О том, как наполнить музыкой сердца, или красивая метафора о педагогике Монтессори
Наталья Прибыльская
Существует красивая метафора, сравнивающая систему Монтессори с музыкальной симфонией. Ключевым словом является слово «система». Поскольку любая система – это гармония, то музыкальная симфония – гармония звуков, а система Монтессори – гармония отношений. Основным признаком гармонии является совершенство, достичь которого невероятно сложно. Гармония требует от любого большой внутренней работы, не каждый способен ее достичь.
Почему так сложно стать настоящим монтессори-учителем?
Почему так много школ, в которых от педагогики Монтессори только вывеска? Если бы сегодня кто-нибудь, подобно Юлии Фаусек или Елизавете Тихеевой решил совершить тур по современным школам Монтессори в надежде найти образец реального воплощения описанного в книгах Марии Монтессори, – наверное, на пальцах можно было бы пересчитать школы, классы и педагогов, воистину достойных такого звания. Очень легко нарушить красоту гармонии непрофессионализмом. А ведь это приводит к дискредитации метода Монтессори.
Почему же так не просто стать настоящим монтессори-учителем? На мой взгляд, прежде всего причина в той высокой планке, которую задала нам сама Мария Монтессори. Она всю жизнь училась, досконально овладевая знаниями разных наук. Имея аналитический склад ума, видение ученого, создала совершенную педагогическую систему, которую нам, ее последователям, казалось бы, надо просто изучить и использовать. Однако легко сказать, но тяжело сделать.
Возможно кто-то, кто только начинает свой путь, удивится, зато остальные, наверняка, поддержат, что монтессори-педагогом не станешь, даже если выучишь все основные постулаты теории метода и приемы работы с материалом. Ведь это только внешние проявления деятельности учителя. Необходимо большее, необходимо внутреннее перерождение.
В процессе нормализации, цель монтессори-педагога существенно отличается от цели традиционного учителя: ему недостаточно внешнего послушания ребенка. Для него важнее достичь проявления его внутреннего качества, которое М.Монтессори называла «феномен послушания». По аналогии с нормализацией ребенка, своеобразный путь нормализации переживает и учитель, который, в отличие от ребенка, сознательно упорядочивает свою психику, постепенно поднимаясь на более высокий уровень развития, достичь которого возможно лишь путем длительной внутренней работы.
Мария Монтессори отмечала, что учитель должен быть развивающейся личностью и стремиться раскрыть свой потенциал так же, как раскрывает свой потенциал ребенок. Внешние проявления этого процесса должны быть плодом внутренних преобразований. Так же, как ребенок растет постоянно, также и учитель формируется постепенно на протяжении продолжительного времени. Поскольку все мы разные, то и темпы нашего саморазвития тоже разные. Согласно особенностям индивидуальности у каждого есть своя траектория движения. Но путь самосовершенствования и этапы этого пути для всех одинаковы. По аналогии с сенситивными периодами развития детей, педагоги тоже имеют своеобразные фокусы интереса, которые ведут к формированию разных навыков и умений.
В рассмотрении этих этапов предлагаю вернуться к аналогии с музыкальной симфонией. Симфония, как крупная форма музыкального произведения, состоит из отдельных, но обязательных составных частей: увертюра, прелюдия, соната, финал.
Увертюра – это знакомство с методом Монтессори, у каждого оно происходит по-своему и является тем стимулом, который движет нас на всем последующем пути. Шутя, мы называем это «поймать вирус Монтессори». Как правило, этот «сенситивный период» заканчивается стойким убеждением начать обучение методу Монтессори в тренинговом центре. Если сравнивать его с этапами нормализации, то учитель Монтессори в это время подобен ненормализованному ребенку, который даже если и хочет что-то делать правильно, пока не готов к упорядоченной созидательной работе, так как не знаком со всеми ее правилами, они еще не стали частью его.
Прелюдия – это и есть обучение, подготовка к работе в классе. Как правило, на занятия мы приходим с большим воодушевлением и убеждением: как только я освою приемы работы с материалами Монтессори, я стану монтессори-учителем. Что это заблуждение, понимаешь позже. Это стадия так называемой мнимой работы, которая наблюдается «на пути к порядку». Тренинговый центр подготовки монтессори-педагогов можно выбрать. Пройти обучение в европейской или американской ассоциации, в Украинском, Российском или каком-то другом обучающем Центре. Везде дают структурированный ориентир, создающий как бы «скелет» будущего монтессори-учителя. А наращивание «мышечной массы» происходит в процессе практической работы. Так же, как и у ребенка, все происходит через опыт собственных чувственных переживаний: учитель показывает презентацию, но разные дети воспринимают ее по-разному. В тренинговом центре все слушатели получают одни и те же знания, но истинным монтессори-учителем становится не каждый и не одновременно. Хороший тренинговый центр строит подготовку педагога в соответствии с философией Монтессори, которая говорит о том, что монтессори-учитель может сформироваться благодаря двум основным составляющим: внутренней духовной подготовки и практической деятельности. Так же, как в целом, в системе Монтессори дидактический компонент подчинен духовному (даже в философской концепции среды материал по значимости стоит на 5 месте из 6), так и в подготовке учителя дидактика важна, но она вторична. Перед тем, как войти в класс, учитель должен пройти предшествующий этап внутренней подготовки, который направлен на повышение духовности учителя. И это есть самое важное в прелюдии: осознать свою роль и правильно настроить себя на выполнение миссии монтессори-учителя.
После теоретического этапа обучения, каждый будущий учитель проходит этап интернатуры. Интернатура обеспечивает постепенность процесса самоформирования будущего монтессори-учителя, помогает правильно делать первые шаги на пути обретения мастерства. Здесь начинается самостоятельная практическая деятельность.
В симфонии эта часть называется сонатой. Учитель начинает активно применять свои теоретические знания на практике. Наряду с внутренней работой, он создает среду класса, активно осваивает приемы работы с детьми, учится умению в нужный момент быть активным или внешне пассивным, приходит на помощь ребенку, когда это, действительно, необходимо; обучать не обучая, наблюдать и уметь пользоваться результатами своих наблюдений.
Первые трудности возникают как раз в начале практической работы, когда стройные теоретические постулаты почему-то не хотят срабатывать. В идеале, интерн должен работать в паре с опытным учителем-мастером, который является примером и образцом для начинающего. К сожалению, в настоящее время, как в Украине, так и в России, это пока мечта. Поэтому календарный план интернатуры нашего Украинского тренингового монтессори-центра помогает начинающему учителю самоорганизоваться. Выполняя заранее определенный план, он четко знает, что должен делать. По всем позициям работы учителя, мы стараемся оказывать помощь, поддержку, сопровождать и консультировать столько, сколько это необходимо каждому. Мы убеждены, что обучать будущих монтессори-учителей должны только педагоги-практики, другими словами, монтессори-инструктор должен быть «играющим тренером».
Интерн, который выполнил свой план интернатуры (по опыту на это уходит от 1 до 3 учебных лет), приезжает на финал, сдает все методические и исследовательские материалы и экзамены: теоретический (философия метода, развитие ребенка, метод наблюдения), руководство классом (организация групповой деятельности) и комплексный экзамен-практикум с материалом Монтессори каждой зоны класса. После этого мы можем быть уверены, что учитель готов к свободному плаванию, он встал на первую ступеньку в приобретении своего личного мастерства, совершил первый виток спирали, ведь настоящий учитель учится и совершенствуется всю жизнь.
Снова можно провести аналогию. Так же, как ребенок-дошкольник является строителем самого себя, так и учитель-интерн по кирпичикам создает себя как профессионала Монтессори, имея на этом пути разные фокусы интереса в разные периоды и каждый такой период приводит к формированию профессиональных навыков и умений. Уместно сравнить обучение будущего монтессори-учителя с этапами знаменитого трехступенчатого урока Монтессори. Обучение в тренинговом центре – 1 ступень, когда будущий учитель впервые знакомится как с теоретическими, так и с практическими положениями метода. Как и ребенок, он пассивен, активность принадлежит тренеру. Интернатура – это 2 ступень, когда новые знания под руководством наставника начинают работать во всевозможных направлениях, в результате чего происходит их усвоение. А финал и последующая самостоятельная деятельность – это 3 ступень, когда происходит переход пассива в актив и формирование навыка. Если в подготовке будущего монтессори-учителя пропускается важнейший этап – интернатура, это приводит к пополнению рядов сертифицированных недоучек.
Можно сделать вывод: так же, как для ребенка, настоящая работа с материалом начинается только на определенной стадии нормализации, а способность к творчеству, созданию нового приходит только после продолжительной личной практики, так и учитель постепенно переходит на более высокий уровень профессионализма, когда он действительно способен стать педагогом-исследователем. Именно тогда в нем просыпается дух ученого, особое видение детей.
Финальный семинар соответствует финальной части симфонии, которая наиболее торжественна, победна и символизирует победу над собой, венец усилий в своем становлении как педагога и торжество осознания, что твоя партия стройно вливается в общий оркестр Монтессорианы. Любой симфонический оркестр – это большое число музыкантов, и каждый должен исполнять свою партию профессионально и чисто. Если кто-нибудь хоть чуть-чуть сфальшивит, нарушится общая мелодия, общее звучание симфонии.
Каждая школа Монтессори – такой же оркестр, и от чистоты партии каждого зависит общая атмосфера школы. Безусловно, в любом оркестре есть первая скрипка, которая задает тон, и под которую подстраиваются остальные, поэтому важно, чтобы во главе каждой школы стоял настоящий монтессориец. Но звучание школьного оркестра будет слабым, если к оркестру учителей и администрации не добавятся голоса детей и их родителей, Важно, чтобы все партии звучали в унисон. Тогда возникнет чудо – в наших сердцах и душах состоится гармония!
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (19) 2009
Книжная полка современного монтессори-педагога: