Как можно за час увидеть настоящую педагогическую поддержку ребенка в группе?
Вероника Кузьмина
Наблюдать мне всегда нравилось. Всматриваться во что-то, чтобы подумать, сопоставить факты и сделать свое открытие. Вот вроде тебе никто про это не сообщал, но ты что-то такое подметил, чем объяснил поступок, слова, явление. Педагогическое наблюдение и вовсе полно открытий. Причем открытия эти про детское развитие, а значит позволяют объяснить не только то, что происходит здесь и сейчас, но и предположить, что будет дальше с детьми которые проводят время в наблюдаемых тобой условиях. И от этого тем более захватывающим становится процесс наблюдения.
Вероника Кузьмина - старший воспитатель Детского сада №56 города Костромы, сертифицированный эксперт качества ECERS. Победитель всероссийского конкурса им. Л.С.Выготского
Фото автора
Мне повезло наблюдать практику работы группы в детском саду МОНТЕССОРИ в Томске. Внутри такой практики я оказалась впервые. Инструмент для наблюдения был разработан педагогами этого сада.
Что я увидела
Прежде всего я увидела разновозрастной коллектив, в котором решались задачи познавательного развития каждого ребёнка. Среда наполнена так, что материалы для работы (у монтессориков это именно работа - ни дело, ни задание) есть для разных детей. И есть ощущение, что педагог, подбирая и выкладывая их, ориентируется на зону ближайшего развития каждого. Ни для кого его работа не была простой, везде было некое преодоление или проблема. Поэтому те, кто беспокоится, что в разновозрастных группах дети деградируют, беспокоится напрасно. В группе сверстников уровень развития детей тоже не может быть одинаков. И для того, чтобы детский сад был развивающей средой, педагог должен знать зону ближайшего развития каждого. Не может быть одинаково развивающим для всех детей общее задание на занятии.
Я видела, что в группе есть дети, которые пишут, читают, считают, а есть те, которые пока еще нет. И даже в 6 лет. И это нормально. Интерес к процессу письма есть, будет и умение. Все сложится.
Есть дети, которые легко решают и записывают примеры в течении почти часа, пишут большие тексты (в том числе в своих же книгах), читают. И даже в 6 лет. И это тоже нормально: для них подобные умения уже сложились, потому что были созданы условия и интерес они проявили к ним чуть раньше.
Все как в обычном саду. Хотя, пожалуй, нет!
Есть существенное отличие: в группе Монтессори дети дольше сконцентрированы на процессе, практически не прерываются. В высшей степени продуманная развивающая среда и индивидуальное место для выполнение работы. Столы с ящичками. И в этих ящичках можно сохранить то, что сделал.
Вообще про границы ребенка и их соблюдение в группе очень много: индивидуальные коврики (когда я строю или выкладываю, это пространство только мое), свой стол (на одного) и стул, все подписано. Столы детей скомпонованы так, что рядом работают дети трех или четырех разных возрастов. И, значит, могут наблюдать за тем, как действует с материалом другой ребёнок.
А если конкретно о мастерстве педагогической поддержки, то мои наблюдения показали следующее. Педагог перемещался по группе все время наблюдения. Ни разу не разговаривая с ребенком стоя, глядя на него сверху вниз - только сидя. Так и перемещалась воспитатель, переставляя табуреточку, с места на место, от ребенка к ребёнку. Обращается к ней малыш, она сначала присаживается около него на табуреточку, и только потом начинает разговор. Как же это важно! Как укрепляет ребенка в его собственных глазах и достоинстве, а взрослому позволяет понять ребенка и почувствовать глубину их истинного взаимопонимания.