
Проводим выездные курсы в Сочи. Над нашим «домом» сгущаются тучи, ведомственный детский сад, где так уютно мы жили 6 лет, собираются передать государству, а нам надо искать другое место. Решение об этом нам сообщают в 18.00, 29 декабря 2005 года. С Новым годом! Сначала казалось – не выдержать. Спасибо всем, кто звонил, помогал, поддерживал. Спасибо родителям, они пережили с нами все переезды. Курсы шли по расписанию, хотя условий для их проведения практически не было. Спасибо всем, кого не испугали трудности, кто пережил этот кошмар вместе с нами и смог сосредоточиться на потрясающем содержании монтессори-педагогики, а не на бытовых неудобствах.
Выездные курсы в Сургуте, Новокуйбышевске, Тольятти. Проводим стажировки для выпускников курсов.
Этот год многое расставил по своим местам. Наш коллектив не просто не развалился, не разбежался и не сломался. С новой стороны проявили себя Лена Сиганькова, Валентина Андриенко и Галя Пояркова, появились новые люди. Благодаря энергии и оптимизму Юли Земцовой мы смогли открыть новые группы…
Директор частной школы, в которой мы арендовали помещение, очень оптимистично сказал мне, что решительный шаг вперед часто является следствием хорошего пинка под зад. Похоже, что он был прав.
10 кубик 2006-2007
Можно перевести дух и подвести промежуточные итоги. Второе дыхание обрела школа, несомненно, на это повлияло участие Лены Бакановой в Сочинской конференции. У Ассоциации свои базовые группы, наши экспериментальные площадки – 3 группы 3-6 и 3 «нулевки», членами Ассоциации становятся многие наши выпускники, проходят аккредитацию группы из разных городов. На нашу электронную почту ежедневно приходят письма от коллег и родителей, иногда просто не успеваем отвечать.
У АМПР снова есть свой дом, правда нам уже тесновато, но жизнь бурлит. Наш новый адрес рядом с метро Щелковская: 11 Парковая, д. 44, кор.1, вход 1. Каждый день сюда приезжают люди из разных городов и даже стран за консультациями, с вопросами и просто пообщаться и обменяться опытом. Наша география на сегодня от Южносахалинска до Калининграда, от Анапы до Ярославля, невозможно перечислить все города и поселки. У нас проходят обучение коллеги из Казахстана, Украины, Эстонии, Белоруссии, Чехии, США.
Но есть еще «внутренняя работа»: отработка диагностических штрих-карт, корректировка программы курса по подготовке педагогов, обкатка и представление программы музыкального образования в монтессори-группе, запуск курса для музыкантов и психологических тренингов для монтессори-педагогов и родителей…
Я строила эту башню «на расстоянии» в 10 лет, многие грани этих кубиков при таком построении остались невидны, но ведь и вариантов построения очень-очень много.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5, 2007 г.
Фото с
сайта и архив журнала