«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Почему ребенку так важна тихая нежность матери? Выбери цитату.

Юлия Фаусек
Когда-то, работая с участниками учебного курса по основам педагогики Марии Монтессори в Герценовском университете, мы начинали занятие с изучения ее авторских текстов. Прием был простой. Я раздавала всем листочки или книжки с трудами Монтессори, предлагала выбрать любую цитату и доказать, что именно она является актуальной в наши дни. Затем каждый из участников вставал и произносил небольшой спич с доказательством выбранной цитаты. И вот только теперь я осознаю точность такого приема. Участники наших учебных Программ журнала «Монтессори-клуб» начали сами присылать мне наиболее понравившиеся им цитаты Монтессори, которые помогли им понять решение проблем, которые прежде казались неразрешимыми. (Е.А. Хилтунен)

ЮЛИЯ ЯДРИХИНСКАЯ: Елена Александровна! Не так давно я дочитала подаренную Вами книгу «М. Монтессори и Ю. Фаусек «Метод Марии Монтессори». Она удивительно актуальна в настоящий момент! Считаю, что главу "Почему до сих пор нет науки о мире?" необходимо донести до максимально большого количества людей. Или вот еще несколько цитат Юлии Ивановны Фаусек из второй части книги, особенно мне дорогих.
***
"Так называемые капризы, злые выходки и упрямство не являются ли они у детей проявлением защиты или выражением душевного упадка, происходящего от неподходящей для них обстановки или неправильного поведения взрослых? Эти проявления "защитного упадка" Монтессори сравнивает с поверхностным волнением моря. Подобно тому, как под поверхностью находится спокойное и глубокое море, так и под внешними усилиями, потребляемыми напрасно для бесполезной защиты, пребывают инертными глубоко заложенные в детской душе возможности для умственного и морального развёртывания человека, остающиеся для нас неизвестными".  Ю. И. Фаусек

***
"Эгоизм, страсть к обладанию материальными вещами, ссоры и обиды, ложь и непослушание, капризы - все эти проявления не являются врождёнными и нормальными. Они принадлежат, все без исключения, "поверхности души". Ребёнок не является сознательным борцом против опасности и препятствий, но бессознательно обладает глубоким инстинктом защиты. Он защищает глубины своего духа и прячет их, как стыдливая мимоза, свёртывающая свои листочки от малейшего прикосновения. Всё, что есть в человеке прекрасного и великого, остаётся таким образом запрятанным в резерв, который, быть может, останется скрытым на всю жизнь. Его личность также останется неизвестной», - пишет Монтессори». Ю. И. Фаусек.
                                                                                                                                                          
"Такие явления мы видим постоянно. Часто взрослые ласкают детей не тогда, когда дети в этом нуждаются, а когда им самим захочется ласкать их. Как страстно жаждет ребенок материнской ласки и какое глубокое, на всю жизнь, огорчение, – неизгладимый след в его сознании – оставляет неполное удовлетворение этой жажды, необычайно тонко описывает французский писатель Марсель Пруст, вспоминая свое детство: «Моим единственным утешением, когда я поднимался наверх ложиться спать, было ожидание мамы, приходившей поцеловать меня в постели. Но это пожелание спокойной ночи длилось так недолго, она так скоро спускалась обратно, что я до сих пор помню момент, когда слышал, как она подходила по лестнице, затем по коридору; за двойной дверью слышится легкий шелест ее платья, летнего домашнего платья». (Пруст «В поисках утраченного времени», т. 1, стр. 15-16).

Дети страстно ищут ласки, нежности, но взрослые часто отталкивают их, и подчас весьма грубо. И ребенок, чувствуя себя оскорбленным, или молча отдаляется, или сам становится грубияном, и на непрошеные ласки, часто весьма бурные со стороны матери, отвечает криком и кулаками. «Как, ты бьешь маму?!» – с огорчением восклицает она. А почему ему не бить мамы, когда она час тому назад на просьбу ребенка «Поцелуй меня!» целует его поспешно и, собираясь уходить, говорит: «После, после поцелую, мне некогда!» Ребенок хватает мать за юбку и повторяет: «Поцелуй меня, поцелуй!» Мать опять поспешно еще раз целует его и со словами: «Отстань, мне некогда! После!» подходит к двери. Ребенок пинается и кричит: «Не после, не после!» Тогда мать его шлепает и уходит. (Случай из жизни, ребенку 4 года). 

Мать отозвалась на просьбу ребенка и поцеловала его, но как?! Этот поцелуй, поспешный и небрежный, был не тот, которого жаждал ребенок, и душа его возмутилась. Когда по возвращении она хотела вознаградить ребенка бурными поцелуями, обещанными ему словом «После!», он глубоко оскорбился и ответил кулаками.

Такие явления мы видим постоянно. Часто взрослые ласкают детей не тогда, когда дети в этом нуждаются, а когда им самим захочется ласкать их. Как страстно жаждет ребенок материнской ласки и какое глубокое, на всю жизнь, огорчение, – неизгладимый след в его сознании – оставляет неполное удовлетворение этой жажды, необычайно тонко описывает французский писатель Марсель Пруст, вспоминая свое детство: «Моим единственным утешением, когда я поднимался наверх ложиться спать, было ожидание мамы, приходившей поцеловать меня в постели. Но это пожелание спокойной ночи длилось так недолго, она так скоро спускалась обратно, что я до сих пор помню момент, когда слышал, как она подходила по лестнице, затем по коридору; за двойной дверью слышится легкий шелест ее платья, летнего домашнего платья». (Пруст «В поисках утраченного времени», т. 1, стр. 15-16).

"Маленькие дети нуждаются в ласке, но в ласке спокойной, нежной и приветливой; они не переносят бурных проявлений любви и восторгов, относящихся к их личности, в особенности в присутствии других. В этом отношении они чрезвычайно целомудренны, а мы своей нетактичностью часто грубо оскорбляем это целомудрие, и мудрые дети отталкивают наши порывы с явным неудовольствием. Есть дети особенно чувствительные и щепетильные в отношении спокойной ласки. Они сами ласкаются осторожно и тонко чувствуют эту тихую нежность взрослого, проявляющуюся хотя бы только в ласковом взгляде". Ю.И Фаусек

Книгу, из которой взяты цитаты, можно приобрести, перейдя по ссылке:

Интересно? Расскажите друзьям:

Юлия Фаусек

даты жизни: 3 [15] июня 1863, Керчь — 1942, Ленинград. 
Блестящий русский ученый и замечательная учительница. Страстно увлекалась идеей создания в России детских садов и школ, работающих по системе итальянского педагога Марии Монтессори. Оставила нам в наследство немало книг, рассказывающих о становлении монтессори-педагогики в России в начале ХХ века.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
990 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
990 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
990 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-учительница России
Первая монтессори-учительница России
990 руб.
Материалы на эту тему:
Елена Хилтунен

Художественное творчество детей в педагогической системе Монтессори

Джанни Родари

Техника фантастических теорий

Вадим Слуцкий

О раннем развитии, или притча про Глеба и Ваню

Грация Х. Фрешко

О свободе выбора в саду и в начальной школе Монтессори

Грация Х. Фрешко

Дети Арно Штерна – полноценные хозяева чистого листа и красок

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »