Метод Монтессори должен развиваться!
Оксана Иванова
Кто такой монтессори-педагог? Он, прежде всего, часть окружающей детей среды. Очень
серьезная ее часть. От того, как он наблюдает, что видит в детях,
зависит очень многое. Качество этого виденья, в свою очередь, зависит от
личности педагога.
Наблюдению, умению управлять своим вниманием и своими ожиданиями
необходимо долго учиться в собственной практике с детьми.
Вы нам продиктуйте, а мы запишем
В монтессори-педагогику я пришла в 2003 году. До этого два года после Университета работала в условиях традиционной школы со старшеклассниками и студентами, а с 2003 начала заниматься с маленькими детьми. Этот шаг – закономерный результат увиденного в старшей школе, в вузе. Я работала преподавателем русского языка и литературы, и происходящее в школе меня, мягко говоря, не радовало. Что именно? Не радовало то, что дети, достигая старших классов школы, становясь студентами, совершенно переставали самостоятельно мыслить. Тогда еще итоговой работой по литературе и русскому языку было сочинение и в ходу были работы, переписанные откуда-то кем-то, раз и навсегда выданные детям чьи-то интерпретации художественных произведений. Со временем, в результате такой работы, дети переставали воспринимать информацию как личностную, переставали пропускать ее через себя. Они начинали формально относиться к работе. И если я им вдруг предлагала другой формат работы, иной, нежели написано в методичке, дети испытывали стресс. Нет, говорили они, вы нам продиктуйте, как надо, а мы все запишем и правильно сформулируем и потом все правильно изложим.
И тогда я поняла, что в 11-м классе уже поздно что-то менять.
Стало понятно, что надо начинать с маленьких детей. Тогда у меня был маленький ребенок (старшая дочка), и именно для нее я начала поиск альтернативных форм воспитания. С этого все и началось.
Мамы плюс педагоги, плюс бизнесмены
Как и у многих, мой интерес к системе М. Монтессори возник благодаря прежде всего моему материнству. Собрались люди, заинтересованные в новом образовании, и у нас сложился очень интересный тандем: с одной стороны – группа заинтересованных мам, с другой – группа заинтересованных педагогов, с третьей – группа заинтересованных бизнесменов. Все вместе мы сделали проект: большой ведомственный садик «Непоседы». В этом же 2003 году я поехала учиться монтессори-методу в Москву, в АМПР. Потом я училась и у Н.Н. Смирновой, К.Е. Сумнительного и Е.А. Хилтунен, признательна всем учителям, у которых пришлось учиться.
У меня был период поиска, когда я старалась осознать, что же такое «настоящая» система М. Монтессори. Наверно, это бывает у всех. И все, что я посещала, все курсы – все это не было лишним, все складывалось в общую мозаику и давало представление о методе. Кроме того, были разные мастер-классы. Я очень благодарна итальянским специалистам, которые приезжали в Киев, семинары которых мне посчастливилось посещать. С 2003 года много что изменилось, появилось много новой информации, и возможностей обучения стало гораздо больше.
Опыт проживания
Но курсы и семинары – это не единственное, что делает тебя монтессори-педагогом. Мой главный вывод: монтессори-педагогом человек становится сам в результате огромной внутренней работы. Образование не дают – его получают. В области этой педагогической системы это как нигде актуально. Невозможно окончить какие-то курсы и стать хорошим педагогом. Курсы – это только старт. монтессори-образование не может быть связано только с усвоением теоретической информации. Это еще и опыт проживания. И у каждого монтессори-педагога свой индивидуальный путь развития и личностного роста.
Осознание пути происходит через осознание ошибок, и когда у тебя что-то не получается и ты начинаешь думать, анализировать, то вдруг ты понимаешь, что причина ошибок кроется в самом тебе, в твоем мышлении.
Я сейчас вспоминаю установки и некоторые поступки, которые я совершала, когда только начинала работать с детьми в школе, и вижу, насколько они были далеки от помощи детям. Я пришла в монтессори-педагогику из массовой школы, где первичнее программа, нежели дети, где никто не думает об особенностях и потребностях ребенка, о его природе, о его индивидуальности. Поэтому тезис Монтессори, что каждый наставник должен пережить личностную трансформацию, или, как говорила Монтессори, «посвящение», очень близок мне. Главная цель учителя – помощь детям и родителям, ты начинаешь ориентироваться в первую очередь на личностные особенности ребенка, понимаешь, что нужно выявлять его уникальность, и что сначала мы наблюдаем за ребенком, а лишь потом предпринимаем какие-то шаги.
И этот подход активно диссонирует с подходом классической образовательной системы, где все следуют за программой. Я считаю, что то обстоятельство, что наши дети после сада Монтессори переходят под крыло традиционной системы образования, является огромной проблемой, которая до сих пор еще не разрешена. Да, мы себя утешаем тем, что ребенок, прошедший детский сад Монтессори, так или иначе уже сложился как личность. И все-таки, в традиционной школе другая система координат, другая система ценностей.
Конечно, и в обычных школах есть прекрасные педагоги, которые и в рамках этой системы стараются вести и сопровождать детей, но это скорее исключение, нежели правило. Когда ребенок попадает в классическую школу, его очень быстро форматируют под ценности, характерные для классической школы, под «местные» стандарты. Это такой мировоззренческий слом.
Две дидактики
Сейчас есть две педагогические дидактики, которые в некотором смысле противостоят друг другу: классическая и неклассическая. Неклассическая дидактика ориентирована на интересы и природные особенности ребенка, те, с которыми он рожден, и конфликт этих дидактик только усиливается. Нам предстоит очень много работы и с дошкольным, и со школьным звеном, и с родителями.
Кстати, работа с родителями – один из самых важных элементов монтессори-педагогики. Мы пытаемся донести до родителя, в чем уникальность, особенность именно его ребенка. И это важно, так как до сих пор очень многие родители ориентированы на результат, на какие-то внешние вещи, а не на развитие внутренних свойств, природных наклонностей их детей. На индивидуальных консультациях, которые мы проводим для родителей, мы стараемся ориентировать родителей именно на те потребности развития, которые свойственны данному ребенку. А ведь зачастую ожидания родителя неоправданно высоки или вообще направлены не в ту область, где находятся сильные стороны личности ребенка.
Мы говорим родителям, что не надо бороться с природой, и если ребенок больше склонен к ручному труду, то дайте ему возможность развивать именно это; если ребенок склада «ученого»: его увлекает интеллектуальный труд, он читает, с увлечением пишет, то дайте ребенку развивать именно эти его сильные стороны. Наша цель – научить родителей видеть своих детей, научить помогать им, и это одна из главных задач монтессори-педагога.
Одной из проблем монтессори-педагогики сегодня, как мне кажется, является то, что часто фокус внимания уходит с непосредственно педагогической деятельности в сторону соблюдения «буквы закона», что соблюдение правил метода становится важнее непосредственной исследовательской деятельности педагога. Брендируется имя первооткрывателя, а не сам метод.
А ведь Мария Монтессори считала, что она открыла метод научной педагогики, который универсален: ты создаешь среду и через среду помогаешь ребенку развиваться. И этот метод – такое же абсолютное явление, как, например, закон гравитации. А потому этот метод не может принадлежать одному человеку или одной организации, так как метод Монтессори и есть закон жизни.
М. Монтессори хотела, чтобы ее метод развивался
Нынешние обстоятельства отношения к методу очень сильно тормозят его развитие. Но ради развития метода его нельзя законсервировать, и пока мы будем кроить пространство Монтессори по принципу соответствия и несоответствия, нам трудно будет войти в общее образовательное пространство.
Когда-то к нам приезжала Филлис Уилбэнк – известный педагог Монтессори, и она рассказывала, что Мария Мотессори хотела, чтобы ее метод развивался, чтобы он не стоял на месте. В своих книгах Мария Монтессори не раз говорила, что мечтает о том времени, когда Монтессори-педагог станет ученым, исследователем. Да, говорила она, мы не смогли достигнуть этого результата на наших курсах, но когда-нибудь это так и будет. Если же мы вводим метод в строгие рамки, то ни о каких исследователях не может быть и речи. Пусть существуют разные Монтессори-сообщества: более либеральные, более консервативные. Пусть они взаимодействуют друг с другом. Пусть в нашей среде налаживается диалог, какой присутствует в любом другом научном сообществе.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 3 (43) 20014
Фото из архива журнала
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.