Плетение в круге
Мария Козлова
Работа детей руками, особенно, если это приобщение к какому-то настоящему взрослому ремеслу, – дело необыкновенно важное. К сожалению, российская школа все больше отходит от подобной учебной деятельности, и все больше поворачивается от ручного труда к интеллектуальной работе. Что уж говорить о детских садах! В то же время на Западе, наверное, нет стран, которые не придавали бы значение сохранению ремесленной культуры своей страны через приобщение к ней детей.
Прямая цель: выполнить плетение узора по кругу.
Косвенная цель: развитие мелкой моторики, концентрации внимания, достижение состояния внутреннего спокойствия и гармонии.
Возраст: от 4,5-5 лет.
Материал: основа – круглые пяльца диаметром 14-15 см, в которых по кругу проделаны отверстия и натянуты пересекающиеся в центре нити.
Отверстия делают горячим шилом, иголкой, нечетное количество, через сантиметр, для пальцев диаметром 14-15 см получаются 33 отверстия.
Кроме того, нам понадобится игольница с иголкой (крупная, с большим ушком); клубочки ниток разного цвета и ножницы.
Начинать плести от самого центра для маленького ребенка еще трудно, поэтому лучше сделать самое начало плетения заранее.
Презентация
1. Наставница показывает ребенку, как аккуратно принести и поставить на стол коробку (сундучок, шкатулку) с материалом, называет его:
Это материал для плетения.
Она медленно достает и называет составные части материала:
– Это коробка с клубочками ниток,
– Это игольница с иголкой,
– Ножницы,
– Основа для плетения.
– Сейчас мы будем плести по кругу разноцветными нитками.
2. Далее наставница называет свои действия и медленно показывает, как их выполнять.
– Сначала отмеряем нить.
(Наставница правой рукой берет клубок, большим и указательным пальцами левой руки крепко захватывает кончик нити и начинает опускать правую руку с клубком вдоль внешней стороны левой руки к локтю, разматывая нить. Обогнув локоть, медленно поднимает клубок вдоль внутренней стороны левой руки к пальцам. Нити встречаются, и наставница захватывает пальцами нить клубка).
– Отрезаем нить.
(Наставница медленно опускает клубок на стол, кладет его, берет правой рукой ножницы и отрезает нить. Кладет ножницы на место).
– Вставляем нить в иголку.
(Наставница берет правой рукой иголку из игольницы, большим и указательным пальцами левой руки держит один из концов нити, медленно вводит нить в ушко иголки, отпускает нить и перехватывает показавшийся из ушка кончик. Протягивает нить через ушко примерно сантиметров на 10).
– Привязываем нашу нить к нити основы.
(Наставница привязывает подготовленную нить к нити основы).
Как правило, дети уже умеют завязывать узелок. Если нет, то урок дается отдельно. Сделать это можно двумя способами. Или перекрещивая ниточки, или соединив два конца, обмотать их вокруг указательного пальца левой руки, скручивая нити большим пальцем, снять петельку с пальца и затянуть узелок.
– Начинаем плести.
(Наставница берет пяльца в левую руку так, чтобы иголка с ниткой оказались внизу. Медленно вводит иголку снизу вверх между нитями, пропустив одну нить основы. Затем медленно вводит иголку сверху вниз между нитями, пропуская следующую нить основы. Повторяет действие 1-2 раза. При необходимости обращает внимание ребенка на то, что важно пропустить только одну нить, тогда получается чередование стежков).
– Сделай, как я.
(Наставница передает основу ребенку. Следит, чтобы он правильно держал пяльца, иголку).
3. Когда наставница убедится, что алгоритм движений ребенок понял, она оставляет его работать самостоятельно. Цветовой узор он составляет по желанию. При необходимости ребенок может обратиться за помощью в любой момент. В дальнейшем некоторые дети переходят к плетению только пальцами, без иголки, так получается быстрее.
Контроль ошибок: Визуальный – чередование стежков верхних и нижних в соседних рядах; чередование стежков в одном ряду через одну нить.
Точки интереса: Отмеряем нить «по локтю»; чередование стежков; узор из ярких цветных нитей, можно использовать нити с люрексом.
В конце плетения узелки следует вывести на одну сторону (с помощью иголки или крючка) – это будет изнаночная сторона.
Когда круг будет заполнен, можно оставить его так, словно в рамочке. Украсить бусинами, пуговицами и т.п.
Можно снять плетение с основы. Для этого обрезают нити по две и связывают их между собой. Потом можно сделать игольницу, подложив вату и приклеив на фигурку, например, черепахи. А можно сплести два круга и сшить их как подушечку или сумочку с ручкой и тоже украсить.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (34) 2012 г.
Фото автора
Книжная полка современного монтессори-педагога: