«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Как можно за час увидеть настоящую педагогическую поддержку ребенка в группе?

Вероника Кузьмина
Наблюдать мне всегда нравилось. Всматриваться во что-то, чтобы подумать, сопоставить факты и сделать свое открытие. Вот вроде тебе никто про это не сообщал, но ты что-то такое подметил, чем объяснил поступок, слова, явление. Педагогическое наблюдение и вовсе полно открытий. Причем открытия эти про детское развитие, а значит позволяют объяснить не только то, что происходит здесь и сейчас, но и предположить, что будет дальше с детьми которые проводят время в наблюдаемых тобой условиях. И от этого тем более захватывающим становится  процесс наблюдения.

Вероника Кузьмина - старший воспитатель Детского сада №56 города Костромы, сертифицированный эксперт качества ECERS. Победитель всероссийского конкурса им. Л.С.Выготского

Фото автора


Мне повезло наблюдать практику работы группы в детском саду МОНТЕССОРИ в Томске. Внутри такой практики  я оказалась впервые. Инструмент для наблюдения был разработан педагогами этого сада.

Что я увидела

Прежде всего я увидела разновозрастной коллектив, в котором решались задачи познавательного развития каждого ребёнка. Среда наполнена так, что материалы для работы (у монтессориков  это именно  работа - ни дело, ни задание) есть для разных детей. И есть ощущение, что педагог, подбирая и выкладывая их, ориентируется на зону ближайшего развития каждого. Ни для кого его работа не была простой, везде было некое преодоление или проблема. Поэтому те, кто беспокоится, что в разновозрастных группах дети деградируют, беспокоится напрасно. В группе сверстников уровень развития детей тоже не может быть одинаков. И для того, чтобы детский сад был развивающей средой, педагог должен знать зону ближайшего развития каждого. Не может быть одинаково развивающим для всех детей общее задание на занятии.

Я видела, что в группе есть дети, которые пишут, читают, считают, а есть те, которые пока еще нет. И даже в 6 лет. И это нормально. Интерес к  процессу письма есть, будет и умение. Все сложится. 

Есть дети, которые легко решают и записывают примеры в течении почти часа, пишут большие тексты (в том числе в своих же книгах), читают. И даже в 6 лет. И это тоже нормально: для них подобные умения уже сложились, потому что были созданы условия и интерес они проявили к ним чуть раньше.

Все как в обычном саду. Хотя, пожалуй, нет! 

Есть существенное отличие: в группе Монтессори дети  дольше сконцентрированы на процессе, практически не прерываются. В высшей степени продуманная развивающая среда и индивидуальное место для выполнение работы. Столы с ящичками. И в этих ящичках можно сохранить то, что сделал.

Вообще про границы ребенка и их соблюдение в группе очень много: индивидуальные коврики (когда я строю или выкладываю, это пространство только мое), свой стол (на одного) и стул, все подписано. Столы детей скомпонованы так, что рядом работают дети трех или четырех разных возрастов. И, значит, могут наблюдать за тем, как действует с материалом другой ребёнок. 

А если конкретно о мастерстве педагогической поддержки, то мои наблюдения показали следующее. Педагог перемещался по группе все время наблюдения. Ни разу не разговаривая с ребенком стоя, глядя на него сверху вниз - только сидя. Так и перемещалась воспитатель, переставляя табуреточку, с места на место, от ребенка к ребёнку. Обращается к ней малыш, она сначала присаживается около него на табуреточку, и только потом начинает разговор. Как же это важно! Как укрепляет ребенка в его собственных глазах и достоинстве, а взрослому позволяет понять ребенка и почувствовать глубину их истинного взаимопонимания. 


Интересно? Расскажите друзьям:

Вероника Кузьмина

старший воспитатель Детского сада №56 города Костромы, сертифицированный эксперт качества ECERS. Победитель всероссийского конкурса им. Л.С.Выготского

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Татьяна Бабушкина

Как мы спеем или тайнопись еды

Донна Брайант Гоертц (Donna Bryant Goertz)

Наше парадоксальное сообщество

Елена Хилтунен

Блок Сегена. Из истории материалов Монтессори

Татьяна Костенко

Ставка на интерес

Мария Монтессори

О природе в воспитании

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »