Про День тишины и аромалото
Алена Митина
Алена Митина — по образованию архитектор, но, став мамой, работает ассистентом монтессори-педагога в группе детей от 2 до 6 лет. Алена рассказывает в социальных сетях только о том, что опробовала на себе. Этот опыт хорош тем, что дает нам множество поводов для размышлений. Приглашаем вас к обсуждению.
День тишины
В нашем с сыном расписании между днями в саду и днями дома всегда есть буферный день (чаще всего это суббота, но я стараюсь, чтобы это была пятница. Это день, когда ребенок находится в, так сказать, подвешенном состоянии. Он болтается по квартире, долго ни на чем не задерживается. Чаще всего я не включаю музыку и мы не смотрим видео.
Стараюсь, чтобы День тишины был хотя бы раз в неделю. И это чрезвычайно важно для нас обоих. Ребенок отдыхает от суеты детского сада, я от суеты... тоже сада (в котором работаю).
А еще, что, по-моему, важно — ребенок скучает. Много и откровенно скучает. Бывает даже, что просто лежит на полу, раскинув руки, и смотрит в потолок.
Для меня День тишины — этап. Так как, устав от безделья, на следующий день ребенок с радостью соглашается на любую деятельность. А интерес и желание — это двигатель знаний.
Я, в свою очередь, тоже отдыхаю. Навожу порядок в среде. Готовлю материалы, занимаюсь творчеством. Как правило, в этот день наши с сыном пути пересекаются только в трех зонах; еды, чтения и спорта (подвижных игр).
Когда-то я очень переживала из-за таких вот «бесполезных» дней. Мне хотелось каждую свободную минуту пустить на «пользу» — обучать, развивать, взаимодействовать. Но потом я изменила ракурс, и теперь Дни тишины — наша обязательная программа.
Аромалото
Эта игра нацелена на тренировку обоняния. Мы начали играть в неё, когда сыну было около двух лет. Начали с трех баночек, которые я наполнила натуральными продуктами: кофе, лимон, мята. Когда ребенок разобрался, как «играть», и запомнил первые запахи, я начала экспериментировать.
Предлагала разные запахи, преимущественно натуральные. Упаковывала в довольно крупные прозрачные банки для специй. Банки были стеклянными. Это крайне важно, так как на тот момент ребенок должен видеть то, что издает запах. На первых порах нет цели «угадать», цель — узнать.
К трем годам я научила ребенка закрывать глаза, когда вдыхаешь запах или пробуешь вкус. Так у нас появились игры с маской. Ребенок закрывал глаза, вдыхал, предполагал, потом снимал маску и сам проверял.
К 3,5 годам мне захотелось поэкспериментировать, и я изготовила полноценное аромалото с карточками и маслами. Это были пропитанные маслами ватки, положенные в стеклянные сосуды. Их надо было расставить по картинкам.
Смотрелось такое лото красиво, особенно в Сети. Но по факту запах все-таки был резковат. Работать с ним было хоть и полезно, но не очень приятно. Поэтому я вернулась к натуральным наполнителям, хотя с ними работать труднее, ведь они быстро портятся и служит такое лото недолго.
Я заменила стеклянные сосуды на баночки для специй со снимающейся крышкой (бело-синие на фото). Конструкция, конечно, хлипкая, пришлось ее проклеить. Но тем не менее это был самый удобный и дешевый вариант из всех, что я попробовала.
Сами баночки граненые, поэтому тщательно скрывают содержимое. Крышки сохраняют запах и не дают высыпаться содержимому. У баночек маленький объем и они хорошо ложатся в детскую руку.
Угадывание запахов дается ребенку очень легко, но, несмотря на это, аромалото, пожалуй, единственный материал, к которому ребенок возвращается снова и снова.
Ноябрь, 2019
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.