Те, кто думает, что надо только дать ученикам материал и отойти в сторону, предоставив им свободу действий, ошибаются
Юлия Фаусек
Мы постоянно обращаемся к многолетнему и многотрудному опыту работы педагогов в российских детских садах и начальных школах Монтессори. Главным учителем учителей в этом деле считаем Юлию Ивановну Фаусек и ее коллег Адриановых, которые в начале ХХ века пытались работать в новой, не только для России, но и для всего мирового педагогического сообщества, парадигме взаимодействия с детьми. Профессионализм монтессори-педагога, воспринятый Ю. Фаусек из первых рук, служит для нас примером наиболее точной работы Монтессори-учителя. Вглядимся еще раз в ее, ставшие историческими, тексты и обдумаем их с позиций сегодняшнего дня.
Из статьи «Самостоятельные занятия (школьников младших классов)».
Первая публикация в редакции Д.Г. Сорокова в книге «Тридцать лет по методу Монтессори»
1994 год
“Любая учительница может изучить все теории и все принципы воспитания, но уровень их приложения зависит только от нее. Хороший врач, как и хорошая учительница, являются индивидуальностями. Медицина и методы воспитания ничто без них”.
М. Монтессори «Дом ребенка»
В чем суть метода самостоятельных занятий?
Учительница так тесно связана с детьми и с предметами обучения, что ее чрезвычайно трудно отделить от того и другого. Но все же нам нужно отметить, какими специфическими качествами должна обладать учительница в практике самостоятельных занятий.
Мы уже говорили о том, что предметы и материалы для этих занятий служат не для обучения ребенка учительницей, а для его самообучения. А потому в часы самостоятельных занятий, в противоположность фронтальным урокам, активным лицом является не учительница, а ребенок. Но, несмотря на это, задача учительницы нелегкая. В сущности, она труднее, чем на фронтальных уроках. Те, кто думает, что на этих занятиях нужно только дать материал и отойти в сторону, предоставив детям свободу действий, жестоко ошибаются. Получится беспорядок, хаос и больше ничего.
Целью самостоятельных занятий служит пробуждение внутренней сущности ребенка, которая может проявиться только в подходящей для этого обстановке. Эта обстановка, о которой мы уже говорили, и создается учительницей. Но учительница, решившая испробовать метод самостоятельных занятий, беря на себя эти, как уже было сказано, нелегкие обязанности, должна тратить как можно меньше слов, выработать негромкий, спокойный голос, научиться наблюдать незаметно для детей за их поведением, приближаться к ним или отдаляться, говорить или молчать соответственно нуждам и случаям. Она должна очень хорошо знать материал, изучить в точности технику его приложения, индивидуального подхода к ребенку, и познать на практике тонкие черты характеров детей, которые отличают их одного от другого, чтобы не задерживать тех, чей интеллект уже достаточно развит, и может вызвать скуку или приучить механически выполнять работу с хорошо знакомым материалом.
С другой стороны, учительница не должна предлагать предметов, еще не доступных детям, вызывая у них разочарование в своих силах и угасание интереса. В этом отношении учительница должна обладать большим чувством меры. Более сильным предложить материал посложнее, на котором они могли бы преодолевать трудности и самостоятельно разрешать заключающуюся в нем проблему.
Она должна постоянно следить за цельностью и чистотой материала, возобновлять потерянное, исправлять испорченное, возвращать его обратно, если он понадобится какому-нибудь ребенку для повторения или закрепления навыка. Ставить новое. Но не часто, чтобы не смущать неустойчивые умы, стремящиеся все к новым и новым впечатлениям. Бывают случаи, когда какой-нибудь материал, более трудный, чем все остальные, находящиеся в обороте, следует дать одному или другому ребенку, или двоим, более продвинутым и очень хорошо работающим. Всегда находятся такие, кто бросаются с интересом, или, вернее, с любопытством к товарищу, получившему новую работу, с вопросом: “А мне можно?!”
Обычно это дети наиболее неорганизованные и несосредоточенные. Они получают ответ: “Ты получишь его, когда будешь работать, как Боря (или другое имя)”. У ребенка понемногу пробуждается осознание необходимости достигнуть высшего уровня во всей своей деятельности, чтобы двигаться вперед. Это обстоятельство следует принимать во внимание при составлении школьного расписания, которое должно считаться с ритмом спонтанной работы детей.
Подъемы и спады работоспособности
Из моего личного опыта и по свидетельству некоторых учительниц следует, что высший подъем работоспособности у детей до 12 лет всегда бывает между 10.5 и 12.5 часов дня. Этот период Монтессори, с ее многолетним опытом, называет периодом большой работы, которому предшествует период вовлечения в работу. В этот первый период – вовлечения – дети, особенно маленькие, не могут еще по-настоящему сосредоточить свое внимание на серьезных предметах. Они как бы раскручиваются, понемногу втягиваясь в работу. Многие взрослые, занимающиеся умственным трудом, знают это явление из самонаблюдения.
Затем наступает второй период, когда внимание детей постепенно концентрируется, достигает своей высшей точки – акме, и они могут работать сосредоточенно, углубленно весьма продолжительное время.
Периоду вовлечения часто предшествует период беспокойства (ажитации) в поведении. Это особенно резко проявляется у маленьких детей, только что пришедших в школу. Если их в этот период занять какой-нибудь интересной и легкой работой, например, штриховкой по Монтессори или рисованием по клеточкам по Ушинскому, то период беспокойства очень скоро исчезает. И в следующий за ним период вовлечения постепенно повысится смысл всей серьезности работы и дисциплины, при незаметном переходе к периоду большой работы, который вместе с дисциплиной становится у детей привычкой.
Замечено было, что после периода большой работы дети и отдыхают гораздо спокойнее, без беготни и возни, всем существом высказывая глубокое внутреннее удовлетворение.
Твой внешний вид и твои слова
Учительница должна строго следить за установленным порядком, о котором уже было сказано: во всей классной обстановке, в материале, во внешнем виде и поведении детей, а также за собственным внешним видом и поведением. Аккуратный костюм, не исключающий изящества, простая, идущая к лицу прическа, спокойные движения, тихий, но ясный и отчетливый голос. Все это чарует и притягивает к ней детей. Она должна так же соблюдать меру в своих словах. “Веди счет словам своим!” – говорил Данте. Не говорить ничего лишнего; давать каждому ребенку указания, если он в этом нуждается, кратко и ясно; избегать грубых слов, даже с виду как будто невинных, например, “Ты уже наляпал, ну, уж и навалял. Что ты, обалдел? Ты плох или поглупел?” И ведь тому подобное слышим мы в практике учительниц. А дети очень быстро схватывают и запечатлевают в себе всякие слова.
Учительница должна быть внимательной, терпеливой, снисходительной. Она не ворчит на ребенка, показывающего ей свою работу, недостаточно хорошо выполненную. Она говорит, считаясь с его возможностями: “Ты можешь сделать лучше, постарайся”. Или: “Это хорошо, но ты можешь сделать гораздо лучше!”.
Для постороннего наблюдателя в хорошо организованном классе при самостоятельной работе кажется, что учитель почти ничего не делает, “не преподает”, очень мало говорит, дает лишь краткие указания. Учитель пассивен, активны дети. Но эта пассивность лишь внешняя. Внутренне же он глубоко активен, перед его взором 30-40 детей, различных по своей индивидуальности, каждую из которых необходимо учитывать. Одних можно не трогать на всем протяжении урока, другим нужно давать легкие указания, третьи нуждаются во всемерной помощи. Одних – неуверенных и застенчивых – нужно поддержать одобрением, вызывая у них все большую и большую уверенность в своих силах, возбуждающую у них интерес к работе. Других – самоуверенных и торопливых – сдерживать, отрабатывая в них понимание, что они не все знают, не все могут, вызывающее у них сознание необходимости относиться к своей работе вдумчиво и внимательно и желание сделать ее лучше.
Постороннему наблюдателю, если он видит класс в час самостоятельной работы, может также показаться, что дети делают, что хотят, воля же и руководство учительницы совершенно теряются. Но это может думать только поверхностный наблюдатель, впервые увидевший такой класс.
Тот, кто хорошо знаком с подобной работой, знает все те “тайные пружины”, которые незаметно нажимает опытная учительница для того, чтобы дети при наличии свободного выбора и свободной работы все же шли по пути, ею указанному. И тогда кажется, что дети поступают так, как они хотят, но в то же время чувствуется и глубокое подчинение и уважение к высшему авторитету. Иначе не было бы той удивительной дисциплины, которую мы наблюдаем на таких уроках. Учительница может выйти из класса и оставить детей одних за работой, но тишина и покой рабочей атмосферы останутся такими же, как и в ее присутствии. Их сдерживает не страх перед выговором за нарушение дисциплины, а охвативший их интерес к работе и то глубокое уважение к высшему авторитету, о котором уже было сказано.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (21) 2010 г.
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.