О косвенном воспитании по Монтессори. Эссе участницы Программы Монтессори-педагогика для всех
Такие эссе по темам изученного материала принято создавать во всем мире. Учиться онлайн – это не обязательно слушать с экрана гаджета лектора. Не менее эффективно неспешно читать красиво сверстанные умные тексты лучших преподавателей и анализировать их труды письменно в своем учебном дневнике. Именно так устроена работа студентов и в учебных Программах журнала «Монтессори-клуб». Таким образом можно не просто изучить интересующую вас тему, а еще и расширить персонально для себя круг лекторов до 25 и более! Все они опытные монтессори-педагоги, начиная от самой выдающейся итальянки до авторов нашего времени. После прочтения текстов наши студенты пишут эссе. Мы гордимся такими работами! Лучшие – публикуем в журнале. Одно из них перед Вами.
Если мы понимаем, что педагогика М. Монтессори соткана из массы мелких деталей важных в каждом моменте ее воплощения, и это один из признаков ее системности, то как мы можем определить ПРЯМЫЕ и КОСВЕННЫЕ цели работы детей с автодидактическим материалом? Приведите, пожалуйста, примеры. Как Вы считаете, с какого момента наши дети реально готовы к самостоятельному полету в специально приготовленном для них пространстве? Ослабление привязанности к родителям и доверие другим людям: хорошо это или все же плохо? Каковы реальные способы влияния на привязанность "мама-малыш"?
Екатерина
Прямая цель работы с материалом - это цель ребёнка - то, чего он сам хочет добиться. Косвенная цель - незаметная для ребека цель учителя. То, чего мы взрослые ожидаем получить от него, и это происходит параллельно с прямой целью ребенка. Педагогика Монтессори - педагогика косвеннвх целей. Все материалы имеют обязательно косвенную цель - концентрация внимания. Например.
1) Розовая башня. Прямая цель: построить башню от "большого к маленькому", Косвенная цель: проживание объёма, уточнение зрения, тренировка глазомера, умение строить сериационный ряд, усврение понятий "большой - маленький", "больше чем - меньше чем", подготовка к математике, концентрация внимания, умение сравнивать предметы.
2) Коричневая лестница. Прямая цель: выстроить лестницу от самой толстой прзмымк самой тонкой. Косвенная цель: уточнить зрение посредством различении призм, координировать движения, концентрировать внимание, развивать глазомера, строить сериационный ряд, формировать представление "толстый - тонкий", подготовка к математике.
3) Блоки цилиндров. Прямая цель: ребёнок вынимает цилиндры из отверстий блока и вставляет их обратно. Косвенная цель: уточнение зрения, нахождение пар : цилиндр и его отверстие в блоке, представление "большой - маленький", "толстый - тонкий", "низкий - высокий", концентрация внимания, координация движений, развитие моторики, следовательно подготовка руки к письму, подготовка к математике.
Думаю, дети готовы к самостоятельному (без родителей) полёту в специально подготовленной среде, когда ребенок будет понимать, что существуют некие границы, и что нельзя переступить эти границы. Тогда ребёнок в пределах же этих рамок является свободным существом, умеющим творить свободу. Когда ребенок, наконец, сможет отстаивать свои границы, он начнёт понимать, что они его защищают, не нарушая границы других. При этом привязанность к родителям и доверие к другим людям это хорошо, т.к.все время ребёнок не будет находится с родителями и ему необходимо общение и выход в социум. То есть ему надо видеть какие бывают люди, что в жизни происходит и может происходить, решать самому кому доверять, а кому нет, с кем дружить, а с кем нет, и т.д. Мы специально создаем центры развития, куда ребёнок сначала ходит с мамой в группу "Мама и малыш". Хоть и с мамой, но при этом он делает выбор чем заниматься, и уже здесь какие-то минуты может быть наедине с собой.
Дальше можно привести ребенка в тоддлер-группу, где малыши уже без мамы, и сами начинают адаптироваться к жизни. Чем младше ребёнок, тем лучше адаптация. Далее в сад. Отделение ребёнка от матери надо сделать неторопливым и осторожным, словно будет наведен мостик между мамой и средой.
Приводя ребёнка в сад, мы отдаем ребенка в руки любящей и приветливой наставницы, которая каждый раз как бы заново знакомит его с другими детьми и взрослыми в группе. Тогда ребёнок незаметно "теряет" мать между остальными людьми, обращающими к нему свою ласку, внимание и нежность. Отвлечение ребёнка - читать книги, предлагать игрушки, активное занятие предложить. Наставнице надо всем своим видом показать, что она разделяет чувство ребёнка, как и он, переживает его волнение...
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.