«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Летнее путешествие длиною в детство

Елена Литвяк
Ребенок, особенно маленький, странник, путешественник по определению. Все дороги ведут неизвестно куда, культура окружающих взрослых для него - неизвестное наречие. Любое образовательное усилие ребенка, усилие по саморазвитию – шаги путешественника по неизвестной территории. А что, собственно, считается путешествием у самих детей? Как они выстраивают взаимоотношения с окружающим их ландшафтом – природным и культурным?

Значение "дальних стран" и "необитаемых островов"  

...Пространство детства существует совершенно параллельно со взрослым миром, имея свои собственные физические законы. Вопреки запретам и предостережениям, дети совершают бесконечные перемещения, как бы существуя одновременно в нескольких реальностях. Пространство расширяется и сжимается, множится. Вряд ли стоит говорить о совершенной реальности всех тех мест жизни детской души, где происходят игры с построением собственного пространства, начиная от простейших “домиков” до создания в воображении целых государств и народов. Пространство дошкольного детства – дом, двор – и Африка, и все миры книжек и мультиков.

Пространство школьного детства – двор, школа, квартал, книжные и киномиры, места летних приключений, те же самые точки в жизни лучшего друга. На пороге отрочества, около десяти лет, происходит новый существенно важный скачок во взаимоотношениях с пространством – первый обмен воспоминаниями с друзьями и главное, обмен территориями жизни, законсервированными в воспоминаниях, и их присвоение как своих. Недаром с этого момента начинается систематическое преподавание географии и истории в школе – ребёнок по своим внутренним мотивам готов к полноценному присвоению миров, существующих лишь на картинках или в воображении, тех мест, где он вряд ли когда-либо окажется в действительности.

С этого момента начинается для бывшего ребёнка, теперь подростка, настоящее вхождение в большую культуру, когда его личное пространство может совпасть с пространством национальной и общечеловеческой Культуры.

Первые путешествия в детстве – выход за грань обитаемого мира, как в сказках, где за родным забором начинается неведомый страшный лес, опасность, может быть, даже смерть.

Путешествие как опыт открытости смерти – серьёзный опыт для маленького ребёнка! А вся тяга к неизвестным приключениям только и держится, что на вере в бессмертие. С тобой ничего по-настоящему не может случиться. Смерть – это не предел, а дверь, чтобы идти дальше. Потому и терпит человек трудности в дороге с достоинством, и делится последним, и других спасает на самом краю, что знает (или чувствует хотя бы) что он бессмертен. Если бы по-другому, тогда – зачем?

“Дальние страны” и “необитаемый остров” – классические игры-переживания на границе младшего школьного и подросткового возраста. Особенно актуальные, когда ребёнок уже осознал (благодаря ежедневному хождению в школу и пропаданию там чуть ли не на весь день) свою отделенность от родителей. Может быть, этот “сквозняк” в теплом детском мирке и вынуждает ребёнка искать игры, требующие мужества и находчивости? Проиграть страх одиночества, чтобы превратить его в способность не поддаваться обстоятельствам.

Ребёнок, подросток получает опыт принятия одиночества и жизни малой группой как феноменов культуры, такой же важный, как опыт карманных денег или дворовой иерархии. Возможно, из того же ряда - чтение запоем приключенческих книг в 11-12 лет, когда волны Атлантического океана вполне реально ударяют в дверь собственной детской. Слоны, тигры и индейцы со скальпами - спутники удавшегося детства. Красивые, нестрашные опасности. Что здесь от культурной заданности мира взрослых посредством книжек и уроков, а что - исконный, детский порыв? Куда? К Другому, принципиально другому, нежели я сам. Вот это – Путешествие.


Путешествие - пространство для поступка

Путешествие – это всегда “я уже большой”, “я сам”, маленькие, беспомощные не путешествуют. Хотя, конечно, в современных условиях многие активные родители путешествуют чуть ли не с восьмимесячными младенцами. Но это совсем другой случай. Путешествия с родителями – верх удовольствия для ребёнка, потому что есть возможность удовлетворить сразу все базовые желания развивающегося человека. В дороге меньше строгости в ежедневных “режимных моментах”, связанных со сном и питанием, и всегда есть ощущение постоянной защиты и надёжности при постоянной же смене ярких впечатлений. А путешествия без родителей предстают перед ребёнком как мифическое Испытание, вариант инициации древних культур для преодоления страха и одиночества.

На грани младшего подросткового возраста (девять - двенадцать лет) ребёнок осваивает пространство, уже осознанно затрачивая физические и духовные силы. Слова “вытерпел”, “не испугался”, “помогли”, “поделились” становятся своеобразными знаками - нравственными ориентирами хорошего путешествия. Особенную ценность составляют те эпизоды странствий, которые связаны с настоящим экзистенциальным ужасом потерянности в мире, который, вроде бы уже знакомый, вдруг оборачивается к внезапно потерявшемуся ребёнку вместо привлекательного лица чёрной дырой неизвестности. Истории из серии “Как мы заблудились” есть в арсенале памяти многих детей.

Но существенная разница возникает в представлении о мире и самом себе, когда тебя, как маленького, нашли и спасли, или когда ты, как взрослый, выпутался сам, да ещё и другого спас. И соответственно места, где он уже не может заблудиться, перемещаются для ребёнка в категорию “своих”, понятных, не страшных, свидетельствовавших, к тому же о проявленном мужестве и находчивости, о том, что побывавший здесь стал старше, мудрее, лучше.

Дорога, даже длиной в один день, это всегда пространство для Поступка. Человек на дороге открывается таким, какой он есть. Может быть, оттого подростки так любят путешествовать все равно куда, хоть на электричке прокатиться, - потому что это возможность проверить своих друзей – настоящие ли они или только так? И, конечно, проверить себя – что я сделаю в разных ситуациях?

В путешествии с огромной скоростью развивается язык ребёнка - выразитель его мысли. Новые впечатления прямо-таки зовут самого молчаливого к бесконечному вопрошанию собеседника, потоки сбивчивой, перескакивающей с одного на другое детской речи низвергаются в этом случае на терпеливого слушателя. А если такового слушателя рядом нет - уже умеющий писать человек доверится бумаге (сам или кто подскажет). Из этих первых “путевых дневников”, писем домой складываются впоследствии личные дневники.

О том, что со мной было  

Отдельная статья – дорожные воспоминания в компании. Такие разговоры настолько значительны, что иногда кажется, что многие дорожные сумасбродства совершаются лишь потому, что рассказ должен получиться красочным. Чтобы слушали, раскрыв рот. Детские коллективные блуждания по близлежащим окрестностям для освоения-присвоения нового пространства начинаются в эпоху развивающегося детского письменного языка. Невозможно, чтобы это было случайное совпадение.

Традиция ведения путевых дневников также прочно связывает с фактом путешествия именно письменную речь. Язык развивается как потребность человеческой души выйти за рамки тела, соприкоснуться через речь с душой другого человека, поделиться с ним собой и принять его. Уже давно умея делать это при помощи устной речи, теперь, в принципе, ребёнок умеет делать это и в письменной. Обживание своего дома, жизнь, питающаяся домашними ценностями, хронологически совпадает с разговором в качестве ведущей формы общения. Время начала самостоятельного осмысленного письма – простейших записей “о том, что со мной было” – совпадает с первыми серьёзными, длительными вылазками за пределы двора, квартала.

В такие путешествия не берут, кого попало, приятелей вообще, а только самых надёжных, с которыми сроднились душой. Полагая, подобно древним, что душа скрыта в дыхании и крови, ребята младшего подросткового возраста часто именно в таких путешествиях становятся, говоря детским языком, “друзьями до гроба”. Бывает, что такие совместные исследования пространства сопровождаются выкуриванием одной общей на всех “трубки” или даже смешиванием крови из надрезанных или проколотых пальцев в знак вечной дружбы.


"Нет дороги окончанья, есть зато ее итог"   


Дорога даёт ребёнку опыт переезда, перемещения, устройства новой жизни на новом месте. В том числе и обустройство собственного внутреннего мира в изменившихся внешних условиях. “Сборы в дорогу” - нешуточный ритуал, продолжение испытаний-инициаций. Мудрые воспитатели и родители не оставляют на первых порах ребёнка с этим процессом один на один, но и не делают все за него, укладывая нужные вещи по заранее составленному ими списку. Вместе решают, что, зачем и сколько нужно взять, а потом, показав первоначально, как это делается, предоставляют ребёнку возможность самому уложить вещи. При всей кажущейся простоте это действительно важно. Мы чистим зубы и застёгиваем пуговицы автоматически, не задумываясь над тем, что совершаем культурный акт.

То же мы проделываем, складывая чемодан перед отъездом. А для ребёнка – это непростой урок принадлежности к той цивилизации, в которой он растёт, урок культуры под названием “что и зачем я беру с собой, уходя из дома надолго”. Эти сборы в дорогу представляются первым настоящим самостоятельным вычленением жизненных ценностей человека. Из-за малости места в багаже берёшь только действительно важное – для тела и для души. Отъезд в неизвестное место часто переживается как отрыв от родного дома неизвестно насколько. “Вернусь ли вообще?” – думают некоторые дети, несмотря на верную дату обратного билета. И кладут в свой багаж домашние вещи, к которым накрепко привязана их душа – игрушки, книжку, какую-нибудь безделушку. Чтобы было, что подержать в руках, когда там, на той, неизвестной стороне, будет плохо. Что они берут с собой, уезжая на месяц на дачу, в больницу, в другой город, другую страну?

Детский рюкзачок – подлинный индикатор душевного состояния ребёнка. И обязательная палка в руках мальчишки как знак уверенного, безопасного путешествия. Дети всегда с огромным, нарастающим как снежный ком нетерпением ждут предстоящую дорогу – почти бессонная ночь, с частыми вскакиваниями во тьме – не проспать бы, слабо контролируемое подпрыгивание на месте от распирающего восторга и полная неспособность рассказать об этом словами, одни междометия. Душа словно приподнимается над известной, исхоженной, пережитой землёй. Расти вроде некуда. Хочется перелиться в другое пространство. Беспокойство, внутренний зуд, жажда движения к неизвестному, желание ветра, который подхватит, понесёт и наполнит. Состояние, близкое к вдохновению. Радость жизни, открытость ей каждой клеточки детского существа. Вдохновение - вдох - дыхание - жизнь.

В эти мгновения предвкушения совершается огромная работа фантазии – все, что когда-либо было услышано или прочитано самостоятельно о местах, которые ждут прикосновения его ступни, выплывает из запасников памяти ребёнка. В сознании выстраивается образ места - небо, деревья, собаки, люди. Часто придумываются будущие друзья и возможные с ними игры. Радость и страх одновременно наполняют это фантастическое пространство -– а вдруг все окажется не так? И никакие хрестоматии по родной словесности ничего не могут сделать с ребёнком, никак не привьют ему чувство родной земли, пока он эту землю сам не покинет. Наши-то замечательные классики создавали свои тексты, имея за плечами этот опыт странствия-возвращения.

Приезд домой – как подведение невидимой черты - вот ещё часть жизни прожита, ещё вырос. У ребёнка, подростка прибавляется уверенность в собственных силах (особенно, если приключения были весьма значительны и благополучно закончились), чётче обозначились в сознании важные и неважные вещи этого мира. Он понимает, за что готов драться, а на что не стоит обращать внимание. Радуется приобретённой способности ориентироваться в пространстве, терпеть усталость, боль, отсутствие комфорта. Чувствует себя богачом, имея нескольких новых друзей и трофеи, оставшиеся от лета.

Если все так, стремление идти по дороге, “делая себя” при помощи неизведанного пространства, усиливается ещё больше. Желание путешествовать по реальному, а не виртуальному миру домашнего компьютера, будет во многом определять образ его жизни в отрочестве и, особенно, в юности. И, став взрослым, он обязательно проведёт по этим тропам своих детей. Место Встречи (позиция взрослого в образовательном путешествии) Итак, рассматривая детские способы взаимодействия с пространством на разных возрастных этапах, мы видели, что в принципе, любое путешествие куда-либо (и не обязательно далеко) в потенциале может стать образовательным, способствующим становлению, изменению человека.

Статья из журнала "Монтессори-клуб" №3 2010 г.
Фото: архив журнала и www.photosight.ru

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Елена Литвяк

Учитель истории в православной школе "Рождество". Журналист, писательница. Монтессори-учитель в Первой начальной монтессори-школе в Москве. Эксперт Ассоциации Монтессори-педагогов России.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Питер Грей

Время заката детских игр

Мария Монтессори

О школьных изменениях и о подростках как о социальных новорожденных. Часть 2

Елена Хилтунен

Школа для детей, а не дети для школы!

Фред Кулик

Об ответственности как результате свободы

Георг Михаэль Кершенштейнер

Школа будущего - школа работы

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »