Ошибки свойственны каждому, ведь мы же не хотим претендовать на свое полное совершенство?
Виктория Гуреева
«Нормализация» – термин, типичный для педагогики Монтессори, но мало понятный в современном научном мире. Если рассматривать нормализацию, как некое приведение состояния человека в норму, то у детей этот процесс можно увидеть, и можно найти способы его оптимизации. А у взрослых? Взрослые, наверное, могут рассматривать нормализацию, как процесс поиска своего индивидуального решения той или иной жизненной ситуации, согласование внутреннего мира с внешним, достижение спокойствия собственной души.
Поиск собственного пути
В знаменитой работе Марии Монтессори «Разум ребенка» есть определение, которое помогло мне связать два понятия: нормализация ребенка и нормализация педагога. Она пишет: «Этот психологический феномен, напоминающий излечение взрослых людей при помощи психоанализа, был нами назван «нормализацией».1
Если дети, достигшие нормализации, характеризуются радостным настроением от выполнения своего космического плана развития и космической задачи, то, как можно понять, куда стремиться нам, взрослым? Смею предположить, что у нас с детьми единая цель. В психоанализе это называется индивидуацией – то есть «осознанием своей реальной психологической уникальности, включающим в себя как его возможности, так и ограничения».2
Когда зарождалась наука о психоанализе, это направление в психологии считали способом исцеления психопатологии. «Юнг подчеркивал, что целью человеческой жизни является индивидуация, то есть проявление в жизни наших внутренних, врожденных способностей», – отмечал американский психиатр и юнгианский аналитик Джеймс Холл.2
Далеко не все свои возможности человек может реализовать, поэтому процесс индивидуации не завершается никогда. Индивидуация – это скорее поиск, чем цель, скорее направление движения, чем место для остановки. Этот процесс сродни внутреннему ощущению направления, которое можно игнорировать или подавлять, но от которого никогда нельзя избавиться.
И вот монтессори-педагог начинает свой Путь. Он стремится к нормализации детей, сам все делает, как следует, но вдруг у него что-то не получается. Педагог делает ошибку за ошибкой, надежды начинают рушиться и кажется, что той самой мечты и цели, которую мы поставили перед собой, нам все сложнее достичь. И тогда мы понимаем нормализацию, как идеальное и далекое совершенство. «Вот у Монтессори это было, у других есть, и, значит, у меня тоже когда-нибудь наступит».
Совершенство – реальность или миф?
Все мы стремимся к лучшему, доброму, светлому. Основные фантазии, которые большинство из нас пытались воплотить в жизнь, заключались в том, что мы должны были стать порядочными, нравственными людьми, не должны причинять боль другим. Мы многого уже достигли на этом пути. Были отличниками в школе, слушались взрослых, научились красиво одеваться, вышли замуж, независимы материально… Что еще надо? Нормализация ведь в каком-то смысле – образ совершенный.
Но вот мы стали монтессори-педагогами и вошли в группу. Нам хочется показать всем и себе самим, какие мы квалифицированные специалисты. Мы то и дело даем детям презентации дидактических материалов, любуемся собой, радуемся, что делаем это без ошибок, искренне не подозревая, что далеко не каждый ребенок готов к восприятию нашей работы. Детей мы не видим – видим себя. Возникает противоречие. Заметим его и попробуем разрешить.
Точность показа презентаций – хороший критерий профессионализма, но это всего лишь одна его грань. В действительности за ним кроется наша неуверенность в себе. Как компенсацию психика выдает вторую грань – уверенность в собственном совершенстве, в безгрешности своего показа работы с материалом. Эта грань является в каком-то смысле исцеляющей, но на время…
Другой пример. Педагог, общаясь с родителями, осуществляет их запрос. К примеру, мама говорит учителю, что ее дочь слишком замкнутая, не смелая, ей нужно помогать в принятии решения. Учитывайте это, пожалуйста, просят родители, надеясь, что к их ребенку отнесутся более внимательно. Педагог, наблюдающий за работой этой девочки в группе, замечает, что в обстановке свободы ребенок ведет себя иначе – она вполне активна и самостоятельна. Как быть: помогать девочке, как просит мама, или не помогать, как требует наблюдение? Ведь если попадешь под родительскую проекцию, исполнишь пожелания мамы, дитя пойдет по тому же семейному сценарию, будет играть роль «тихони». Но разве такой хочет видеть ребенка монтессори-педагог? А родители? Они просто не могут справиться с проблемой и в оправдание навешивают на своего ребенка ярлык тихони (гиперактивного, агрессивного). Конечно, можно осуществить пожелания родителей и нежно потакать «ребенку с родительским ярлыком», ведь при этом педагог предстает перед ними лучшей стороной. Но придет пора, когда особенности ребенка проявятся во всех красках и превратятся в проблему видимую всем, в том числе и родителям, а, главное, мешающую самому ребенку. Но будет уже поздно. И родители, вернее всего, придут к выводу, что специалист оказался плохим помощником в сложившейся ситуации.
Казалось бы, педагог все делал во благо и ребенку, и родителям, но оказалось пострадала его профессиональная компетенция. Естественно, он ощущает тупик, безысходность.
Наше желание стать совершенными и все делать правильно, к сожалению, приводит к одностороннему пониманию проблемы.
Доктор философии и практикующий юнгианский аналитик Мэрион Вудман в книге «Страсть к совершенству» пишет: «Жить согласно идеям – значит не жить своей жизнью. Гораздо легче пытаться быть лучше, чем ты есть, чем быть просто самой собой. Если вы стремитесь жить идеалами, вас все время преследует ощущение несоответствия. Образ ваших мыслей должен доставлять вам какую-то радость; ведь нельзя, чтобы в жизни оставались только «должна», «нужно» и «следовало бы». И когда наступает перелом, вам приходится признать правду: вас лично просто не было. Так рушится карточный домик. Если вы стараетесь следовать своим принципам и идеалам, самая важная часть жизни может просто пропасть».3
Жизнь постоянно возвращает нас к вопросам, ответы на которые забирают много сил и энергии, но они помогают нам найти способ справиться с ситуацией и не убежать от нее в следующий раз.
Путь индивидуации не является простым, потому что сопровождается различными жизненными потрясениями. Мы можем чувствовать предательство, злость, обиду, вину, страх, боль, печаль, можем искать причины неудач в окружении. Все эти чувства помогают нам не стоять на месте, а двигаться в поисках самих себя. На этом пути мы теряем силу маски своего «я», той роли, которую мы играли для других. Эта нелегкая дорога сопровождается страданиями принятия того, что отвергалось нашим сознанием.
«Совершенство не позволяет человеку проявлять слабость или личные чувства. Духовная жажда и крайняя дисциплинированность служат для того, чтобы достичь цели, которая, по существу, не имеет к человеку никакого отношения… Совершенство присуще богам, а максимум, на что могут надеяться люди, – на завершенность и целостность».3
Люди, которые строят идеальные образы, уходят от своей человеческой природы, они парят в облаках, все больше теряя доступ к реальности. Вы, наверно, видели детей с подобным уходом от «нормы». Почти то же самое происходит и у взрослых с той лишь разницей, что у последних подобное отклонение сложнее поддается исцелению. «Чтобы осознать смысл поступков, нужно увидеть реальность, которую избегает этот человек».
Соединение противоположностей
Мария Монтессори в работе «Разум ребенка» пишет: «Необходимо признать, что все мы совершаем ошибки, такова жизненная действительность, и поэтому такое признание является большим шагом вперед. Если мы хотим выйти на дорогу правды и реальности, мы должны согласиться, что ошибки свойственны каждому, ведь мы же не хотим претендовать на свое полное совершенство? Поэтому мы делаем все возможное, чтобы «подружиться» с ошибкой, и тогда она уже не будет нас пугать. Она превратится в друга, который живет среди нас и который выполняет свою задачу, ибо у него есть определенная задача».4
Эта мысль приводит нас к проблеме интеграции Персоны и Тени. Эти уровни нашей психики появились в детстве из-за отличия приемлемого поведения ребенка от его неприемлемого поведения, связанного с тем, что ребенок действительно хочет или с чем он готов расстаться.2
Тень, как правило, определяется легко: то, чем я не хочу быть; нечто внутри меня, с чем я меньше всего хочу быть связан; то, что мне кажется страшным, хаотичным и представляет угрозу моему образу «Я».5
Персона означает роли, который играет человек с окружающими. Персона многогранна, так как каждый человек играет много ролей: матери, педагога, дочери, подруги, любовницы и т.д. У здоровой Персоны роли более или менее совместимы и даже дополняют друг друга. Не имея хорошо развитой Персоны, человек становится очень чувствительным. Он начинает ощущать угрозу даже в обычных социальных взаимодействиях. Например, педагог может продолжать и дома учить детей и мужа, наставлять подруг на путь истинный, и матери давать совет. Такая идентификация с Персоной может привести к тому, что протест родных и близких на постоянные советы, может восприниматься человеком как нападение и обесценивание его искренней помощи.
Монтессори продолжает: «Мы, питающие иллюзию движения по жизненной дороге в направлении совершенства, постоянно совершаем по пути ошибки, которые не исправляем. Мы и не признаем эти ошибки и, таким образом, пребываем в мире иллюзий, лишенном всякой реальности. Учительница, которая, выступая в роли совершенства, не признает свои ошибки, никогда не будет хорошей учительницей. Куда бы мы не посмотрели, везде встречаем Господина Ошибку. Если мы движемся по пути к совершенству, мы хорошо должны осознавать возможность заблуждений, ибо совершенства мы можем достичь, лишь научившись избегать заблуждений. Нам понадобится свет для того, чтобы увидеть ошибку. Мы должны принять мысль о том, что там, где есть жизнь, есть и ошибка – такова действительность».
В тени часто содержатся скрытые позитивные качества, необходимые для последующей индивидуации. Например, неприемлемое лежание на диване может скрывать нежелание человека уделить немного времени своему телу, дав тем самым возможность расслабиться, а не постоянно заниматься делом. Принятие и осознание тени в данном примере дает возможность прислушиваться к потребностям тела и больше любить себя.
Каждый из нас, желая достичь целостности, должен, так или иначе, найти с тенью общий язык. Отвержение теневой стороны личности приводит к ее расщеплению и постоянному конфликту между мыслями и чувствами. Принятие и соединение теневой стороны личности – это всегда трудный и болезненный процесс, который, тем не менее, обязательно приводит к установлению психологического равновесия и гармонии, по-иному совершенно не достижимых.
Монтессори дает нам надежду и силы в трудные моменты работы над тенью следующими словами. «Признание нашей общей способности к ошибкам превращает нас в больших друзей. Братство приходит к нам на пути заблуждений, не на пути совершенства. Тот, кто достиг совершенства, не способен к изменению, два «совершенных» человека в большинстве случаев ведут друг с другом борьбу, так как они не могут измениться и понять друг друга. Если кто-то вырос без ошибок, он не способен к прогрессу и не нуждается в ничьей помощи, ведь совершенству невозможно оказать помощь. Поэтому тот, кто считает себя совершенством, не опирается на действительность, он введен в заблуждение иллюзией, которая постоянно витает над ним, но которую он никогда не сможет уловить».
Юнг отметил, что «из состояния совершенства нет пути в будущее – разве что поворот назад, крушение идеала».
Один из самых известных юнгианских психологов Джеймс Холлис в работе «Сотворить свою жизнь» пишет: «Все мы должны научиться жить с ощущением возможной неудачи, расхождения между нашими представлениями и нашими достижениями, между нашими надеждами и нашими возможностями. Наше странствие через весь бардак и мусор нашей жизни (недопонимание, разрывы и незавершенные отношения, а также их последствий) – это стремление к обогащению души. Отчасти это наши великие учителя: одни из них стимулируют наше развитие, а другие дают нам пережить поражение во всей его полноте, чтобы соприкоснуться с таинством. Именно из таких мрачных моментов и ситуаций в жизни часто исходит великий смысл. Это наши периоды в жизни и наш смысл. И мы даем им право на существование, ибо мы за них дорого заплатили».5
Исцеление от зависимости
Чтобы стать самим собой, пойти собственным уникальным путем, нам необходимо исцеление от зависимости. Но исцеление в данном контексте принято относить не как к лечению больного органа, а как к области поиска смысла причины возникновения недуга.
Вылечить следствие, не значит устранить причину. Важно понять, что может дать нам заболевание.
Целостность личности определяется не степенью ее совершенства, а степенью ее интегрированности и полноты. Целостность личности – это ни в коем случае не кроткое, невинное и чистое создание, а человек, в котором все его качества очень гармонично, но не вполне объяснимо объединены в одно целое. Такое парадоксальное соединение противоположностей (жизнь никогда не бывает той или другой, она всегда и та, и другая) – тайна, которую нельзя понять или рационально осмыслить. Такое единство – мистическое явление, известное только Богу. (Джонсон Р. А. Он. С. 14, 16).
Юнг считал, что человеческая форма жизни – это единственная известная сегодня форма жизни, которая может выдержать напряжение двух вселенных (огромное внутреннее пространство объективной психики и нашего космоса) и, возможно, мы сумеем сделать их гармоничными. Через человеческую деятельность Вселенная может лучше осознать себя. Единственный активный участник этого процесса – конкретный человек, который трудится, не щадя себя, погрузившись в собственный уникальный процесс индивидуации.
Список используемой литературы.
1. Разум ребенка (главы из книги)/М.Монтессори. – М., 1997.
2. Холл Д.А. Введение в юнгианскую терапию. – М., 2006
3. Вудман М. Страсть к совершенству: Юнгианское понимание зависимости. – М., 2006.
4. Montessori M. The absorbent mind. – New York, 1978.
5. Холлис Дж. Сотворить свою жизнь: поиски своего пути. – М., 2006.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (19) 2009
Фото: интернет-источник, с
сайта,
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.