«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Свободная школа в Берлине. Опыт стажировки

Беатриче Борри
Какими бы экзотическими или даже мифическими ни казались нашим педагогам и управленцам возникающие стихийно и самодеятельно Монтессори-школы без классов и уроков, без домашних заданий и отметок, – они все по-прежнему возникают и здравствуют, привлекая все большее внимание гражданской общественности. Эти школы завоевывают все большее доверие, уважение и любовь современных детей, к которому они как раз и стремятся.

Редакция перевода  Е.Хилтунен
публикация из итальянского журнала «Тетради Монтессори» №113, 2012 год

Свободная школа следует за детьми, а не за принятыми программами обучения

Учиться – значит открывать новое и устанавливать связи между вещами. Самое важное обучение, которое ребенок может осуществить в школе, есть сам опыт учения и социализации, то есть овладеть главными актами  самоопределения. Как говорит Фритц Перльс: «Учиться – это открывать, что ты многое можешь».

Учителя свободных школ знают, что способ, которым здесь осуществляется ученье, является более важным по отношению к содержанию образования, чем само содержание, и надо сделать так, чтобы этот опыт был максимально стихийным и естественным. Все то, что находится в интеллектуальном и духовном багаже детей, в любой момент может всплыть, вызвать новый интерес и явиться материалом для следующих вопросов, для подлинного исследования. То, что дети встречают на улице, когда идут в школу, или то, что они находят в классных комнатах, видят у других детей или о чем взрослые рассказывают им, есть главный предмет постижения ими жизни. Поэтому в самом начале в первых классах школы в центре учебной работы находится он сам – ребенок, ученик. Основные темы, интересующие детей, – семья, вкусы, дружба с другими  детьми, любимые игры, собственные интересы...

В этом смысле свободная школа следует за детьми, а не за принятыми в государстве программами. И это осознают работающие в такой школе учителя. Они перестраивают свои учебные планы в соответствии с индивидуальной траекторией каждого своего ученика. В свободной школе не существуют ни оценки, ни табеля успеваемости – только письма педагога, написанные в конце каждого полугодия. Учителя и родители доверяют детям их собственное обучение, социализацию и принимают в этом процессе довольно пассивное участие. 

В то же время в школе существует несколько специалистов, которые, если потребуется,  специально подготавливают детей, когда их родители вынуждены перевести своего ребенка в другую, традиционную школу или гимназию. Знание арифметики, письма и чтения – совсем другая вещь, чем понимать законы жизни. В свободных школах учат пониманию порядка вещей. «Чтобы понять, многое надо сначала перевести в собственный опыт» (Мемет Уцун). Важны не столько дидактические пособия, созданные детьми и их учителями или всеми вместе, сколько свобода их использования в учебной работе и в жизни.


«Каким способом я изучаю вещи? Что или кто может быть мне помощником?» «Какие материалы или источники информации я могу найти и где? Как я могу решить ту или иную проблему?». 

Идеальная ситуация – та, в которой дети добывают себе независимое знание для опоры в жизни, когда они отыскивают необходимые для получения этого знания инструменты и могут обратиться за содействием к товарищу, к взрослому или пытаются найти что-то в книге. Для этого в школьных комнатах организованы библиотеки с многочисленными энциклопедиями и справочниками, упорядоченными в шкафах. Каждая тема обозначена соответствующей эмблемой. И ребенок учится самостоятельно отыскивать нужное ему знание. 

Об искусстве понимать (сomenius)

В свободных школах «искусство понимать» (сomenius), как главное условие самообучения, встает в серьезную оппозицию к традиционной трактовке дидактики как «искусства обучения». Свободная педагогика переносит центр процесса учения и ответственность за успех с учителя на самого ученика, который становится активным и самоорганизованным (autopoietico) ведущим в этом процессе. 

Центральная идея обучения в свободной школе смещается от передачи содержания, навязанного дидактикой (цель преподавателя), к приобретению знания самим учеником.  Такой тип общения между учеником и преподавателем не является иерархическим или авторитарным, но горизонтальным, симметричным: учитель не «господин» ученика, а его «советник», который поддерживает и помогает ему обрести не только знание основ наук, но также развитие других сфер личности, которые входят в процесс обучения, вдохновляет на поиск обоснования своих стремлений и желаний.

Из практики работы свободной школы

Для достижения подобных целей в свободной школе придуманы и изготовлены специальные маленькие тетрадочки, которые пользуются популярностью у детей. В них легко не только отслеживать результаты работы каждого ребенка, но и делать конкретные пометки, оценивающие их успехи или не успехи. Семантика и повторяемость этих маленьких тетрадей делает легким процесс учебной работы детей. Когда ученики самостоятельно работают в них, учитель присутствует не больше, чем для ответов на появляющиеся у них вопросы. Краткость этих тетрадей (2-3 страницы) позволяет быстро завершить работу и перейти к следующей тетради. Возникает ощущение успешного завершения дела. Ребенок переходит от одной тетрадки к другой и работает с только ему одному присущей скоростью, в своем собственном темпе. 

В свободных школах Френе есть много и других автодидактических материалов: memory, открытки с картинками для рассказов, книг, растений, диски с письмами. Самообучение с помощью материалов считается здесь идеальной ситуацией учебной работы. Только в самостоятельной работе, в активной исследовательской позиции ребенок может получить ответы на собственные вопросы. 


Что касается математики, то многие дети работают со счетами, другие предпочитают абстрактный счет. Есть специальные таблицы, которые помогают детям закрепить изученный материал, окрасив написанные цифры в определенный цвет. Четыре арифметических действия осваиваются и с помощью обыкновенной линейки. 

Дети, сидящие за одним столом с учителем (например, с учителем математики), решают свои собственные проблемы. Но в суждениях никогда нет единственно верной, однозначной логики: каждый может найти собственную дорогу, и не будет никем раскритикован за то, что высказал не общепринятое. 

На полках шкафов можно увидеть множество текстов по математике. Это и учебники, и собрания арифметических и математических игр, задачек и загадок, описание междисциплинарных экспериментов. Материалы дети выбирают сами на основе индивидуальных предпочтений. А школьные учебники служат скорее учителям для их подготовки к занятиям. Математика как музыка, которую мы играем на рояле: есть много различных приемов игры и интервалов. С математикой можно строить мир, с ней могут быть сыграны самые красивые мелодии, – так говорит один из учителей. Из энциклопедий в свободной школе лучше использовать энциклопедию Брокгауса, хотя она для взрослых, а не для детей, и энциклопедию «Wissen» (Знание), которая предлагает эксперименты с очень простыми материалами. Например, как построить насос из свечей? Оказывается, для этого требуется подготовить только один поднос, одну свечу, одну дощечку и один стакан.

География и история чаще всего изучаются с атласами и в небольших группах детей. Когда эти группы освоили какую-то тему, они сами записываются у учителя, что готовы рассказать о ней всем. Рассказ может сопровождаться строительством замка, изготовлением римского песка или чтением какого-то рассказа. Старшие чаще проводят индивидуальные исследования. Например, изучают характеристики какой-то территории, континента или страны мира и потом при поддержке учителя рассказывает о том, что узнали, сами остальным детям или в младшем классе. 

В шкафах дети всегда находят многочисленные книги, освещающую жизнь людей в прошлые времена или в других частях света. Есть книги о человеческом теле, о структуре Вселенной (Солнце, Солнечная система, планеты, галактики, жизнь звезд) и о физической географии Земли (как она сформировалась, о вулканах, о ее строении). Большая часть знания появляется при стихийном чтении или даже просто от перелистывания книги и рассматривания отдельных картинок и фотографий.

Ателье согласно Арно Штерну

Художественная мастерская построена на основе ателье Арно Штерна. Учитель не предлагает детям никаких специальных приемов рисунка. Дети работают смешанными группами – младшие и старшие вместе. Согласно Штерну, роль взрослого совершенно другая, чем в обычной школе. Учитель рисования не высказывает детям своих предложений, не дает советов и никак не оценивает рисунки детей. Он лишь подготавливает к работе листы бумаги, краски и кисти. Отбрасывая в сторону стереотипы, дети постепенно приходят к чрезвычайно выразительной живописи. 

Если свобода не есть произвол, то какие существуют правила?

Правила жизни в свободной школе конечно есть. Например: «Если знаешь, как сделать что-то более демократично, – делай!» Или: «Можно расширять индивидуальные возможности, но защищая при этом благополучие ансамбля». Невозможно прийти к уважению друг друга без принципа «Не беспокой того, кто сконцентрирован в деятельности», «Не рань никого словом или физически», «Не наноси вред вещам». 

Каждый ребенок школы знает, – и он объяснил бы  любому правило, названное «Stop-Hilfe-stop-Reger» (Остановись и помоги!). Оно дает ребенку возможность в любой момент остановить игру или другое занятие, когда он видит насилие над другим человеком, который не в состоянии что-то сделать. Когда кто-то громко произносит «Стоп!», он становится главным и неприкосновенным. Так он гарантирует свою личную безопасность.

Кроме того, у каждого ребенка есть право решать, где, когда и на какой территории находится его рабочее место (столы размещены в основном против стен или сгруппированы в центре четырех комнат). 

Зимой, входя в школу, надо обязательно снимать обувь (правило действует и для родителей). У каждого есть сменная обувь.

Другие правила касаются изготовления ежедневной газеты и условий проведения игр. Все эти правила принимаются на демократической основе: если случается конфликт, он разрешается на общем собрании школы.

Кто ведет свободную школу?

Каждый понедельник учебный день заканчивается сразу после обеда. Тогда собирается педагогический Team, сформированный преподавателями и организованный горизонтально без иерархии званий. Он обсуждает темы и важные вопросы, принимает решения, программирует и координирует образовательные события, анализирует их. В собраниях участвуют также ученики. Один раз в месяц на это собрание приходит персонал офиса, повар и два инженера. 

Team – ансамбль людей, объединенных идеями свободной педагогики, разделяющих принцип уважения к личности ребенка и интерес к конкретной свободной школе. 

Существует также Leitungsteam (руководящий Team), состоящий из трех членов, избранных остальными. Он избирается на один год. 

Общественно-педагогическая организация школы продолжает правило, согласно которому «Нет обучения без отношений, нет отношений без обучения». Интерес и близость связей между людьми определяют и способ участия детей в предложенных учителями образовательных событиях. Важным является то, что каждый ребенок может предпочесть не участвовать в чем-то. 

Первые недели учебного года похожи на своеобразные  «испытания» в попытке быть всем вместе. У детей нередко появляются вопросы по работе с материалами, кристаллизуется расписание занятий и встреч. Решаются проблемы с теми, кто по каким-то причинам долгое время не желал учиться или у них была сильная неприязнь к чтению, письму, математике. Проводятся индивидуальные переговоры учителя  с учеником и его близкими. Все проблемы постепенно разрешаются, и жизнь принимает свои обычные, понятные очертания. 


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (34) 2012 г.
Фото с сайта www.freieschuleberlin.de

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Беатриче Борри

монтессори-педагог

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Екатерина Сорокина

Волшебный момент русского чаепития

Надежда Смирнова

Мы работаем с детьми, которые смогут построить другое общество

Катерина Демина

Надо ли отрывать детей от компьютера? Айфоново детство

Анна Мария Маккерони

Спонтанная и осознанная деятельность

Елена Хилтунен

Да здравствуют, монтессори-бабушки!

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »