«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Педагогика общего творчества

Елена Хилтунен
Теперь мало кому приходит в голову задать вопрос: где, кроме школы, человеку школьного возраста можно научиться чему-то полезному и важному. Просто открываешь поиск в интернете и находишь сотни предложений: и «технопарки», и онлайн лагеря, всевозможные мастер-классы, и компьютерные игры, и спорт, и театр, и экспериментариумы. Но...


http://vogazeta.ru

Что подросткам важно на самом деле?

В том-то и дело, что эти умные интеллектуальные игры далеко не всегда полностью удовлетворяют потребности современных школьников, так как не могут дать ребятам едва ли не самого важного – не охватывают духовно-нравственную сторону их жизни. А ведь именно в школьном возрасте человеку важно определить свое место среди других людей, ощутить, где и как он может применить на пользу людям свои умения – пусть пока не великие; посмотреть на себя со стороны, поразмышлять о себе и узнать, что о тебе думают окружающие, почувствовать себя нужным и важным сверстникам и взрослым людям. Именно школа может быть домом, где ребята реально приобретают опыт социального общения и видят отклик на свои усилия – ведь школу невозможно представить иначе, чем коллективное сообщество взрослых и детей. Здесь многое зависит от уклада жизни. Каков уклад дома, таковы в нем и отношения между людьми.

Не проповеди, а реальная жизнь

Но как же будет развиваться в детях и подростках социальное чувство, если предполагается, что мы строим школу гуманистического толка, а там каждый человек уникален, все ему доверяют и с первого взгляда кажется, будто он учится сам по себе и сам отвечает за свое образование?

Ответ кроется в определении ценностей гуманистической школы, первейшая из которых – свобода. Дело в том, что во внутренней жизни детей порядок и ясность, приветливое и доброжелательное отношение к сверстникам и ко взрослым, радостное участие в событиях школьной жизни происходит не от учительских проповедей о вежливости и уважении к работе и правах других и даже не от придумывания специальных мероприятий воспитательного характера (праздников, представлений, походов в лес и в музей и пр.). В настоящей гуманистической школе и детям и взрослым предоставляется возможность свободно заниматься разумной работой, удовлетворять свои индивидуальные образовательные нужды. При этом школа не держится на энтузиазме и одиночных усилиях отдельных педагогов. Это коллектив старших и младших, живущих общей счастливой жизнью (как сказал бы в середине прошлого века профессор И.П. Иванов, «творческое содружество поколений»).

Если отбросить профессиональные заботы взрослых, окажется, что и жизненные цели у членов такого разновозрастного сообщества похожи: и взрослые и дети хотят быть участниками жизни, а не наблюдателями; и те и другие стараются быть лучше, радуются своей работе и гордятся ею, считают себя полезными и нужными людьми, хотят верить в лучшую жизнь, в свое право и способность постоянно всесторонне изучать и совершенствовать ее.

Уже после 8-9 лет ребята понимают не только исследовательскую, но и коммуникативную ценность общей творческой деятельности. Для них это не только один из способов самовыражения, но еще и возможность утвердиться как личности среди других детей и взрослых. Им необходимо укрепить свои внутренние силы, понять, как следует вести себя по отношению к взрослому миру, то есть позволить расти своей душе. Остается только придумать, каким способом достичь этих замечательных общих целей.


Все имеет свои корни

Речь идет не об учебном процессе или новых технологиях – они делают свое дело, и этот процесс настроен на свой ход. Речь о том, как помочь нашим ребятам стать настоящими людьми – о становлении, если можно так сказать, стержня души. О ценностях рождения в ней человеческой чести, совести, достоинства.

В нашей не такой уж далекой истории были люди, которые показывали, как это может происходить. Стоит, например, обратиться к опыту школьных коллективов 60-х, 70-х годов, профессионально использовавших методику коллективной творческой деятельности (КТД) Игоря Петровича Иванова, а также опыту организации семейных клубов, существовавших в России в годах 80-х. Можно почитать записи учителей авторской школы самоопределения Александра Тубельского. И там, и там, и там выстраивались положительные модели человеческих отношений, при которых каждый ребенок и каждый взрослый оставались самими собой и были не похожи на других. Где между ними моделировались дружелюбные отношения взаимной поддержки и доверия, взаимного согласия, внимания и симпатии.

Как писал Симон Львович Соловейчик, «усилия педагога направлялись не только на ребенка, не только на коллектив и тем более не на мероприятие, а на отрезок жизни коллектива, моделировалось лучшее времяпрепровождение, лучший способ прожить один день человеческой жизни со всеми его сложностями».

Метод проектов – современный вариант КТД (коллективной творческой деятельности).
Опыт Московской начальной школы Монтессори

Все это может показаться сейчас наивным и простеньким, не имеющим серьезного отношения к настоящему творчеству и высоким педагогическим идеям. Но школьная жизнь в своих лучших проявлениях как раз и состоит из мелочей, складывающихся в терпеливую и кропотливую работу по становлению человека, его собственных усилий на этом пути, побед и потерь.

...Большинство школьных проектов, пришедших на смену КТД, в нашей школе возникали спонтанно, их подсказывала сама жизнь, и заранее планировать их не приходилось. Скажем, случилось, что многие второклассники стали носить в карманах игрушечных динозавриков. И возник «Исторический проект» с музеем, на открытие которого были приглашены родители, старшие друзья и малыши из детского сада. Или однажды под школьным крыльцом кошка родила котят, и это событие так взволновало ребят из начальной школы, что всю неделю обсуждалась анатомия кошек, их происхождение и повадки, а в пятницу была открыта выставка живых кошек, которых дети, родители и учителя притащили из дома. В другой раз неожиданно приехала в гости учительница с Гавайских островов. Все стали разучивать песни на английском языке, танцевали народные танцы, а в конце нарядились в ситцевые платья с венками из бумажных цветов и вместе с родителями, братьями, сестрами и заморскими гостями ели экзотические фрукты и овощи, запивая их не менее экзотическими соками.

Были и традиционные проекты. Они осуществлялись обязательно и ежегодно, их ждали с нетерпением, но каждый раз устраивали по-разному. Ни один такой проект не повторял предыдущее исполнение, хотя принципиальное содержание оставалось прежним.

К традиционным проектам относился «Цирк». Он проводился в начале учебного года в адаптационный период, когда в школу вливалось много новеньких ребят и их родителей. И детям и взрослым хотелось бы, во-первых, проявить себя в личностном плане, во-вторых, почувствовать причастность к общему делу и, в-третьих, ощутить радостную атмосферу школы, от которой все отвыкли за летние каникулы.

К другим традиционным проектам можно было отнести «Пушкинский Лицей» – приобщение к русской культуре и наслаждение поэтическим творчеством великих русских поэтов; празднование Рождества – как символа веры и духовности человека; День святого Валентина – выражение дружеских и приветливых отношений между людьми; семейный проект 8 Марта и День Отечества 9 Мая. Разумеется, в каждой школе существует свой особенный уклад жизни, а потому и традиционные проекты могут быть самыми разными.


Обязательные условия школьного КТД

Всякое коллективное творческое дело – проект – это часть общего контекста школьной жизни. Он начинается Советом проекта, который возникает сам собой. В нем по желанию участвуют и дети и взрослые, у которых есть идеи. Все эти идеи высказываются в общем кругу желающих и будущих организаторов и обсуждаются. Совет проекта продумывает предстоящую работу и затем руководит ею, отвечает за нее. Важно, чтобы все, о чем мечтали и дети и взрослые, осуществилось. Проект может длиться не более недели и заканчиваться праздничным финалом, в котором принимает участие вся школа – дети, учителя и родители.

На следующий день после завершения проекта происходит едва ли не самое важное с точки зрения педагогики событие – обсуждение его в кругу. Своеобразная рефлексия прошедшего коллективного творческого дела. Обычно оно состоит из трех частей: что было хорошо? плохо? что надо сделать, чтобы в следующий раз получилось лучше?

Выходит, вся проектная деятельность коллективно обдумывается, коллективно организуется и коллективно анализируется. При этом сохраняется индивидуальность каждого участника, вносящего свою неповторимую лепту в общее дело.

Коллективное творчество немыслимо без слаженного взаимодействия и поддержки любого, даже самого маленького человеческого усилия или проблеска мысли. Участие в коллективной творческой деятельности – это беспроигрышное состязание с самим собой. Оно дает возможность проявить себя, укрепить и сохранить чувство собственного достоинства и ребенку и взрослому, даже если он слаб физически или творчески. Коллективная творческая деятельность побуждает к индивидуальному росту, напряженной и радостной работе. Человека могут посетить мгновения духовного подъема и вдохновения. При таком укладе жизни дети вырастают не приспосабливаясь, а преобразуя мир вокруг себя к лучшему.

Но высшее выражение способности детей к пониманию взаимосвязи в мире людей – это их участие в выработке школьных законов. Это еще одно испытание свободой и важное КТД. Каждый подросток выражает себя как независимую личность и стремится искать объяснения, почему то или иное правило жизни принимается людьми. Он ревностно оспаривает значительную часть взрослых правил и готов соблюдать лишь те, которые кажутся ему очевидными. Такое состояние подростка означает для учителя, что он готов к новому для него типу взаимоотношений с миром, построенному на законах, подсказанных внутренним голосом. Педагоги школ гуманистического направления считают это высшей своей задачей – развитие у учеников способности думать и действовать самостоятельно, с учетом интересов других людей. Зная о существовании законов в природе из теории, изучаемой на школьных занятиях, ребята с легкостью переносят идею законов в мир людей. И однажды наступает момент, когда они чувствуют сильную потребность жить по правилам, но при этом обязательно принимать участие в их создании. А главный вопрос, на который отвечают подростки, прост: что нам нужно делать, чтобы успешно учиться и счастливо жить?

Когда мы говорим, что в гуманистической школе воспитывается человек самостоятельный и потому свободный, мы имеем в виду, что и самостоятельность, и свободомыслие, и творческий подход к делу – корни одного дерева. Все это закладывается в школьном отрочестве и проявится во взрослой жизни, как бы она потом ни сложилась.

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (49) 2015 г.
Фото: архив журнала

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Интересно? Расскажите друзьям:

Елена Хилтунен

Монтессори-педагог, основатель Первого детского сада и начальной школы Монтессори в Москве, главный редактор открытого издательства "Народная книга" и журнала "Монтессори-клуб", эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России. Автор и редактор государственной Программы "Детский сад по системе Монтессори" и УМК к этой программе.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
990 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Материалы на эту тему:
Ольга Доленко

Какие навыки важнее

Владимир Загвоздкин

Чем отличается детская садовница от наставницы, и почему их редко называют воспитательницами?

Елена Хилтунен

Следуя за М. Монтессори, попробуем превратить психологический инструментарий в автодидактические материалы

Татьяна Бабушкина

Как мы спеем или тайнопись еды

Елена Хилтунен

Метаморфоз традиционной школы

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »