«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Проект Марии Монтессори «ERDKINDER - Дети Земли»

Грация Х. Фрешко
В 1939 году в Амстердаме на английском языке вышла книга Марии Монтессори с результатами интересного исследования, связанного с ее планом принципиальных изменений в школе для подростков. Книга называлась «The Erdkinder – схема реформирования средней школы». А в 1957 году уже после ухода М. Монтессори из жизни перевод этой небольшой книжки был опубликован в Италии под названием «Erd kinder (Дети Земли)» с введением Марио М. Монтессори-старшего.

Из книги «Монтессори: почему бы и нет? Педагогика роста. Что собой представляет педагогика Марии Монтессори сегодня?», Illeoneverbe 2017

Школа конкретного труда

Монтессори рассматривала сельскохозяйственный труд как введение в природу, а также как доступ к неограниченной серии научных и исторических исследований. Проект Erdkinder инициировал основополагающий механизм производства и торговли, на котором основана вся база экономического развития человеческого общества.

В нем описывалась, если можно так сказать, школа конкретного труда для подростков, и вместо спекулятивного удовольствия от изучения в школе изысканного искусства предлагалась живая земледельческая работа, тесно связанная с человеческой историей. М. Монтессори считала, что подросткам необходимо знать такой труд в его утраченном сегодня смысле – со всеми успехами и поражениями, которые он в себе несет. Чтобы они знали и умели таким трудом пользоваться и в то же время добровольно отдавали свое время построению благополучия группы (бригады), в которой трудились, и в конечном итоге учились обращению с деньгами и осознанию своей покупательной способности.

Но главная цель обучения была намного выше: интеллектуально помочь подросткам с помощью собственных исследований развивать в себе человеческое чувство сотрудничества и солидарности друг с другом, которых так не хватает людям в наши дни.

В конце 30-40-х годов прошлого века проект М. Монтессори Erdkinder столкнулся с большими трудностями, связанными с началом Второй мировой войны, охватившей европейские страны. Но инновационный смысл этого проекта остался несомненным и в наши дни: свободный выбор исследовательской темы, упор на групповую работу, поскольку она имеет основную формирующую ценность подростков, и многое другое. В то же время школы проекта Erdkinder не исключали сохранения типичной структуры школ городской среды. Дэвид Кан называл это «городской компромисс», ссылаясь на подростковую школу, которую сам основал и в которой до 1980-х годов была организована типография, работавшая на нужды города.

«Во всяком случае, идеи проекта Erdkinder позитивны в отношении подростков», – подчеркивал в одном из своих сочинений Камилло Граццини. В то время как другие образовательные институты смотрят в первую очередь на репрессии или профилактику ошибок учеников, Erdkinder дает глубокие и расширенные ответы на реальные потребности общего плана развития подростков.


Erdkinder в Калифорнии: открытие подростка в американской сельскохозяйственной школе

Вот что пишет руководитель эксперимента Урсула Труш.

«Наш опыт работы в подростковой педагогике Монтессори начался в 1967 году в CISM в Бергамо во время курса AMI во главе с Элеонорой Хонеггер Капротти, которая предложила нам захватывающее представление о проекте средней школы, разработанном Марией Монтессори».

Ursula Thrush (1924-2002), венгерская американка с дипломом AMI 3-6 и 6-12 (это в CISM в Бергамо), основала школу Montessori «Золотые ворота» Golden Gate в Сан-Франциско и первый Эрдкиндер на заливе Half Moon Bay. Она была участницей различных учебных курсов и конференций в Канаде, Тайване, Малайзии, Венгрии, Франции, Италии.

Миссис Элеонора всегда была с детьми в школе, которую основала. Она работала с ними, чтобы вдохновлять их и освещать их энтузиазм. Неизвестно, было ли у ее школы Монтессори признание, которого она заслуживала, ведь многие из «официальных» людей потеряли в наше время привычку быть, как и она, с детьми и просто не знают и не ценят их. 

В конце концов, нам удалось понять, что настоящая подростковая школа Erdkinder – это фермерская школа, школа с фермой 2.

Опыт Ursulа Thrush, к сожалению, закончился десятилетие спустя из-за серии неприятных проблем с владельцем ранчо, где школа арендовала землю, экономических трудностей, а также из-за плохой поддержки других школ Монтессори в этом районе, которые из-за страха потерять своих младших учеников не поощряли родителей вести в школу Ursulа Thrush своих подростков.

По словам Марии Монтессори, у подростков в возрасте от двенадцати до восемнадцати лет преобладают совершенно новые по сравнению с прошлой жизнью социальные и этические требования. Они пытаются утвердить свою личность, но в то же время отчаянно докапываются до смысла жизни и ищут новые, заслуживающие доверия модели взрослого поведения. Они щедры, жаждут красоты и дружбы. Они требуют уважения, достоинства; они жалуются, что их высмеивают, унижают или не воспринимают всерьез.

Мария Монтессори сравнивала их с барашками и овечками: эмоционально уязвимыми, как младенцы. Их чувства хрупки, их интеллектуальное любопытство находится в кризисе: они полны сомнений, колебаний, сильных эмоций и неуверенности. Для них Монтессори рекомендовала школы в сельской местности, изолированные, расположенные лучше всего на ферме. Такая среда идеальна для стимулирования головы, сердца и рук, дает непосредственное восприятие жизни и взаимоотношений людей.

Согласно этому проекту, на ферме, которой управляют сами ученики с помощью опытных взрослых, выращиваются овощи, фруктовые деревья и животные. Каждый продукт фермы, фруктового сада или огорода должен был быть продан на рынке. Ученики сами отвечают, чтобы ферма давала прибыль, которую они бы реинвестировали в ферму, напрямую увеличивая ее экономику, торговлю и управление.

Ферма складывалась медленно. Наконец, купили ослов, овец, индюков, цыплят, фазанов, кроликов и голубей, не считая уже бывших там кошек и собак. Посадили фруктовые деревья и организовали огород.

Группа учеников нашла четвертый источник воды на территории и разработала свою систему орошения. Это был конкретный эксперимент, из которого ребята узнали гораздо больше, чем если бы они прочитали несколько книг про орошение земель.

Конечно, дети были в восторге от таких необычных для них переживаний. Их энергия обогащалась чувством принадлежности к творческому процессу, который через несколько недель превратится в их настоящую школу. Педагоги видели, что их вклад в общее дело, как и детей, был реальным и подлинным.


Среди участников проекта был один человек, Жан Сандерс, который сыграл важную роль в обучении подростков ручной и художественной деятельности, потому что знал все о шерсти животных, начиная со стрижки овец. Он рассказывал и показывал подросткам, как карточную, спиновую, красильную шерсть соединять с растениями из наших лесов и как изготавливать из всего этого ремни, сумки, блузки, платки и подушки. И не только это: он мог различать съедобные дикие растения; предложил, где найти глину, как построить кирпичную печь, как готовить свечи и варить джемы.

Кстати, мальчики научились делать масло, йогурт и сыр. Продукты животного и растительного происхождения частично использовались на ферме, а частично продавались в близлежащем городке. Это несло с собой контакты с потенциальными покупателями, опыт продаж, записи в бухгалтерские книги, переписку и так далее. Когда дети собрали около 45 фунтов ягод и изготовили крышек для банок с вареньем больше, чем могли продать варенья, они четко поняли разницу между затратами и доходами.

Вначале все поступления были реинвестированы в семена и в корм для животных. Позже мы смогли выделить скромные суммы денег самим ученикам. Таким образом, работа на ферме позволила им проверить весь производственный цикл и ответственность за животных. Ферма работала как экосистема, для существования которой дети изучали, как улучшить солнечное нагревание воды, как спроектировать и построить теплицу для кроликов, как подготовить пруд для животных и пресноводных растений и, не в последнюю очередь, как удалять отходы.

А как же с предметным обучением?

Опыт летней школы дал возможность испытать ритм жизни фермы и в соответствии с ним соединить работу на ней со школьными предметами.

Школьные занятия основывались на расписании, которое каждый день включало разные предметы, что благоприятствовало концентрации внимания и расширению личных учебных исследований учеников.

- Понедельник: математические науки (арифметика, геометрия, алгебра).

- Вторник: языки (грамматика, логический анализ, изучение стилей, языковые сравнения, классические языковые исследования).

- Среда: география и история; физическая география, экономика; обмен/торговля.

- Четверг: экскурсии, путешествия и/или личная работа.

- Пятница: физика, естественные науки, музыка.

Ученики работали группами по десять человек и чередовались в течение дня в трех общих областях: ручная деятельность; работа на открытом воздухе (для животных и растений); строго учебная деятельность.

Чтобы обеспечить непрерывность получаемого опыта, каждые две недели проходила ротация.
Выходы на экскурсию проводились на основе исследовательских проектов и варьировались в разных средах: театр, музей, гражданские события, на которые близлежащий Сан-Франциско обычно богат, а также интересные места, связанные с биологией и географией.


Типичный день был построен следующим образом

    9-9.30 чистка и кормление животных;
    9.30-12 мероприятия по делу дня (они могли происходить как внутри школы, так и вовне ее);
    обед 12.00-13.00;
    13.30-14.30 тренировки в различных видах спорта (включая боевые искусства);
    14.30-15.30 порядок и уборка, а затем личное свободное время.

Следует подчеркнуть, что в фермерской школе, направленной на открытия подростков и, следовательно, на продолжение исследований жизни, занятия были открытыми и неформальными, в том смысле, что дети не были обязаны посещать уроки, если они не были в них заинтересованы. Можно было выбирать другие виды деятельности, но, главное, им не разрешалось нарушать общую работу школы.

Могло случиться, что учитель начинал занятие только с одним подростком, но вскоре вокруг него формировалась группа увлеченных предметом изучения ребят.

Очевидно, не все работы на ферме или в школе оказывались приятными. Но, радуясь им или нет, ребятам все равно приходилось, например, заботиться о животных или поливать огород.
Наиболее зрелые из них, наконец, понимали, что учатся настоящему управлению каждым аспектом коллективной жизни. Менее зрелые иногда жаловались или пытались избавиться от своих обязанностей. Тем не менее, согласованность внутри жизни фермерской школы, солидарность взрослых и подростков помогли им почувствовать себя частью всей этой удивительной жизни. Важны были и еженедельные общие собрания.

Постоянный поиск

На протяжении многих лет школьная программа имела свою эволюцию, поскольку взрослые с каждым годом углубляли свое понимание потребностей подросткового возраста. Вот почему она несколько раз менялась и корректировалась. Программу пришлось менять также из-за того, что экспериментальная школа всегда хочет быть первой и лучшей в результатах ученья, оставаясь верной своим принципам и не унижая, например, подростков с пониженными способностями, которых в нее пришло много и не из монтессори-школ. Их были вынуждены взять, чтобы покрыть расходы школы-фермы.

В связи с этим приходилось нанимать опытных учителей по наиболее распространенным школьным предметам. Некоторые из них, хотя и превосходны, не всегда оценивали настрой монтессори-педагогики и осознавали принципы свободной школы. Привыкшие к формальному течению школьной жизни, они не интересовались связью своих дисциплин с работой на ферме и с общей повседневной жизнью школы.

Несмотря на эти компромиссы, результаты продолжали оставаться отличными и подростки всегда показывали успешные результаты ученья. Они сами готовили великолепные «Ленты времени» по различным дисциплинам; они писали эссе, комедии и стихи; они организовывали дискуссии, чтения, шоу и научные выставки. Они выращивали злаки из разных уголков мира. Они растили цыплят, рассчитывая их прирост с помощью арифметических и геометрических расчетов. Они регистрировали сельскохозяйственные продукты на компьютерах, изучали техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственных машин. Они сами устраивали экскурсии и путешествия, согласно своим историческим или научным интересам. Жизнь была творческой, увлекательной и в то же время полезной для всех.

После первых двух лет жизни школы родители захотели, чтобы их детей оставляли на ферме полный рабочий день и в течение пяти дней в неделю. Но не было жилых комнат. Таким образом, был арендован дом на заливе полумесяца, где подростки стали оставаться под надзором квалифицированных взрослых, которые действовали как родители. Но школа и здесь находилась под прямой ответственностью учеников, которые сами установили квоту на жилье, самостоятельно покупали продукты на рынке, готовили, убирали в дополнение к уже описанным обязанностям и иногда принимали гостей, посещавших ферму за определенную плату. Это был реальный прогностический и семейный опыт, в котором подростки участвовали в жизни настоящей гостиницы – редкий опыт для городских подростков.

Через семь лет в школе установился хороший баланс между работой и учебой. Стало понятно, что проект Марии Монтессори Erdkinder может быть успешно достигнут. Особенно, если взрослые находятся в гармонии друг с другом и с окружающей средой; если они открыты и готовы делиться, участвовать, общаться с детьми, не строя из себя всезнающих и умеющих, а быть такими, какие они есть, без своих привычных взрослых назиданий детям.


Климат свободы

Наконец, следует несколько слов сказать о климате свободы, который приближает этот опыт к философии М. Монтессори. В целом подростковые школы характеризуются атмосферой пассивности, ограничений и требований послушания. Но, по Монтессори, функция основной школы заключается в том, чтобы помочь подростку в переходе во взрослую жизнь и, прежде всего, в умении принимать правильные решения, в обстоятельствах, связанных с экономическими, эмоциональными, религиозными, психологическими трудностями, с политикой. Но такую помощь осуществить невозможно, если она ограничена предложениями книжных полок и далека от реальной жизни подростков. Опыт школы Монтессори по проекту Erdkinder сполна доказывает это.

Только реальный, активный, конкретный опыт дает подростку подлинное самоуважение и достоинство. Он чувствует себя обогащенным связями между действиями и мышлением, а не библиотечным обучением и, таким образом, сталкивается с будущим ответственно, чувствуя, что может внести в сообщество людей свой личный вклад.


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (60) 2017
Интернет-перевод под редакцией Е. Хилтунен
Фото: интернет-источник

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Грация Х. Фрешко

Grazia Honegger Fresco 

Прямая ученица и коллега М. Монтессори. Диплом Школы Ассистентов Детства Монтессори в Риме. Диплом национального курса Монтессори 1948-51 года. Инструктор СИМЕА. Главный редактор журнала "Тетради Монтессори". Обладатель премии UNICEF за защиту детства. Автор и редактор многих книг по монтессори-педагогике. (Италия)

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Мария Монтессори

Они исполняют предписанное действие, тщательно исследуют его, словно репетируя сцену спектакля

Светлана Филёва

Марк шагал. Шел и шагал…

Елена Хилтунен

Трехлетние дети умеют «читать», не зная букв. Мы называем это интуитивным чтением

Елена Хилтунен

«Психогеометрия» Марии Монтессори. Первое русское издание

Грация Х. Фрешко

О качестве монтессори-образования. Как его понимают итальянцы?

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »