Летнее путешествие длиною в детство
Елена Литвяк
Значение "дальних стран" и "необитаемых островов"
...Пространство детства существует совершенно параллельно со взрослым миром, имея свои собственные физические законы. Вопреки запретам и предостережениям, дети совершают бесконечные перемещения, как бы существуя одновременно в нескольких реальностях. Пространство расширяется и сжимается, множится. Вряд ли стоит говорить о совершенной реальности всех тех мест жизни детской души, где происходят игры с построением собственного пространства, начиная от простейших “домиков” до создания в воображении целых государств и народов. Пространство дошкольного детства – дом, двор – и Африка, и все миры книжек и мультиков.Пространство школьного детства – двор, школа, квартал, книжные и киномиры, места летних приключений, те же самые точки в жизни лучшего друга. На пороге отрочества, около десяти лет, происходит новый существенно важный скачок во взаимоотношениях с пространством – первый обмен воспоминаниями с друзьями и главное, обмен территориями жизни, законсервированными в воспоминаниях, и их присвоение как своих. Недаром с этого момента начинается систематическое преподавание географии и истории в школе – ребёнок по своим внутренним мотивам готов к полноценному присвоению миров, существующих лишь на картинках или в воображении, тех мест, где он вряд ли когда-либо окажется в действительности.
С этого момента начинается для бывшего ребёнка, теперь подростка, настоящее вхождение в большую культуру, когда его личное пространство может совпасть с пространством национальной и общечеловеческой Культуры.
“Дальние страны” и “необитаемый остров” – классические игры-переживания на границе младшего школьного и подросткового возраста. Особенно актуальные, когда ребёнок уже осознал (благодаря ежедневному хождению в школу и пропаданию там чуть ли не на весь день) свою отделенность от родителей. Может быть, этот “сквозняк” в теплом детском мирке и вынуждает ребёнка искать игры, требующие мужества и находчивости? Проиграть страх одиночества, чтобы превратить его в способность не поддаваться обстоятельствам.
Ребёнок, подросток получает опыт принятия одиночества и жизни малой группой как феноменов культуры, такой же важный, как опыт карманных денег или дворовой иерархии. Возможно, из того же ряда - чтение запоем приключенческих книг в 11-12 лет, когда волны Атлантического океана вполне реально ударяют в дверь собственной детской. Слоны, тигры и индейцы со скальпами - спутники удавшегося детства. Красивые, нестрашные опасности. Что здесь от культурной заданности мира взрослых посредством книжек и уроков, а что - исконный, детский порыв? Куда? К Другому, принципиально другому, нежели я сам. Вот это – Путешествие.

Путешествие - пространство для поступка
Путешествие – это всегда “я уже большой”, “я сам”, маленькие, беспомощные не путешествуют. Хотя, конечно, в современных условиях многие активные родители путешествуют чуть ли не с восьмимесячными младенцами. Но это совсем другой случай. Путешествия с родителями – верх удовольствия для ребёнка, потому что есть возможность удовлетворить сразу все базовые желания развивающегося человека. В дороге меньше строгости в ежедневных “режимных моментах”, связанных со сном и питанием, и всегда есть ощущение постоянной защиты и надёжности при постоянной же смене ярких впечатлений. А путешествия без родителей предстают перед ребёнком как мифическое Испытание, вариант инициации древних культур для преодоления страха и одиночества.На грани младшего подросткового возраста (девять - двенадцать лет) ребёнок осваивает пространство, уже осознанно затрачивая физические и духовные силы. Слова “вытерпел”, “не испугался”, “помогли”, “поделились” становятся своеобразными знаками - нравственными ориентирами хорошего путешествия. Особенную ценность составляют те эпизоды странствий, которые связаны с настоящим экзистенциальным ужасом потерянности в мире, который, вроде бы уже знакомый, вдруг оборачивается к внезапно потерявшемуся ребёнку вместо привлекательного лица чёрной дырой неизвестности. Истории из серии “Как мы заблудились” есть в арсенале памяти многих детей.
Но существенная разница возникает в представлении о мире и самом себе, когда тебя, как маленького, нашли и спасли, или когда ты, как взрослый, выпутался сам, да ещё и другого спас. И соответственно места, где он уже не может заблудиться, перемещаются для ребёнка в категорию “своих”, понятных, не страшных, свидетельствовавших, к тому же о проявленном мужестве и находчивости, о том, что побывавший здесь стал старше, мудрее, лучше.
Дорога, даже длиной в один день, это всегда пространство для Поступка. Человек на дороге открывается таким, какой он есть. Может быть, оттого подростки так любят путешествовать все равно куда, хоть на электричке прокатиться, - потому что это возможность проверить своих друзей – настоящие ли они или только так? И, конечно, проверить себя – что я сделаю в разных ситуациях?
О том, что со мной было
Традиция ведения путевых дневников также прочно связывает с фактом путешествия именно письменную речь. Язык развивается как потребность человеческой души выйти за рамки тела, соприкоснуться через речь с душой другого человека, поделиться с ним собой и принять его. Уже давно умея делать это при помощи устной речи, теперь, в принципе, ребёнок умеет делать это и в письменной. Обживание своего дома, жизнь, питающаяся домашними ценностями, хронологически совпадает с разговором в качестве ведущей формы общения. Время начала самостоятельного осмысленного письма – простейших записей “о том, что со мной было” – совпадает с первыми серьёзными, длительными вылазками за пределы двора, квартала.
В такие путешествия не берут, кого попало, приятелей вообще, а только самых надёжных, с которыми сроднились душой. Полагая, подобно древним, что душа скрыта в дыхании и крови, ребята младшего подросткового возраста часто именно в таких путешествиях становятся, говоря детским языком, “друзьями до гроба”. Бывает, что такие совместные исследования пространства сопровождаются выкуриванием одной общей на всех “трубки” или даже смешиванием крови из надрезанных или проколотых пальцев в знак вечной дружбы.

"Нет дороги окончанья, есть зато ее итог"
Детский рюкзачок – подлинный индикатор душевного состояния ребёнка. И обязательная палка в руках мальчишки как знак уверенного, безопасного путешествия. Дети всегда с огромным, нарастающим как снежный ком нетерпением ждут предстоящую дорогу – почти бессонная ночь, с частыми вскакиваниями во тьме – не проспать бы, слабо контролируемое подпрыгивание на месте от распирающего восторга и полная неспособность рассказать об этом словами, одни междометия. Душа словно приподнимается над известной, исхоженной, пережитой землёй. Расти вроде некуда. Хочется перелиться в другое пространство. Беспокойство, внутренний зуд, жажда движения к неизвестному, желание ветра, который подхватит, понесёт и наполнит. Состояние, близкое к вдохновению. Радость жизни, открытость ей каждой клеточки детского существа. Вдохновение - вдох - дыхание - жизнь.
В эти мгновения предвкушения совершается огромная работа фантазии – все, что когда-либо было услышано или прочитано самостоятельно о местах, которые ждут прикосновения его ступни, выплывает из запасников памяти ребёнка. В сознании выстраивается образ места - небо, деревья, собаки, люди. Часто придумываются будущие друзья и возможные с ними игры. Радость и страх одновременно наполняют это фантастическое пространство -– а вдруг все окажется не так? И никакие хрестоматии по родной словесности ничего не могут сделать с ребёнком, никак не привьют ему чувство родной земли, пока он эту землю сам не покинет. Наши-то замечательные классики создавали свои тексты, имея за плечами этот опыт странствия-возвращения.
Приезд домой – как подведение невидимой черты - вот ещё часть жизни прожита, ещё вырос. У ребёнка, подростка прибавляется уверенность в собственных силах (особенно, если приключения были весьма значительны и благополучно закончились), чётче обозначились в сознании важные и неважные вещи этого мира. Он понимает, за что готов драться, а на что не стоит обращать внимание. Радуется приобретённой способности ориентироваться в пространстве, терпеть усталость, боль, отсутствие комфорта. Чувствует себя богачом, имея нескольких новых друзей и трофеи, оставшиеся от лета.