История с географией и телескоп Монтессори
Анна Мария Маккерони
«Никогда не останавливать чудесное детское сознание! Оно способно восхищаться. Особый дар детского сознания – это та, особая чувствительность, которая необходима, чтобы испытывать чувство восхищения окружающим миром. Даже в математике и в геометрии доктор Монтессори стремилась к бесконечности, чтобы ей восхититься. Прибавь к единице еще единицу, и еще одну единицу. Когда мы должны остановиться? Никогда. Мы можем не останавливаться никогда!» (Из книги Анны-Марии Маккерони «Мои встречи с Марией Монтессори» стр. 158-159)
География
Интересно происходит работа детей над составлением географических карт. В Голландии впервые был создан материал, где все регионы страны представляли собой отдельные кусочки, которые дети могли складывать воедино. Ребенок сначала разбирает все кусочки, а потом собирает их обратно. Также имеются специальные карточки с названиями регионов, которые ребенок раскладывает каждую на свое место. Дети зарисовывают каждый регион, положив фигуру региона на лист бумаги и обведя ее контур карандашом.
В Барселоне Доктор Монтессори купила хорошие географические карты и повесила их на стену. Они так заинтересовали детей, что сеньора Вийуэндас забеспокоилась: «Что мне теперь делать? Они больше не работают». Ответом ей было: «Подождать». Действительно, интерес умерился, и работа продолжилась на регулярной основе.
Вот какую дискуссию спровоцировала географическая карта окрестностей Барселоны. Ребенок ехал с папой на поезде и сказал: «Сейчас будет туннель». «Нет, – ответил папа, – туннель будет после следующей станции». Ребенок стоял на своем. «Но, дорогой сын, я здесь езжу очень часто. Я знаю, где будет туннель». Туннель же все-таки оказался перед станцией. «Откуда ты это знал?» – спросил изумленный отец. «Я видел его на географической карте». Оказывается, дети рисовали контуры разных географических карт, а затем раскрашивали части в разные цвета.
Интересное применение было найдено мелу. Между двумя деревянными планками размером 14 на 22 сантиметра помещали измельченный мел, смешанный с водой, и сдавливали его. Когда масса высыхала, ее отделяли от планок и обрабатывали перочинным ножом, придавая форму какого-либо региона на карте. Работа отличалась необыкновенной точностью, воспроизводился даже рельеф: горы, холмы, равнины, моря, реки. Затем модель раскрашивалась акварельными красками. Я много лет бережно хранила одну из таких поделок; это были Швеция и Норвегия, если я правильно помню. Дети мастерили так много подобных моделей, что мы не знали, куда их складывать. Очень жаль, что нам не удалось сделать фотографии ни одной из них.
Под руководством Доктора Монтессори была создана большая рельефная карта Италии. Высота гор, глубина морей – все отражало точные пропорции. Прекрасно были подобраны цвета. Было хорошо видно глубокое Тирренское море и сравнительно неглубокое Адриатическое. Учитель объяснял детям причины возникновения различных глубин. Он обращал внимание на то, что высота Альп была небольшой в сравнении с их шириной.
Раскрашивать карты было одним из самых любимых занятий. Дети выбирали цвета для каждого из регионов Испании. «Каталония будет красной!» – сказал один из ребят, и у него уж точно было весьма конкретное представление, где находится Барселона.
Много времени прошло с тех пор, и многие детали стерлись из моей памяти. У нас была отличная коллекция открыток с озерами, островами, полуостровами и т.д. Были еще и металлические подносы с закругленными краями, куда дети наливали воду и с помощью глины делали в них острова, озера и т.д. Физическая география со своей терминологией. На открытках с изображение островов, озер и т.д. были подписаны их названия.
Астрономия. Телескоп Монтессори
Другая учебная ветвь была... астрономия. Доктор Монтессори сама предложила создать трубку, которую называла телескопом, но без линз, только с одной затемненной линзой, что позволяло смотреть на солнце, не повреждая глаза. Но как много значило это изобретение для детей! К трубе были присоединены специальный термометр, чтобы измерять температуру солнечных лучей, призма для разложения света и специальный циферблат, который показывал перемещение солнца. Телескоп можно было поворачивать по сторонам, и циферблат указывал, насколько он был повернут. «Вот здесь солнце в час дня, вот здесь в два часа». Кажется, что оно движется, но нет! «Это мы движемся, а не солнце», – говорили дети.
Заниматься астрономией, даже просто наблюдать за звездами было невероятно увлекательно. Дети потребовали «Карту звездного неба». Доктор достала им очень хорошие карты. Какая замечательная страна, небо! Какие удивительные эти светящиеся точки в небе! Звезды, было сказано детям, имеют форму шара, как и наша Земля. Эти сияющие шары находятся в строго определенных местах, так что даже можно нарисовать карту неба! ...Но как же они остаются на одних и тех же местах?
Прибор для наблюдения за движением Солнца, изобретенный Марией Монтессори,
Никогда не останавливать чудесное детское сознание! Оно способно восхищаться. Особый дар детского сознания – это та, особая чувствительность, которая необходима, чтобы испытывать чувство восхищения окружающим миром. Даже в математике и в геометрии Доктор Монтессори стремилась к бесконечности, чтобы ей восхититься. Прибавь к единице еще единицу, и еще одну единицу. Когда мы должны остановиться? Никогда. Мы можем не останавливаться никогда!
История
Другой важный предмет – история. В нем Доктор выделяла два различных направления. С одной стороны, преображение человеком окружающей среды – как были построены первые дома, первая мебель... вплоть до последних деталей сегодняшнего дня. Это направление можно назвать созидательным. С другой стороны, под историей понимается история власти, которая правит нацией, и то, что она делает, чтобы распространиться. Это история бедствий, из которых одни выходят победителями, другие – побежденными. Как говорят некоторые историки, лучший способ защититься от своих соседей – завоевать их. Сегодняшние дети очень сообразительные, порой им не просто преподавать историю. «Герой» и «предатель» в их глазах выглядят одинаково. Враг убивает наших героев, и дети называют его предателем, потому что они верны своему народу. Не так просто объяснить ребенку историю, как мы ее видим. Проще бывает с более взрослыми детьми, тринадцати лет и старше. Сознание ребенка просто. Обычно он смотрит в самую сердцевину. «А вот мы не убиваем!» – говорят маленькие дети. И если они слышат рассказ о том или ином хорошем человеке, то спрашивают: «А он тоже не убивал?»
Поэтому лучше всего маленьким детям преподавать историю изобретений. Даже у самого крохотного предмета есть своя история. «Сколько времени уже существуют вилки?» Дети задают подобные вопросы с огромным интересом.
В Барселоне у нас был один очень образованный учитель. Он приносил в школу картины из семейной жизни разных исторических эпох. Помню одну из них: семья сидит за столом и обедает. Учитель рассказывает, какая эпоха изображена на картине, и поясняет детали. Помню одну из таких бесед, где он рассказывал о том, какую обувь носили люди в прошлом. Он рассказывал о жизни людей в ту эпоху, о каждодневных вещах, которые детям хорошо известны. Также он рассказывал, как люди торговали, как изготавливали разные предметы, когда еще не было станков. Дети задавали ему множество вопросов, и учитель, чье имя я, к великому сожалению, позабыла, всегда отвечал на них. Он был молод и вдохновлен идеей делиться своими знаниями с детьми.
Происхождение видов
Никогда не слышала, чтобы Доктор Монтессори разговаривала с детьми о том, что происходило десятки тысяч лет назад. Однако мне известно, что она очень интересовалась исследованиями изменений поверхности земного шара. Это серьезные исследования, в них не место поспешным выводам. Действительно, было бы странно утверждать что-то определенное о том, что происходило на планете тысячи лет назад, когда люди порой даже сомневаются в том, что случилось чуть менее двух тысяч лет назад.
Однажды я держала в руках одну из детских книг, рассказывающих о происхождении видов. Сначала там показана рыба, плавающая в воде. Затем эта рыба выпрыгивает на сушу и у нее вырастают лапы и т.д. Все это больше похоже на небылицу, чем на исторический документ. Не правильнее было бы просто сказать ребенку, что никто не видел, как все происходило, но есть люди, которые изучают эти вопросы.
История войн
Что касается истории войн, Доктор Монтессори всегда высказывала свое глубокое возмущение по отношению к ним. Надо было слышать тон ее голоса. Все ее существо было порывом к прогрессу, а значит, к единению, взаимной любви, совершенству. Она говорила о научно-техническом прогрессе, о новейших средствах передвижения, о единой коммерческой зоне, которая позволит различным народам свободно торговать друг с другом. Все это Мария Монтессори надеялась увидеть в светлом завтрашнем дне. Ее сердце всегда было открыто всем людям, независимо от их национальности.
Мне известно, что сегодня среди монтессорианцев встречаются те, кто занимается историей войн и теориями исторического доминирования. Я никогда этим всерьез не интересовалась.
Однажды Доктор сказала: «Все нашу историю нужно рассказывать по-другому и на иных основаниях». Она имела в виду не только христианские основания, но и новые общественные формы.
В Оксфорде в 1936 году Доктор говорила: «И ребенку и взрослому будет страшно оказаться ночью в лесу. Его напугает шелест листьев, производимый ветром, темные тени, лунный свет, пробивающийся сквозь ветви. Все это не представляет никакой опасности, но наводит страх. А ведь в лесу есть и настоящие опасности, но они скрыты. То же самое происходит и с народами. Они боятся того, что не представляет никакой опасности, и не лечатся от болезней, которые действительно им угрожают».
В одном из классов, организованных Доктором, девочка примерно восьмилетнего возраста написала небольшое сочинение об одном политике по фамилии Кавур, если я
правильно помню. Это было прекрасное сочинение, в нем девочка точно описала характер этого человека, ясно выразила свою позицию по отношению к нему и показала, что она считает справедливым. Перед этим в группе читали историческую книгу, написанную для взрослых. В книге приводились правдивые факты, показывались фотографии и письма простых людей. Книга оставляла ощущение настоящей жизни, а не области школьных знаний.
Известно, что, если говорится только часть правды, это может ввести в заблуждение. С другой стороны, не так-то просто этого избежать. Ребенок по своей природе очень любознателен. Он интересуется: и тогда?... И что потом? И как?... Тем самым он сам помогает вам отвлечься от основной темы и перевести его внимание на что-то другое.
Однажды я увидела, как гусеница поедает листок. «Как жаль!» – воскликнула я, думая о листке. А моя подруга, стоявшая рядом, сказала: «Посмотри, какая красивая гусеница!» Так же бывает и с интерпретацией исторических событий. Мы не всегда находим в себе смелость прямо посмотреть на факты, которые имеют значение.
Возвращаясь к преподаванию истории. В Барселоне был мальчик девяти лет, ходивший в обычную школу и не сдавший экзамен по истории. Доктор Монтессори хотела ему помочь. Не знаю, как ей это удалось. Она рассказывала мне, что она сделала большие карты, которые очень заинтересовали мальчика. В конце концов, мальчик сдал экзамен хорошо. Доктор решила отпраздновать это событие, устроив «день истории»: праздник с праздничным столом и с теми же самыми картами на стенах…
Из
книги Анны Марии Маккерони «Мои встречи с Марией Монтессори. Психомузыка», изд. «Народная книга», 2015 г.
Фото: архив журнала и интернет-источник
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.