«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

10 кубиков. Круглые даты располагают к воспоминаниям, в памяти всплывают картинки...

Лариса Климанова
С фотографий начала века на нас смотрели дети, работающие с монтессори-материалами. Мы буквально чувствовали присутствие и поддержку своих предшественников, свои корни. Все наши трудности показались нам мелкими и преходящими. Эта старинная подаренная нам Юрием Храмцовым книга и сегодня наш талисман.

1 кубик

 …Весна 1997 год, Ольга и Андрей Лаптевы собираются уезжать в Канаду, оставляют нам старенький компьютер, принтер и шкаф с Монтессори–материалом – первое имущество будущей Ассоциации. Елена Александровна Хилтунен, Татьяна Чир, Александр Волошин, Светлана Алаева, Надежда Смирнова, Елена Апраксина и многие другие люди из разных городов поддержали тогда идею создания АМПР, а С.В.Храмов помог нам зарегистрироваться в Минюсте.

По ночам в нашем «офисе», который мы арендуем у горбачёвцев ( московское отделение СДПР), бегают крысы. Поэтому, уходя мы тщательно загораживаем щель под дверью, чтобы они не перегрызли провода и не сожрали дорогущий Монтессори-материал. И вдруг неожиданная улыбка судьбы: Юрий Воронов, хозяин помещения, приносит нам в подарок найденную им в книжном шкафу его бабушки книгу Юлии Ивановны Фаусек «Детский сад Монтессори», изданную в 1923 году. Вот это да! С фотографий начала века на нас смотрели дети, работающие с монтессори-материалом. Мы буквально почувствовали присутствие и поддержку своих предшественников, свои корни. Все наши трудности показались мелкими и преходящими. Эта книга и сегодня наш талисман.

2 кубик  1998-1999  

Мы заключили Договор с Академией повышения квалификации учителей и начали проводить свои курсы и семинары, круглые столы и встречи монтессори–педагогов.

Преподавали на курсах Марина и Дмитрий Сороковы, Анна Михайловна Зевальд, Татьяна Федоровна Чир, Ирина Васильевна Салихова, Галина Алексеевна Любина, Надежда Смирнова, Лариса Климанова… Водим слушателей на экскурсии в группы к Кате Пономаревой и Лене Шевниной. Пока в зале идут лекции, на кухне мы варим суп с фрикадельками для наших, тогда еще немногочисленных, слушателей.

7 апреля на конференции, которая проходит в Академии, обсуждаем критерии монтессори-групп. Все очень интересно, продуктивно, расходиться не хочется. А потом выясняется, что и не «можется»: пока мы работали, в Москву вернулась зима, намело сугробы, а мы пришли в легких туфельках и плащиках и теперь завидуем приезжим – они живут в гостинице Академии... Идем к ним в гости и продолжаем «в номерах».

…В подмосковном городе Фрязино в заводском общежитии Ольга Мартынова создает Монтессори-группу для местных детей. Дети приходят на занятия сами и приводят своих друзей с разных этажей. У нас мало места, нет денег на фабричный материал, группа «общественная» – работаем в ней после основной работы. Многие материалы делаем сами, конструктивные треугольники из картона, цветные таблички из образцов самоклеющейся пленки, шершавые буквы, цифры и карты из манки с клеем ПВА, чипсы, подвижные алфавиты… Но как работают дети! Подобную самоорганизацию, дисциплину и энтузиазм редко увидишь и в хорошо оснащенных группах с евроремонтом.

3 кубик 1999-2000 

Осенью 1999 года мы делаем первые шаги по разработке программы и открытию монтессори-групп для детей до 3 лет. Ясно, что они должны быть другими, формируя среду нужно учесть и требования к монтессори-материалу и особенности малышей.

В гостях у Людмилы Николаевны Букаевой, в Доме ребенка №25, мы проводим первый семинар с педагогами, врачами, психологами. Татьяна Сервианова, Катя Пономарева, Люба Чухонцева, Ольга Мартынова, Ирина Косырева, Лариса Климанова и другие Монтессори-педагоги тогда обсуждали как идею то, что сегодня для тысяч мам с маленькими детьми кажется само собой разумеющимся. 

Потом возле метро «Домодедовская» мы зашли в магазин, где продавались ковры и увидели там покрытие для защиты ковров у входов. Оно было восхитительным! С шипами и ребристое с одной стороны, гладкое с другой, – как здорово по нему ходить босиком и трогать его руками! Мы тут же разулись и попробовали как это будет. Напрасно бедные продавцы пытались объяснить нам, что «шипы – это чтоб не скользило по ковру». До сих пор то первое приобретение в группу очень нравится нашим детям!

В январе 2000 года мы переезжаем в здание детского сада на Преображенке. Делать там ремонт помогают наши мужья, друзья, родители, слушатели курсов и, главное, приезжающий из Омска Виктор Игнаткин. «Когда б вы знали, из какого сора…». Сбывались мечты – у Ассоциации появились свои базовые группы 0–3 и 3–6.

4 кубик  2000-2001 

Количество людей, увлеченных монтессори-педагогикой, все увеличивается и увеличивается. Курс 3-6 теперь проходит 5 раз в год, большая карта России в нашем коридоре вся усеяна флажками: Владивосток, Хабаровск, Якутск, Иркутск, Томск, Омск, Тюмень, Ноябрьск, Сургут, Новосибирск, Кемерово, Пермь, Чайковский, Казань, Волгоград, Иваново, Орел, Архангельск, Тверь, Ростов-на Дону… Мы проводим выездные курсы Ассоциации в Омске и Лермонтове.

5 кубик 2001-2002 

Мы видим явные результаты работы групп «Вместе с мамой». Другие дети и другие мамы! Мы можем говорить с ними на одном языке, они выбирают Монтессори осознанно. Все равно бывают всякие сложности, но у нас классный психолог – Елена Баканова и Монтессори-терапевт Ольга Николаевна Красикова. Ассоциация начинает подготовку педагогов для групп «Вместе с мамой, работающих с использованием монтессори-метода для детей от 8 месяцев до 3 лет», а в Омске Виктор Андреевич Игнаткин начинает производить разработанное нами совместно модульное оборудование для таких групп.


На одном из курсов в ответ на мое предложение придумать модель проекта в монтессори-группе (с целями, задачами, распределением зон ответственности и т.д.) Татьяна и Ирина из Орловского Дома ребенка сказали, что они готовы обсудить метод проектов сначала на примере проекта для взрослых. Ну, например, создание монтессори-группы для детей до 3 лет в Орловском Доме ребенка. Таня сказала, что она в проекте будет отвечать за поиск денег на оборудование, Ира – за работу с администрацией Детского дома и подготовку помещения, а мне «поручили» продумать содержание курса для воспитателей Дома ребенка. Я, думая, что это учебная работа, включилась в «игру», а оказалось, что это всерьез. Результатом этого «учебного» проекта стало проведение мной и Любой Чухонцевой первого выездного курса в Орле и открытие монтессори-группы в Доме ребенка.

6 кубик 2002-2003

Калейдоскоп событий и людей. Мы открыли на Преображенке группу 3-6 полного дня со специальной комнатой, в дверь которой наша художница и мастер на все руки Галя Попова вставила зеркало Гизелла (прозрачное в одну сторону). Из этого наблюдательного пункта потом сотни наших учеников и гостей могли наблюдать за работой группы, не мешая детям. Из Снежинска к нам приехала работать Лариса Пермякова.

В Иваново прошла конференция, посвященная русскому языку в монтессори-методе. Это и тогда было, и сейчас остается больной темой для многих групп. После Иванова начинаем активно работать над созданием и выпуском карточек, восполняем нехватку этого материала.

Весь коллектив сошел с ума. Даже когда просто сидим и чай пьем, любое сказанное слово тут же исследуется на предмет трудностей при прочтении и наличия йотированных гласных. Наш главный специалист по верстке и макетам Лена Кубарева третий раз возит в гарантийный ремонт сканер (там ведь действительно не написано в инструкции «шерстяные носки, резиновые сапоги и т.п. в сканер не запихивать»). 

К нам в гости приезжает г-н Теодор Хельбрюгге из Мюнхена, ему все нравится, особенно «нулевка» и ее возможности для работы с больными детьми. Нам не жалко – снимайте, фотографируйте, пользуйтесь… Что хотим взамен? Да нет, ничего.., хотя… У нас подросли дети, мы собираемся делать школу, но вот материала в России нет. Спасибо г-ну Хельбрюгге и его фонду – теперь есть и школьный материал и колокольчики. Уже в мае Йохим Даттке первый раз читал нам школьный курс, а Татьяна Даттке виртуозно переводила.

7 кубик 2003-2004 

Открыли маленькую монтессори-школу. Нас нашло телевидение, замечательная команда программы «Черные дыры. Белые пятна» сделала два сюжета на канале Культура про группу 3-6 (потом было и НТВ, и ТВЦ, но лучше никто не снял). Проводим выездные курсы в 1 Областной Детской психоневрологической больнице, снова в Орле (на этот раз полный курс 3-6), в Краснодаре и Самаре, принимаем у себя студентов Областного педуниверситета и как всегда – ежемесячные лекции для родителей, лекции для родителей вновь открывающихся групп в разных концах Москвы и в области, 5 полных курсов в год плюс летний школьный с Иохимом Даттке.

Наш незаменимый секретарь Ирочка Копнина завалена работой: она печатает со скоростью 350 знаков в минуту наши письма в разные комитеты, депутатам и т.д., отвечает на звонки, распечатывает и ламинирует карточки, принимает и отправляет какие-то факсы, ведет учет детей в группах…

Газета «Детский сад со всех сторон» опубликовала программу группы «Вместе с мамой».

Через полтора года мы узнали, что ровно через 9 месяцев после окончания нашего курса в Орле у двух ведущих монтессори-педагогов Дома ребенка Татьяны и Ирины в один день родились сыновья. Мистика какая-то.

8 кубик 2004- 2005 

К нам в гости по собственной инициативе приехала делегация американских монтессори-педагогов. Методисты, директора, учителя из 12 штатов, руководитель делегации – Рут Селман, представитель монтессори-ассоциаций при ООН. Общаться с ними было легко – они на английском, мы на русском, но об одном и том же. После знакомства предлагаем им посмотреть занятия в группах, а потом обсудить.


На следующий день, после занятий, они выходят из групп, а на глазах – слезы. 

 – Что, все так плохо?

 – Нет, все так хорошо! Мы у себя не можем добиться такой концентрации внимания и такой рабочей обстановки. Часто идем на поводу у родителей, разбавляя классический материал игровым, и теряем серьезное отношение детей к работе. Молодцы, держитесь, не отступайте от того, что делаете сейчас!

– Рут, что Вы скажете по поводу «нулевки»?

– В Америке ничего подобного нет, и теперь я точно знаю, что буду делать после возвращения. Это просто здорово!

P.S. Через год, после прочитанной в американском журнале статьи об этой поездке, к нам приехала вторая американская делегация, убедиться, что это правда. Убедились. 

После этого, по стечению обстоятельств, у нас на курсах в разное время обучились две русскоязычных американки.

9 кубик 2005- 2006 

Проводим выездные курсы в Сочи. Над нашим «домом» сгущаются тучи, ведомственный детский сад, где так уютно мы жили 6 лет, собираются передать государству, а нам надо искать другое место. Решение об этом нам сообщают в 18.00, 29 декабря 2005 года. С Новым годом! Сначала казалось – не выдержать. Спасибо всем, кто звонил, помогал, поддерживал. Спасибо родителям, они пережили с нами все переезды. Курсы шли по расписанию, хотя условий для их проведения практически не было. Спасибо всем, кого не испугали трудности, кто пережил этот кошмар вместе с нами и смог сосредоточиться на потрясающем содержании монтессори-педагогики, а не на бытовых неудобствах.

Выездные курсы в Сургуте, Новокуйбышевске, Тольятти. Проводим стажировки для выпускников курсов.

Этот год многое расставил по своим местам. Наш коллектив не просто не развалился, не разбежался и не сломался. С новой стороны проявили себя Лена Сиганькова, Валентина Андриенко и Галя Пояркова, появились новые люди. Благодаря энергии и оптимизму Юли Земцовой мы смогли открыть новые группы…

Директор частной школы, в которой мы арендовали помещение, очень оптимистично сказал мне, что решительный шаг вперед часто является следствием хорошего пинка под зад. Похоже, что он был прав.

10 кубик 2006-2007   

Можно перевести дух и подвести промежуточные итоги. Второе дыхание обрела школа, несомненно, на это повлияло участие Лены Бакановой в Сочинской конференции. У Ассоциации свои базовые группы, наши экспериментальные площадки – 3 группы 3-6 и 3 «нулевки», членами Ассоциации становятся многие наши выпускники, проходят аккредитацию группы из разных городов. На нашу электронную почту ежедневно приходят письма от коллег и родителей, иногда просто не успеваем отвечать.

У АМПР снова есть свой дом, правда нам уже тесновато, но жизнь бурлит. Наш новый адрес рядом с метро Щелковская: 11 Парковая, д. 44, кор.1, вход 1. Каждый день сюда приезжают люди из разных городов и даже стран за консультациями, с вопросами и просто пообщаться и обменяться опытом. Наша география на сегодня от Южносахалинска до Калининграда, от Анапы до Ярославля, невозможно перечислить все города и поселки. У нас проходят обучение коллеги из Казахстана, Украины, Эстонии, Белоруссии, Чехии, США.

Но есть еще «внутренняя работа»: отработка диагностических штрих-карт, корректировка программы курса по подготовке педагогов, обкатка и представление программы музыкального образования в монтессори-группе, запуск курса для музыкантов и психологических тренингов для монтессори-педагогов и родителей…

Я строила эту башню «на расстоянии» в 10 лет, многие грани этих кубиков при таком построении остались невидны, но ведь и вариантов построения очень-очень много.

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5, 2007 г.
Фото с сайта и архив журнала

Интересно? Расскажите друзьям:

Лариса Климанова

председатель Ассоциации Монтессори-педагогов России

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
990 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Материалы на эту тему:
Татьяна Кузнецова

Индейцы в городе

Юлия Фаусек

Дети чувствительны к правде и к красоте больше, чем взрослые, поэтому мы должны преподносить им картины, полные правды

Мария Монтессори

Накрываем на стол? Нет! Изучаем геометрию!

Мария Монтессори

Математика. Упражнения, параллельные изучению десятичной системы

Елена Амаро

Цветы Люси Леттэр на детском столике в группе Монтессори

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »