Что если составить профайл (profile) темперамента ребенка? И не забыть о своем темпераменте!
Елизавета Тилли
Понимание и наблюдение темперамента ребенка позволяет монтессори-педагогу воплотить в жизнь индивидуальный подход к ребенку, основывающийся на нейро-физиологическом понимании природы ребенка, его реакций и потребностей.
Реальный ребенок. Уникальность или ярлык?
Если обратиться к педагогике Монтессори, то в книге «Метод научной педагогики» есть глава под названием «Антропологическая часть», где Мария Монтессори рассказывает, как проводятся антропометрические наблюдения за детьми и на их основе составляются специальные индивидуальные антропологические карты данных. М. Монтессори уделяла первостепенное внимание индивидуальным особенностям каждого ребенка и именно на них строила свою работу с детьми. Сегодня достижения психологии расширяют наши горизонты в вопросах индивидуального подхода к детям. Современный монтессори-учитель, проводя наблюдение в классе, обладает довольно большим набором инструментов, приближающим нас к видению реальности. Важно видеть реального ребенка, а не ярлык, навешенный на него и часто лишь углубляющий его девиантное поведение. Как говорила Монтессори, мы должны научиться видеть ребенка, который уже существует, но еще не проявился в процессе нормализации. То есть «монтессори-учительница находится в постоянном поиске ребенка, которого еще нет. В своем воображении она видит тот единственный нормализованный тип, который живет в духовном мире. Учительница должна верить, что ребенок раскроет свою истинную природу» («Впитывающий разум ребенка», стр. 299).
Познание темперамента
Обратим внимание на темперамент ребенка. В психологии существует много различных теорий темперамента, которые по-разному определяют это понятие и роль темперамента в жизни человека. Более подробно про историю изучения темперамента и различные подходы к его описанию можно найти, скажем, в книге Юлии Ивановны Гиппенрейтер «Введение в общую психологию» (Лекция 14: Способности. Темперамент).
Несмотря на множество различий между теориями темперамента, существует и много общего в его понимании. Темперамент – это врожденная физиологическая предрасположенность реакций, которая влияет на то, как человек реагирует и ведет себя в различных ситуациях.
Биологическая природа темперамента говорит нам о том, что его черты зависят от построения мозга и функционирования нервной системы индивида. Таким образом, темперамент кодируется нейрохимическими процессами в клетках нервной системы. Темперамент объясняет лишь тип реагирования, но не мотивы поведения человека в разных ситуациях.
Некоторые ученые считают, что темперамент описывает как реакцию на внешние стимулы, так и на внутренние состояния человека, например, различные чувства и физиологические реакции на них. Важно увидеть, каким образом идет процесс реагирования ребенка на вызов среды: быстро, медленно, с запозданием, с высокой или с низкой интенсивностью. Нельзя это путать с эффективностью или качеством деятельности. Скажем, если мы видим, что ребенок медленно работает с металлическими рамками, мы можем констатировать, что это происходит медленно. Это наблюдение опишет черту его темперамента. Но это вовсе не значит, что ребенок работает малоэффективно, не старателен или не заинтересован материалом.
Финская карта темперамента
Согласно всем теориям, темперамент состоит из группы различных черт, при этом различные ученые выделяют различное количество черт темперамента. В книге «Темперамент и школьная успеваемость» финский психолог Лииса Келтикангас-Ярвинен приводит следующие основные параметры темперамента.
1. Активность
7. Ритмичность
3. Чувствительность (Сензитивность)
4. Адаптивность
5. Настойчивость
6. Отвлекаемость
7. Интенсивность
8. Приближенность
9. Отдаленность
10. Эмоциональный настрой
На рисунке показано, как можно графически изобразить карту темперамента и как отразить в ней проявление каждой его черты.
Что означает разброс параметров?
Для обозначения интенсивности проявления каждого из параметров используются термины низкий и высокий. Некоторыми авторами параметры сближаемость и отдаляемость ставятся на одну линию и тогда их рассматривают как два полюса одной и той же характеристики, а некоторые ученые все-таки придерживаются мнения, что их надо рассматривать независимо друг от друга.
Некоторые специалисты-психологи выделяют настроение или эмоциональный настрой как отдельную черту темперамента, которой описывается преобладание позитивного или, напротив, меланхоличного настроя.
Чтобы построить карту темперамента для ребенка в монтессори-группе, необходимо провести наблюдение в течение недели-двух, записать характерные проявления для каждой из черт темперамента и пометить крестиком место на линии, показывающее, насколько высока или низка интенсивность проявления каждой черты темперамента у данного ребенка.
Далее начинается непосредственный анализ наблюдений, и педагог выписывает те черты темперамента, которые имеют наиболее полярные характеристики. Таким образом складывается картина уникальности темперамента ребенка. Например, если чувствительность очень высокая или очень низкая, то она будет определять уникальность профайла темперамента. Если же чувствительность средняя, то она показывает, что это типично для данного индивида, но это не указывает на уникальность его темперамента.
Еще один важный момент. Сами по себе черты темперамента не являются ни плохими, ни хорошими, но та или иная черта темперамента приобретает значение в конкретной ситуации и в конкретной окружающей среде. Иными словами, темперамент оценивается только здесь и сейчас, в конкретной ситуации, в конкретную минуту. Такой подход помогает избежать навешивания ярлыков и найти наиболее конструктивное решение для проявления в ребенке наилучших черт характера.
Трудный ребенок или...?
Важным при анализе темперамента является то, как между собой сочетаются различные его параметры (наиболее полярные). Например, ребенок с высокой активностью, низкой адаптивностью и высокой настойчивостью часто попадает в группу трудных детей. Почему так происходит? Низкая адаптивность характеризуется тем, что ребенку нужно время для приятия нового, такой ребенок не терпит спонтанности и спешки. Дети с низкой адаптивностью выказывают протест при малейших изменениях в режиме дня, изменениях в действиях взрослых и прочее. Для них важно знать заранее, что будет следующим в расписании дня. Если этого не происходит, такие дети начинают оказывать сопротивление самому факту перемены и действиям взрослых, которое выражается в упрямстве, истериках и прочих видах протеста. Высокая активность в данном случае усиливает амплитуду протеста и всех его проявлений. А высокая настойчивость приводит к тому, что протест затягивается во времени, и такого ребенка трудно переключить или отвлечь на что-то другое. Конечно же, в такие моменты взрослые совершенно забывают, что высокая настойчивость позволяет тому же самому ребенку во время работы с материалом продолжительно концентрироваться на деятельности и полностью уйти в работу с материалом. Таким образом, зачастую на ребенка беспощадно навешивают ярлык упертого, трудного и истеричного. С таким ребенком ведутся либо упорные сражения, либо применяются бесконечные педагогические карательные тактики, либо то и другое.
По мнению Келтикангас-Ярвинен, трудности исчезают, когда взрослые наконец-то прекращают военные действия и начинают понимать и учитывать особенности темперамента ребенка в организации подходящей учебной среды и режима дня. Главное для таких детей – четкое следование известным правилам, анонсирование событий заранее и четкая структура дня. Если такой ребенок концентрированно работает с материалом, но скоро наступит время для обеда, то ему нужно заранее сообщить, что через 15 минут, потом через 10 минут, потом через пять минут будет обед и что следует постепенно заканчивать работу с материалом и подготавливаться к обеду. Важно понимать, что дети с низкой адаптивностью протестуют не против нового, а против самого факта изменения, и поэтому, получив в распоряжение достаточно времени для принятия изменения, нормализуются.
Оглянемся на себя
Перед построением карты темперамента ребенка можно понаблюдать и за собой, построить и для себя профайл темперамента. У педагога имеется свой уникальный темперамент, который в значительной степени влияет на педагогический процесс в группе Монтессори. По мнению Лиисы Келти-Кангасярвинен, педагог и ученик прежде всего взаимодействуют на эмоциональном уровне, который во многом определяется особенностями их темпераментов. Даже применение педагогом тех или иных педагогических подходов и их выбор имеют под собой мотивацию, исходящую из особенностей черт темперамента. Именно темперамент самого педагога определяет, каких детей он будет учить с удовольствием и какие дети будут вызывать в нем критику, недовольство и порицание. Когда учитель знает про себя, какой он, тогда у него появляется возможность осознавать, что его раздражает и с чем он может спокойно мириться в учебном процессе с детьми. В свою очередь, осознание противоречий помогает ему снять пелену предубеждений и искажений при взгляде на ребенка, увидеть его истинную природу и сбалансировать учебный процесс, выбрав для ребенка именно то, на что у него есть запрос. Именно понимание себя ведет к более реальному взгляду на ребенка при наблюдении за ним в монтессори-группе.
Известны исследования, которые показали, что правополушарные педагоги учат с большим удовольствием правополушарных детей, а левополушарные дети представляются им менее успешными и талантливыми. И, в свою очередь, педагоги с левопорлушарной организацией мозга видели тех же самых детей, но в другом свете. По их мнению, левополушарные дети были наиболее талантливыми и одаренными, в то время как правополушарные казались им более ординарными. То есть наша собственная организация нервной системы и психики достаточно сильно влияет на то, какими мы видим детей и как организуем процесс общения с ними и обучения.
Познание педагогом самого себя и знакомство с собой настоящим дает возможность к более осознанному подходу к детям, позволяет увидеть то, что есть на самом деле, а не самих себя, отраженных в других. И на сегодняшний день в наших руках появляется все больше и больше конкретных инструментов, позволяющих нам увидеть многообразие и индивидуальность в каждом из нас.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (52) 2016
Фото: www.photosight.ru
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.