«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Наш путь берет начало не в научных теориях, а в самом ребенке!

Эдвин М. Стэндинг
Многим уже давно знакомо имя Эдвина М. Стэндинга – американского философа и педагога, ученика и единомышленника Марии Монтессори, книга которого «Жизнь и творчество Марии Монтессори» трудами благотворительного фонда «Волонтеры» вышла в России в 2011 году.  Но оказалось, отдельные ее фрагменты, описывающие взгляды М.Монтессори на более старший, чем дошкольный, возраст детей, не были переведены на русский язык. По просьбе  педагогов, создающих в нашей стране именно школы Монтессори, а не детские садики, эти фрагменты перевела на русский учительница Санкт-Петербургской Монтессори-школы Михайловой Ольга Мусакина, и теперь вы можете подумать над текстом Э.М.Стэндинга, прочитав их.

Из неопубликованной главы книги «Жизнь и творчество Марии Монтессори»
Перевод Ольги Мусакиной



…До тех пор пока учителя навязывают детям свои умозаключения,
как бы глубоко при этом они ни изучали психологию, им никогда не достигнуть конечной цели – развития спонтанного интереса  и прилежания у детей.
 
Мария Монтессори
«To Educate the Human Potential»


Образование как подготовка к выходу в свет

В развитии ребенка мы должны опираться на его естественные потребности. Но как же поступать в данном случае? Мы не можем просто распахнуть двери школы и выпустить детей в мир. «Это, – говорит Монтессори, – будет больше похоже на побег, и существует опасность потеряться, как Гензель и Гретель». Внешний мир все еще во многих отношениях слишком сложен и слишком опасен. Подготовленная среда, в которой дети свободно обитали
до сих пор, именно в силу своей подготовленности, проста и безопасна; даже границы этой среды защищают ребенка, подобно плаценте. Мария Монтессори пишет: «Сейчас мы должны осознать важный факт, имеющий практическое значение, – этот выход в свет требует подготовки. Это и есть ключевая информация, наша веха, или, по крайней мере, одна из них». Она говорит нам: «Сеген возвел целую систему образования, базируясь на этой концепции подготовки к выходу в свет».

Идея связи деятельности в средней школе с жизнью общества – одна из главных образовательных тем нашего времени. Для примера, выбрав произвольно, можно упомянуть маленькую книгу под названием «Реализм в школе», которая недавно попала нам в руки. В ней автор описывает, как в одну из школ пригласили представителей различных профессий, таких, как почтальон, молочник, мусорщик, чтобы они рассказали детям о профессии и ответили на вопросы. Конечно, само по себе это замечательно, но скорее похоже на то, что мир впустили в класс, чем на то, что детей выпустили в мир. Более серьезной критике следует подвергнуть тот факт, что тут отсутствует сознательная работа по использованию стремления ребенка исследовать мир с целью развить свои собственные способности и таланты, что позволило бы ему ощущать себя в этом мире более уверенно и независимо. Точно так же экскурсии по музеям и другим достопримечательностям, проводимые для всего класса под руководством учителя, хотя сами по себе и хороши, однако, по нашему мнению, все же не достигают поставленных перед нами задач.

Бойскаутское движение

Образовательное движение, которое наиболее приблизилось к реализации идеи Марии Монтессори об «Образовании как подготовке к выходу в свет», воплотилось в организации бойскаутов. Нужно лишь заглянуть в «Руководство бойскаута» и увидеть различные тесты, которые предлагается пройти, чтобы понять, что в сущности все это предназначено помочь мальчику независимо и эффективно действовать за пределами школы. Как ориентироваться по солнцу и звездам, как с их помощью или с помощью компаса найти дорогу в сельской местности; как соблюдать правила дорожного движения; как оказывать первую помощь; как защитить себя и других; как ухаживать за одеждой, как ремонтировать ее и содержать в порядке; как развести костер, как готовить еду; как установить палатку, разбить лагерь; как читать карту; как навести переправу через реку; как передать сообщение флажками – чем может быть все это и многое подобное, кроме как подготовкой к «выходу в свет»?

Основной же недостаток бойскаутского движения, как считает Монтессори, в том, что его деятельность, как правило, никак не связана со школьной жизнью. Как следствие, активный скаут (мальчик или девочка) ведет в некотором смысле двойную жизнь: с одной стороны – это ученик школы, с другой – член скаутской организации. Это прискорбно, так как ребенок представляет собой единое целое, и жизнь его по мере возможности должна быть целостной. Было бы лучше, если бы те предметы, которые скауты изучают для прохождения своих тестов, были бы (так или иначе) включены в школьный курс обучения. На самом деле я был знаком с несколькими учителями, которые одновременно являлись вожатыми отряда скаутов, и успешно это делали; недавно я слышал о нескольких школах, которые объявили свою позицию – включение скаутской деятельности как небольшой составной части в школьную жизнь.


Нравственное воспитание посредством "организованной группы"

Было бы ошибкой рассматривать, что «Обучение как подготовка к выходу в мир» есть нечто, направленное лишь на подготовку мальчиков и девочек, которая дает им ориентацию в материальном мире за стенами школы. Гораздо больше Монтессори заботит то, что они должны знать как уверенно и независимо продвигаться во внешнем мире нравственности.
В нем тоже существует множество проблем и опасностей, которые были исключены
из среды, подготовленной для более раннего возраста.

Чтобы успешно осуществить эту нравственную подготовку, мы, как и раньше, должны использовать две характерные особенности, начинающиеся проявляться у детей примерно в этом возрасте. Первая из них – это повышенная чувствительность и интерес к справедливости или неправомерности действий. Монтессори описывает это как «исследования ребенка в области морали – различение добра и зла». С психологической точки зрения она объясняет это так: «Ребенок уже другой: это не просто восприимчивый и с легкостью впитывающий впечатления, в нем пробуждена жажда познания, и он не удовлетворяется просто принятием фактов. По мере того, как в нем развивается его нравственная составляющая, он стремится использовать свои собственные суждения... Произошли внутренние изменения: природа пробудила в нем не только жажду знания и понимания, но и желание независимо мыслить, стремление решать самому, что хорошо, а что плохо, негодование перед авторитарным произволом взрослых, которые пытаются его в чем-то ограничить. В области духовной составляющей ребенок теперь нуждается в своем собственном, внутреннем озарении» («To Educate the Human Potential», стр. 6-7).

Вторая особенность, которая появляется к этому моменту и которую мы также должны использовать, – это то, что обычно называют стадным инстинктом. Но это больше, чем просто инстинкт. Монтессори описывает это как «потребность ребенка объединиться с другими, и не просто ради компании, а в некоторой организованной деятельности. Ему нравится объединяться в группе с другими, в которой у каждого свой статус. Избирается лидер, ему подчиняются, и формируется сильная группа. Это естественная тенденция, посредством которой человечество становится организованным».

То есть такая организация детей должна принять форму «нравственного союза мальчиков (или девочек), которые согласились стать частью общества, имеющего духовную цель и требующего от своих членов соответствовать определенным нравственным нормам».
Важный фактор здесь – это объединение мальчика или девочки с теми личностями внутри или вне школы, которые дали согласие на стремление к одной и той же нравственной цели. Границы группы обозначены не стенами какого-либо учреждения, а принятыми нравственными обязательствами. Монтессори выражает это таким образом: «На данном этапе отправной точкой служит предоставление детям новых видов деятельности, которые, из-за требующихся для осуществления усилий, часто считаются выходящими за пределы детских возможностей. В целом, детей следует призывать к более сложной и требующей усилий жизни, которая более соответствует силе и стабильности, характерным для этого периода».

Конечно, форма, в которой реализуется идея Марии Монтессори о «нравственном союзе» мальчиков и девочек, связавших себя обещанием стать членами группы, имеющей определенную духовно-нравственную цель, будет своя для разных стран, религий и цивилизаций. Однако важно следующее: для какого возраста такой союз будет формироваться и каким насущным потребностям он должен отвечать.


Возраст развития способности аргументации

Наиболее характерной ментальной особенностью, которая проявляется в переходный период от детства к отрочеству (названный Монтессори вторым периодом детства), является заметное развитие способности аргументировать. Для первого периода характерно неосознанное, до определенной степени впитывание знаний из окружающего мира, следующий за ним период, как представляется нам, посвящен освоению культуры. Монтессори так описывает этот период: «Мы сталкиваемся с уже в значительной степени развившимся сознанием, но теперь оно работает в обратном направлении, разум как будто выворачивается наружу; и у ребенка появляется необыкновенная потребность понять причинно-следственную связь вещей… Все остальные факторы теряют значимость перед необходимостью утоления жаждущего разума и открытия широких просторов знаний для активного освоения.

Метод проектов

Становится понятным, что предположение Монтессори о «светящихся центрах интереса с радиальными линиями исследований» имеет определенное сходство с «Методом проектов», о котором мы нынче столько слышим. Однако это не то же самое, несмотря на наличие похожих деталей. Метод проектов, в том виде, в котором он обычно применяется, Мария Монтессори оценила бы как бессистемный и случайный, слишком зависящий от прихоти учителя или каких-либо других обстоятельств. Его основная опасность в том, что несоразмерная часть времени и энергии может быть растрачена на несколько сравнительно неважных предметов, в то время как другим более важным темам не будет уделено столько же внимания или ими даже могут пренебречь.


Индивидуальная деятельность (SELBST-TAETIGKIT) по-прежнему важна

Абсолютно понятно, что передать всю современную культуру в целостности невозможно, поэтому нам требуется специальный метод, посредством которого «могут быть представлены все аспекты культуры, но не как навязанный учебный курс с обязательным набором точных подробностей, а как разбрасывание максимального количества зерен интереса». «Разум удержит их, не принимая всерьез, а они сохранят возможность прорасти по мере того, как воля станет более целеустремленной» (то есть, по мере того, как линии исследований будут постепенно превращаться в свободно выбранные занятия на основе индивидуальных интересов).

Уже ясно, что идея Монтессори состоит не в том, чтобы в классе всех до одного, независимо от их желания, вели по следам самоуправно выбранной «учебной программы». Это становится еще яснее, если помнить о том, что ребенок должен учиться в процессе своей собственной деятельности. Ему должна быть предоставлена внутренняя свобода выбирать то, что ему требуется. Его выбор нельзя подвергать сомнению – поскольку «учитель должен реагировать на интеллектуальные запросы ребенка, но не навязывать их».

Развитие всегда является нашей первой целью

Даже в этом возрасте, который является периодом накопления информации, вопрос о том, что изучается – хотя и важен – является вторичным по отношению к интеллектуальному развитию ребенка. «Точно так же, как маленький ребенок не может усидеть на месте из-за своей потребности производить движения, ребенок старшего возраста, который кажется всем утомительно любопытным и постоянно спрашивает обо всем, что видит: «что?», «почему?» и «для чего?», на самом деле строит себя посредством этой интеллектуальной деятельности. И по этой причине ему нужно предоставить широкое культурное поле, где он сможет питать себя».

Даже если бы нашей основной целью было усвоение культуры, то все равно мы должны были бы в первую очередь обращать внимание на развитие. Ведь какова разница между образованным человеком и человеком, который является, подобно словарю, складом различной информации?

Основополагающее различие заключается в том, как в реальности проходил психический процесс. В случае с первым индивидуумом – он осуществлялся через интеллектуальный процесс, берущий начало из «центра», инициированный и поддерживаемый живым интересом.

Вот почему культурный (образованный) человек обладает жизнеспособно организованной, непрерывно расширяющейся системой познаний, все части которой взаимо-связаны. Они взаимосвязаны, так как ими руководит разум, который информирует и оживляет каждую часть наравне с целым – подобно душе, которая информирует, оживляет и объединяет тело. С другой стороны, содержимое ума некультурного человека являет собой просто сборник отдельных фактов – вроде мешка картошки; и это по причине того, что его знания были приобретены механически (как если бы вы накидали картофелин в мешок), а не посредством процесса интегрирующего роста.


Свобода выбора должна, по-прежнему, базироваться на знании

Именно для того (и это очень важно), чтобы процесс приобретения знаний был живым, Мария Монтессори напоминает нам, что свобода выбора, необходимость которой мы доказали выше, должна быть реальной свободой. Это также означает, что каков бы ни был выбор деятельности (работы) ребенком, на этом этапе он должен базироваться на том, что ребенок уже знает – на уже усвоенной информации. Только таким образом мы можем быть уверены, что новое будет в живой форме присоединено к старому.

«Некоторые из новых педагогов-теоретиков, – говорит Монтессори, – отрицая старую систему принуждения детей заучивать наизусть несвязный клубок неинтересных фактов, впадают в другую крайность, и отстаивают предоставление детям свободы изучать то, что им понравится, но без предварительной подготовки интереса… Это есть план строительства без фундамента, родственный политическим методам, которые в настоящее время предоставляют свободу речи и голосования в отсутствие у людей образования, давая им право выражать мысли там, где нечего выражать, и не предоставляют образования, чтобы иметь возможность грамотно мыслить. Ребенку, да и обществу требуется помощь в выстраивании интеллектуальных способностей, где интерес в силу своей необходимости должен быть на первом месте, и таким образом можно добиться естественного роста свободы».

Тут, как и всегда, свобода ребенка состоит в свободе выбирать на основе реальных знаний, а не из простого любопытства. Он свободен выбрать любой из «радиальных лучей исследований», привлекающий его, но не выбирать «все, что понравилось» на ровном месте. Выбор должен базироваться на истинном центре интереса, и поэтому мотивирован тем, что Монтессори называла «познавательной любовью».

Монтессори признает, что задача учителя во всем этом отнюдь не мала и не легка. «Он должен подготовить большое количество информации для удовлетворения интеллектуального голода ребенка; в отличие от учителя старого образца, он не ограничен рамками учебного курса, предписывающего дать ровно отмеренную сумму информации по каждому предмету в назначенное количество часов и не допускающего превышения ни при каких обстоятельствах. Очевидно, что при такой системе потребности детей удовлетворить труднее, и учитель уже не может спрятаться за учебным планом и расписанием. Ему придется в достаточной мере ознакомиться с каждым предметом». Но в случае, если у какого-нибудь читающего это учителя вдруг «сердце уйдет в пятки», Монтессори добавляет: «Пусть наберется мужества, ведь он не останется без поддержки и без научно обоснованного плана».

Монтессори не утверждает, что ее план окончателен и завершен. Напротив, она заявляет, что задача настолько велика, что полностью может быть решена только в результате полномасштабных экспериментов, проводимых в течение долгого времени, подразумевающих сотрудничество множества людей. Тем не менее, начало было положено, и уже теперь имеется основательный опыт, на который можно опираться. При всем этом множество смежных областей исследований еще ожидают и приглашают энтузиастов.


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (31) 2012 г.
В статье использованы фото томской Монтессори-школы и с сайта www.photosight.ru

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Эдвин М. Стэндинг

Философ, педагог, соратник М. Монтессори

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:

Помогаем детям накрывать на стол

Елизавета Николаевна Водовозова

Нравственное воспитание детей в семье. Мы о нем еще помним?

Мария Монтессори

Ребенок преобразует мир

Цифровой мир рядом с реальным – это наша эпоха, друзья!

Татьяна Пальцева

Как у меня произошла утрата иллюзий. Заметки из практики

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »