О вдохновении учителя и энергии саморазвития
С. Невидимов-Швецов
Талант, его ведь не удержишь в себе, и крылья недаром даются человеку. Молодой актер Сергей Невидимов после восьми лет работы в театре ушел из него в детский центр, превратившись в педагога английского языка и песочной анимации. Затем он овладел гончарным и столярным делом, а также музыкой, стал вести актёрское мастерство и... познакомился с педагогикой Монтессори. Сейчас вместе со своей женой они открыли на юго-западе Санкт-Петербурга маленький, пока частный детский сад и семейный центр «Добрик».
«Каждый день мы отдаем все, что есть в нас разумного и священного на преодоление предрассудков общества. Но даже при таких условиях, среди друзей находятся те, кто оказывается в плену прочих мифов и заблуждений».
Сергей Невидимов-Швецов
От Деда Мороза к педагогике Монтессори
Много лет я играл Деда Мороза и каждый год это была хорошая статья дохода. Но каждый год я испытывал настоящие мучения от этой работы, несмотря на всю сказочность процесса. Погрузившись в работу монтессори-педагога, я серьезно задумался об этом своем чувстве и нашел интересные мысли. Сейчас пишу статью о том, почему я никогда более не буду играть Деда Мороза и как на это решение повлиял метод Монтессори.
Я начал думать, что дети – не пустые сосуды, которые мы должны заполнить, а рудники, полные бесценных самоцветов, и что только надлежащее воспитание может извлечь эти сокровища и обратить их на пользу человечеству. Понял, что педагог должен передавать не столько знания, сколько энергию к саморазвитию, стремление к совершенству.
С самого начала нашей работы дети стали участниками создания рабочей среды в классах. Мы вместе создаем новые дидактические материалы, обновляем и совершенствуем их. Но особый трепет у них вызывает совместное производство мебели для занятий. Этот стеллаж для мытья посуды мы сделали общими усилиями меньше чем за час!
Доброе утро! Начинаем новую зимнюю неделю с отличным настроением и бодростью духа! Детки потихоньку стекаются в детский сад, на кухне уже готов завтрак, а в классе монтессори материалы ждут ребят.
Вы не представляете, как интересно наблюдать за работой детей в монтессори-среде. Иногда их концентрация внимания на материалах и самостоятельном исследовании доходит до таких высот, что они не замечают ничего вокруг. Например, четырехлетний Миша впервые работал с коричневой лестницей и запускал стеклянный шарик по ступенькам. За минуту он проделал это девять раз!
Сегодня на прогулке пытались поймать красоту в художественную рамочку.
Складываем вещи по японскому методу.
Видно, как старательно Савелий выводит пальчиком букву «С», затем стирает и снова пишет. Все места за столом были заняты, он не растерялся и расположился на коврике. Шероховатые буквы Монтессори дают уникальный сенсорный опыт запоминания букв – проводим пальчиком по линии, следуя ее изгибам, и вот, буква уже в памяти. Остается ее перенести на песочный планшет.
Знакомство с народными инструментами.
Добрики вдохновились на ряд экспериментов со льдом и снегом благодаря тому, что у нас появилась интересная книга «Удивительное путешествие на Северный полюс». Сейчас группа юных исследователей изучает свойства льда. Для начала мы взяли контейнер с водой, положили туда несколько камней и заморозили.
Никита впервые заглянул в новый шкаф и... не нашел там ничего.
В нашем монтессори-классе есть замечательный материал для смешивания красок. За основу взяты три основных цвета: красный, желтый и синий. Небольшие стаканчики наполнены водой, разбавленной с пищевыми красителями, тут же нужна пипетка и палитра для смешивания красок. Очень увлекательное занятие, должны вам признаться. На ваших глазах три основных цвета превращаются во множество составных: зеленый, фиолетовый, розовый, оранжевый, голубой, коричневый. Вчера мы пошли дальше и заморозили получившиеся цвета. Материал давно убран и стоит на полке, а работа с ним продолжается в новом качестве. Разноцветные льдинки медленно тают и расплываются по белой тарелочке. После того как Савва вымыл (в прямом смысле) всю акварель, он достал клей-карандаш и намазал им стеллаж для творчества. На добротное клеевое полотно он приклеил четыре цветных карандаша, а сверху присыпал опилками из точилки. Часть клея попала на штаны, ее тоже замаскировал опилками. Штанишки Савва тут же снял и покрасил их мелками изнутри. Красота! На мое предложение помыть стеллаж и постирать штанишки отозвался с воодушевлением. После работы я решил показать ему набор для смешивания красок. Это то, что надо!
На днях в кругу мы знакомились с огнем. Зажгли несколько свечей и внимательно их разглядывали, изучая свойства горящего пламени. В этот же день у
Татьяны Бабушкиной нашел вот какие мысли.
«Огонь – щедрое и свирепое, к нему, как известно, нельзя прикасаться. Но, если ты вежлив и с проводником, оказывается, можно. Если ладонью, сложенной дощечкой, ласково, но быстро провести по макушке свечи, огонь не обожжет. Этот момент очень важен, ибо в каждом ребенке живет маленький Прометей, преодолевающий запрет на огонь. Огонь, освоенный рядом со взрослым, может превратиться в гордость впервые испытанного. «До этого я видел, как огонь дает свет. Я чувствовал тепло. Я пробовал вкус поджаренной корочки хлеба. Сегодня я первый раз коснулся огня... при маме! Я не побоялся!»
В Добрике - День детских изобретений!
Каждый день ребята, изучая монтессори материалы, открывают для себя новые миры. Эти открытия щедро дарят возможности для творчества и новых изобретений. Постепенно они замечают, что материалы можно соединять между собой и создавать совершенно новые конструкции и формы. А плотницкая мастерская зазывает к себе юных мастеров, где есть все необходимое для нового шага к совершенству.
Сегодня ребенок впервые пригласил меня за стол переговоров. Напомню, что стол переговоров у нас – это особое пространство за столом или на подушках, где мы обсуждаем проблемные вопросы. Например, если кто-то кого-то обидел. В нашей ситуации малыш пытался перелезть через мои ноги и упал. Чувства его были задеты и он потребовал объяснений. За столом пострадавшая сторона первая излагает свои претензии и задает прямые вопросы, чаще всего: «Почему ты меня обидел?». После этого обидчик делится своей версией произошедшего. Если в финале беседы обе стороны удовлетворены ответами, то они могут завершить переговоры, позвонив в колокольчик. Так было и у нас. Да здравствует дружба!
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (56) 2017
Фото предоставлено автором
Книжная полка современного монтессори-педагога: