Как не надо открывать школу Монтессори
Виктория Виноградова
Покажите мне хоть одного человека, который не допустил в своей жизни ни одной ошибки, особенно при открытии образовательной организации. Если вы уже через все это прошли, то вспомните и улыбнитесь.
Итак, как НЕ надо открывать детский сад или школу по методу Монтессори
Не надо в одиночку. Это спорный вопрос. Я знаю страшные истории, как люди начинали вместе, а потом делили бизнес, один из партнеров выходил из дела, а через месяц открывал точно такой же клуб через дорогу и переманивал клиентов к себе. Партнерство – дело рискованное, но тянуть ношу образовательной организации на себе – тяжкий труд, чреватый быстрыми и частыми выгораниями. Нужна страховка. Какие могут быть варианты:
Муж (или жена). О! Эти святые люди, которые однажды соглашаются на авантюру «давай откроем детский сад для наших детей». По крайней мере, на грузчике, слесаре, уборщице, администраторе, smm-щике, нарезателе карточек, бухгалтере (если есть навык) и психотерапевте сможете в первое время сэкономить. Бывает, супруг/супруга настолько увлекаются, что становятся равными партнерами в вашем бизнесе. Тут как повезет и насколько это подходит отдельно взятой семье.
Подруга/друг. Мы все имеем круг общения по родительским интересам и, наверняка, не раз участвовали в разговоре на тему «образование сейчас ужас-ужас, вот бы открыть что-нибудь стоящее и настоящее. Может быть, не только наши дети, но и жители района, города, страны скажут нам спасибо, а наши имена пополнят списки новаторов в образовании». На деле дальше кухонных разговоров редко заходит, и найти партнера среди друзей – идея, близкая к утопии. Тут еще присутствует риск испортить отношения. Не лучший вариант, но возможный.
Равноправный партнер. Вариант рискованный, но самый перспективный. Я знаю много успешных проектов монтессори-школ, где во главе стоят два человека. Сложности неизбежны, но если люди идут к общей цели и умеют работать сообща, то лучше и не придумаешь. Эта тема для отдельного материала, и я когда-нибудь обязательно расскажу вам про детские сады и школы, которыми управляют два равноправных партнера.
Не надо сразу по всем стандартам. Все мы знаем, что идеальный класс монтессори – это площадь не менее 70 квадратов, полный комплект монтессори-материалов, от 20 детей (иначе группа работать не будет), не менее трех часов свободной работы, кухня, сад, окна в пол и живой уголок. Вот тогда не стыдно и «монтессори» себя назвать. В реальности самые лучшие монтессори-школы когда-то начинали с полуподвальных помещений, пяти одновозрастных (о, ужас) детей и с монтессори-материалов, сделанных вручную.
Сразу правильно и идеально не бывает, даже если у вас много денег и вы можете себе позволить полный комплект материалов от Nienhuis. Но и в этом случае выстраивать среду, налаживать работу команды, формировать группу и выстраивать отношения с родителями придется не менее двух лет. Поэтому держим в голове фразу «Москва не сразу строилась», начинаем с малого и двигаемся малыми шагами к своей цели.
Начинать без монтессори-педагога. К сожалению, так. Взять педагогов без монтессори-образования, а потом «как-нибудь доучить» можно, но чревато тем, что ваша организация пойдет не в ту сторону. Выстроить среду, нормализовать группу и не навредить без базовых знаний метода невозможно. Плюс процесс «доучивания» может серьезно затянуться, потому что смотрим пункт два – первые два года придется много работать. Всем без исключения.
Вопрос, как решить эту задачу – один из самых сложных для всех монтессори-организаций. Особенно, если в вашем городе нет курсов по методике Монтессори и учиться придется вдали от дома.
Можно выучиться самому и начать преподавать в своей школе, но совмещать функции педагога и директора сложно. Можно обучить педагога, которому доверяете, а потом запуститься, но нет гарантии, что человек не уйдет от вас до открытия школы. Можно организовать курс, но курс бесполезен, если педагогам негде проходить практику.
Честно сказать, для меня этот вопрос так и остался нерешенным. Сейчас я исследую эту тему и обязательно поделюсь с вами информацией.
Вы живете в городе, где есть курсы монтессори-педагогов, и на вашу вакансию откликается несколько кандидатов? Вам повезло.
Пренебрегать услугами бухгалтера. Если у вас коммерческая организация, вы должны ее зарегистрировать в налоговых органах и вести бухгалтерию в рамках закона. Начисление зарплаты, ежеквартальная отчетность, ведение бухгалтерских книг – со всем этим можно разобраться, но времени придется потратить много. И очень сложно не допустить ошибок, особенно, если нет опыта. Оно вам нужно? Чтобы не отвлекаться от содержания, гораздо проще и удобнее воспользоваться услугами приходящего бухгалтера. Я бы даже поставила эту статью первым пунктом в бюджете.
Нарушать закон. В постсоветских странах частное образование до сих пор находится на периферии официальной игры и регламентируется по остаточному принципу. Поэтому есть много противоречивых законов и их субъективного истолкования. Часто, как ни старайся, но все равно что-нибудь нарушишь. Поэтому хороший юрист – второй пункт в вашем бюджете. Найдите специалиста, подкованного в области частного образования, и поверьте, расходы на его услуги окажутся в десятки раз дешевле, чем штрафы, которые (тьфу-тьфу) придется заплатить.
Отдельная тема безопасности. Можно ругать строгость системы, но безопасность детей важнее. Поэтому проверки СанПиНов и МЧС – гарантия, что в вашем помещении в случае ЧП никто не пострадает.
Тратить свои внутренние ресурсы на недоброжелателей. Как только вы откроете свою монтессори-школу, вас многие поддержат, не сомневайтесь. Но найдется столько же людей, кто расскажет вам, что стандарт у вас не AMI, среда организована неправильно, педагоги работают не так, и как вы вообще посмели открыться, когда кишка тонка. Вот главный совет – найти способ отключать восприятие такой информации. На первом этапе она очень ранит. Вам это не нужно. И точка.
Пренебрегать рекламой. Очень часто, когда мы делаем что-то душевное для людей, нам становится неловко об этом всем рассказывать: мы ведь такие прекрасные, пусть люди сами узнают о нас и придут. На самом деле, не узнают, если вы не приложите к этому усилий. Поэтому старая добрая расклейка объявлений в районе и продвинутая реклама в социальных сетях – вам в помощь.
Думать, что ваши сотрудники также преданны проекту, как и вы. Да, это правда жизни. Какими бы идейными и горящими ни были ваши педагоги, они здесь наемные работники и их в первую очередь интересует рабочее место и оплата труда. И если вам станет туго, то не стоит рассчитывать, что команда останется с вами до конца. Пусть у каждого из нас будет команда мечты, но обнадеживать себя не стоит.
Забывать о себе. Вы – капитан корабля и от вас зависит судьба судна и членов экипажа. У каждого свой способ поддерживать себя на плаву, но такой способ должен быть. Йога, бег, психотерапия, танцы, творчество. И обязательно отдых, когда отключены все средства связи и никаких разговоров о детях, родителях и Монтессори.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (61) 2108
Фото: интернет-источник