Отступить на задний план, поддержать, пробудить интерес, оказать помощь
Лиз ван ДонселарУмение пользоваться свободой и быть уверенным в собственные силы
Итак, целями воспитания и образования являются: знания, понимание внутренних связей и навыки высокого уровня, такие как ответственность, самостоятельность мышления, умение решать проблемы, приходить к умозаключениям, формировать собственное мнение. Кроме того, умение пользоваться свободой, самоуважение, уверенность в собственных силах и умение сотрудничать.
Дети приобретают знания в основном посредством собственной деятельности. Они любознательны и стремятся к познанию и собственному развитию, желают все делать самостоятельно и полагаться на свои силы. Развитие ребенка имеет свои фазы. Воспитание и образование должны соответствовать физиологии развития.
Ключевым пунктом к достижению почти всех названных целей является понимание, что процесс учения происходит с лучшим результатом, при условии, что ребенок получает знания посредством собственной деятельности.
Когда мы разрабатываем метод, основываясь на этом положении, мы понимаем, что учитель должен представлять свой предмет так, чтобы дети могли его изучать максимально самостоятельно. Это означает, что ученики, работая с материалом, смогут овладевать знаниями, приходить к пониманию предмета, формулировать свои мысли, делать выводы. Учитель стимулирует ребенка к самостоятельной деятельности; он всегда готов помочь и поддержать.
В результате такого учения учитель может предоставить большую свободу ученикам во многих аспектах. Они свободны решать, когда, что, где и как (вместе или самостоятельно) изучать и, тем самым, принимают на себя ответственность за свою учебу. Дети могут сами решить, что работа ими уже выполнена и они готовы к проверке их знаний. Такая свобода возможна лишь в случае, если ученики снабжены всеми видами дидактического материала.
По методу Монтессори был разработан и апробирован богатый развивающий материал для детей от 2 до 12 лет, который используется в сотнях школ во всех странах мира. А сам метод Монтессори заключается в том, что дети спонтанно выбирают материал, с которым они желают работать. После 10-12 лет они также могут следовать своему желанию, но свобода их выбора ограничена предписаниями школьной программы. Школьникам помогают ясно представить себе, какой объем работы им придется выполнить за неделю, месяц, год.
Для детей старше 12 лет предметы становятся все сложнее, и каждый предмет ведется отдельным учителем. Учебный материал обязателен для каждого. Большую часть времени дети работают самостоятельно, и в расписании занятий есть время, когда им предоставляется возможность заняться любимым предметом, и в этом им тоже может помочь учитель.
Самостоятельность и ответственность
Я обычно подчеркиваю некоторые важные моменты. Метод Монтессори дает возможность ученикам в большой степени следовать собственному любопытству, а самостоятельность в учебе означает перенос ответственности с учителя на ученика. Именно самостоятельность и ответственность есть то самое, к чему стремятся дети в 12-18 лет. Более того, возможность выбора в этом возрасте наиболее соответствует фазе их физиологического развития. Приведу небольшой пример.Представьте себе урок (математики, истории, литературы). Примерно 25 человек в возрасте 12-13 лет входят в класс. Они выбирают место, чтобы сесть отдельно или с кем-то. Им хорошо известно, что каждый из них должен выполнить за какое-то время (например, за месяц). Это ясно прописано в специальном буклете или объяснено учителем. Детям предоставляется весь необходимый материал: учебники, листы с заданиями.
Некоторые приступают к работе сразу, другие еще переговариваются друг с другом, не мешая, однако, остальным. Через некоторое время они все же решают начать работу.
Учитель подходит к каждому, наблюдает, советует разговаривающим приступать к заданию, помогает, если что-то непонятно ученикам. Теперь все работают, потому что они сами решили это делать. Им разрешено покидать свои места для того, чтобы взять словарь или иную справочную литературу, находящуюся в классе или библиотеке. Или же они консультируются с учителем. Как таковой тишины в классе нет. Но существует рабочая атмосфера. У учителя есть время и возможность обсудить уже выполненную работу с отдельным учеником, разобрать ошибки, выяснить вместе с ним пробелы в понимании материала; все же лучше в ходе беседы побудить его к нахождению ошибок самостоятельно. Тем, кто недостаточно или слишком медленно продвигается в выполнении задания, разрешено завершить его дома или же на следующем занятии. (Материал подобран таким образом, чтобы это было возможно.)
Что же мы можем ожидать от взаимоотношений, которые складываются между учителем и учеником в ходе индивидуальных бесед и дискуссий?
Ученик приходит к пониманию сам - это главное
Учитель, работающий по системе Монтессори, уважает в ребенке личность, поддерживает ее достоинство. Он верит в способность ученика посредством собственной активной деятельности стать достойным гражданином. Учитель воспринимает ребенка как «работника со своей огромной и большой задачей, который время от времени нуждается в поддержке». Когда учитель, действительно, поверит, что дети любопытны и желают узнавать новое, что они легче и лучше учатся через собственную деятельность, что они стремятся к независимости и ответственности, тогда его отношение к ученику, без всякого сомнения, будет именно таковым. И тогда вы без труда найдете достойный выход из любой ситуации. Для вас станет естественным отступать на задний план, поддерживать, пробуждать интерес, оказывать помощь и никогда не «бить по рукам». В своей помощи он всегда будет руководствоваться принципом «ученик должен прийти к пониманию сам». Учитель примет условие, что он не только источник информации и путеводитель, но и опора, норма, образец, «точильный камень».Нам, учителям, приходится наблюдать за ребенком, вызывать любопытство, доверять ему, показывать всякий раз результаты его труда и не выносить приговор. Это все, что касается отношения учителя и его поведения. Как же учитель работает? Как воплощается этот метод в каждодневной практике школы? Учитель готовит обучающий материал, учебники с приложением к ним заданий и объяснений, чтобы ученик мог работать самостоятельно. Зачастую учителю приходится составлять задания самому, так как подходящие пособия, как правило, отсутствуют. Учитель готовит стимулирующее активность окружение. На уроке учитель все время ведет наблюдение за происходящим и видит, когда следует оказать помощь. Даже исправляя ошибки, он руководствуется принципиальным положением «ребенок до всего должен дойти сам». Учитель фактически учит, как планировать работу, ставить задачу и осуществлять ее.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (50) 2015 г.