«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Отступить на задний план, поддержать, пробудить интерес, оказать помощь

Лиз ван Донселар
«Голос ученика необходим в постановке целей и определении средств образования, что предполагает не только равные права, но и совместно принимаемые обязанности. Ученик постепенно, шаг за шагом, берет на себя все большую ответственность за то, что с ним происходит, за собственное личностное развитие и за то пространство, в котором он обитает.... Школа формирует такую картину мира, такую систему ценностей, которая нацеливает на это. Но предлагает ученику некоторые готовые инструменты, хотя главное – научить создавать новые, чтобы поставленная задача была решена».
Из Манифеста «Гуманистическая педагогика: XXI век»

Умение пользоваться свободой и быть уверенным в собственные силы

Обращаю ваше внимание, что идеи, о которых пойдет речь, были разработаны много лет назад Марией Монтессори и дополнены опытом многих учителей, работавших в среднем звене школ, носящих ее имя.

Итак, целями воспитания и образования являются: знания, понимание внутренних связей и навыки высокого уровня, такие как ответственность, самостоятельность мышления, умение решать проблемы, приходить к умозаключениям, формировать собственное мнение. Кроме того, умение пользоваться свободой, самоуважение, уверенность в собственных силах и умение сотрудничать.

Дети приобретают знания в основном посредством собственной деятельности. Они любознательны и стремятся к познанию и собственному развитию, желают все делать самостоятельно и полагаться на свои силы. Развитие ребенка имеет свои фазы. Воспитание и образование должны соответствовать физиологии развития.

Ключевым пунктом к достижению почти всех названных целей является понимание, что процесс учения происходит с лучшим результатом, при условии, что ребенок получает знания посредством собственной деятельности.

Когда мы разрабатываем метод, основываясь на этом положении, мы понимаем, что учитель должен представлять свой предмет так, чтобы дети могли его изучать максимально самостоятельно. Это означает, что ученики, работая с материалом, смогут овладевать знаниями, приходить к пониманию предмета, формулировать свои мысли, делать выводы. Учитель стимулирует ребенка к самостоятельной деятельности; он всегда готов помочь и поддержать.

В результате такого учения учитель может предоставить большую свободу ученикам во многих аспектах. Они свободны решать, когда, что, где и как (вместе или самостоятельно) изучать и, тем самым, принимают на себя ответственность за свою учебу. Дети могут сами решить, что работа ими уже выполнена и они готовы к проверке их знаний. Такая свобода возможна лишь в случае, если ученики снабжены всеми видами дидактического материала.

По методу Монтессори был разработан и апробирован богатый развивающий материал для детей от 2 до 12 лет, который используется в сотнях школ во всех странах мира. А сам метод Монтессори заключается в том, что дети спонтанно выбирают материал, с которым они желают работать. После 10-12 лет они также могут следовать своему желанию, но свобода их выбора ограничена предписаниями школьной программы. Школьникам помогают ясно представить себе, какой объем работы им придется выполнить за неделю, месяц, год.

Для детей старше 12 лет предметы становятся все сложнее, и каждый предмет ведется отдельным учителем. Учебный материал обязателен для каждого. Большую часть времени дети работают самостоятельно, и в расписании занятий есть время, когда им предоставляется возможность заняться любимым предметом, и в этом им тоже может помочь учитель.

Самостоятельность и ответственность

Я обычно подчеркиваю некоторые важные моменты. Метод Монтессори дает возможность ученикам в большой степени следовать собственному любопытству, а самостоятельность в учебе означает перенос ответственности с учителя на ученика. Именно самостоятельность и ответственность есть то самое, к чему стремятся дети в 12-18 лет. Более того, возможность выбора в этом возрасте наиболее соответствует фазе их физиологического развития. Приведу небольшой пример.

Представьте себе урок (математики, истории, литературы). Примерно 25 человек в возрасте 12-13 лет входят в класс. Они выбирают место, чтобы сесть отдельно или с кем-то. Им хорошо известно, что каждый из них должен выполнить за какое-то время (например, за месяц). Это ясно прописано в специальном буклете или объяснено учителем. Детям предоставляется весь необходимый материал: учебники, листы с заданиями.

Некоторые приступают к работе сразу, другие еще переговариваются друг с другом, не мешая, однако, остальным. Через некоторое время они все же решают начать работу.

Учитель подходит к каждому, наблюдает, советует разговаривающим приступать к заданию, помогает, если что-то непонятно ученикам. Теперь все работают, потому что они сами решили это делать. Им разрешено покидать свои места для того, чтобы взять словарь или иную справочную литературу, находящуюся в классе или библиотеке. Или же они консультируются с учителем. Как таковой тишины в классе нет. Но существует рабочая атмосфера. У учителя есть время и возможность обсудить уже выполненную работу с отдельным учеником, разобрать ошибки, выяснить вместе с ним пробелы в понимании материала; все же лучше в ходе беседы побудить его к нахождению ошибок самостоятельно. Тем,  кто  недостаточно  или  слишком  медленно продвигается в выполнении задания, разрешено завершить его дома или же на следующем занятии. (Материал подобран таким образом, чтобы это было возможно.)



Что же мы можем ожидать от взаимоотношений, которые складываются между учителем и учеником в ходе индивидуальных бесед и дискуссий?

Ученик приходит к пониманию сам - это главное

Учитель, работающий по  системе Монтессори, уважает в ребенке личность, поддерживает ее достоинство. Он верит в способность ученика посредством собственной активной деятельности стать достойным гражданином. Учитель воспринимает ребенка как «работника со своей огромной и большой задачей, который время от времени нуждается в поддержке». Когда учитель, действительно, поверит, что дети любопытны и желают узнавать новое, что они легче и лучше учатся через собственную деятельность, что они стремятся к независимости и ответственности, тогда его отношение к ученику, без всякого сомнения, будет именно таковым. И тогда вы без труда найдете достойный выход из любой ситуации. Для вас станет естественным отступать на задний план, поддерживать, пробуждать интерес, оказывать помощь и никогда не «бить по рукам». В своей помощи он всегда будет руководствоваться принципом «ученик должен прийти к пониманию сам». Учитель примет условие, что он не только источник информации и путеводитель, но и опора, норма, образец, «точильный камень».

Нам, учителям, приходится наблюдать за ребенком, вызывать любопытство, доверять ему, показывать всякий раз результаты его труда и не выносить приговор. Это все, что касается отношения учителя и его поведения. Как же учитель работает? Как воплощается этот метод в каждодневной практике школы? Учитель готовит обучающий материал, учебники с приложением к ним заданий и объяснений, чтобы ученик мог работать самостоятельно. Зачастую учителю приходится составлять задания самому, так как подходящие пособия, как правило, отсутствуют. Учитель готовит стимулирующее активность окружение. На уроке учитель все время ведет наблюдение за происходящим и видит, когда следует оказать помощь. Даже исправляя ошибки, он руководствуется принципиальным положением «ребенок до всего должен дойти сам». Учитель фактически учит, как планировать работу, ставить задачу и осуществлять ее.


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (50) 2015 г.
Фото с сайта www.montessoricentenary.org и www.montessori-school.ru


Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Лиз ван Донселар

 - монтессори-педагог, учитель учителей (Нидерланды)

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Юлия Фаусек

Уроки тишины Юлии Ивановны Фаусек

Георг Михаэль Кершенштейнер

Школа будущего - школа работы

Анна Мария Маккерони

История с географией и телескоп Монтессори

Сьюзен Мэйклин Стивенсон

Радостное дитя. Ключевые идеи М. Монтессори в применении к детям от рождения до трех лет

Юлия Фаусек

Те, кто думает, что надо только дать ученикам материал и отойти в сторону, предоставив им свободу действий, ошибаются

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »