«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Какая она - монтессори-школа?

Маргарита Правкина

Отличие монтессори-школы от многих других заключено в одной простой истине: не мешай, помогай. В ребенке заложено все от начала и до конца. Заложено все необходимое, чтобы выжить в том обществе, в котором он родился, в тех условиях, которые его окружают. То, на что мы можем повлиять – это лишь слегка помочь, улучшая условия, в которых он растет, не изменяя при этом сам мир специально.

Сначала наблюдаем, потом действуем

Мы помогаем детям, создавая благоприятную для них среду, питая ее тем, в чем они истинно нуждаются, оставаясь не просто добрыми, но идущими за духом человека и предназначением человечества. Зная, прислушиваясь, наблюдая, давая... Но, прежде всего, не мешая.

Это на первый взгляд слишком идейная и высокая цель, но на практике все очень просто. Все, что вам нужно, будучи грамотными взрослыми, - просто настроить в своей голове определенные параметры, частоты восприятия, знать, куда смотреть и что наблюдать. Тогда все получится.

А смотреть надо на ребенка. На его действия. И знать, не просто верить, а точно знать, что стоит за каждым из его действий. Что за каждым из этих действий стоит не хаос и разрушение, а созидательная сила, энергия, которой нужно дать возможность сформироваться в нужный ребенку и будущему человеку инструмент для более глобальных и нужных целей. Не заставляя, но помогая там, где действительно без вашей помощи не обойтись, где действительно еще нет механизмов, навыков, умений, знаний, чтобы справиться самому... 

Сложно ли это? Мне кажется, что это настолько неуместный вопрос... Скажите, вам сложно писать от руки? Или сложно излагать свои мысли? Сложно ли вам читать? Водить машину? Вам, возможно, непросто было научиться, но теперь, когда вы уже умеете, вам совсем несложно... Вопрос так не стоит. Стоит вопрос: что теперь делать с этим умением, где и как его применять. И хорошо, если вы научились какому-то особому умению специально для самореализации. Безусловно, необходимо обладать рядом общечеловеческих умений, чтобы просто спокойно жить и чувствовать в мире себя уверенно. 

Быть настоящим помощником детства

Сложно научиться видеть эти законы развития. Знать, что, зачем и почему происходит и где ваша помощь будет уже только во вред. А где наоборот.

Так и тут. Несложно быть настоящим помощником детства. Если уметь. Хорошо уметь, профессионально, не прикладывая даже особых усилий для того, чтобы видеть ребенка и знать, что ему нужно в тот или иной момент своей жизни. В чем он нуждается. Все работает почти по формуле. Здесь даже не надо верить. Это просто закон. Такой же, как то, что после ночи наступит утро... Да, в разное время в разных точках планеты. Но оно наступит. Это закон. Очень ясный, очень понятный почему и как. В это не надо верить. Это просто ясное знание. 

Так же с монтессори-педагогикой. Она не просто верит в ребенка. Она построена на законах развития человека, по сути, на возрастной психологии, но только сильно глубже, как мне кажется. М. Монтессори смотрела на ребенка объемно. Не только с точки зрения психики, или с точки зрения развивающегося человека, или с физиологической точки зрения. Она смотрела на ребенка широко. Начиная от конечной цели, кем ему предстоит стать и где жить, заканчивая всеми сферами его жизни и его особыми потребностями, характеристиками на каждом отрезке жизни. 

По сути, она практически расписала некое "меню" для всех сфер жизни на всех этапах развития человека. Естественно, не строгое "меню", оно всегда очень индивидуально, но уж точно понимая, что бесполезно "кормить беззубого младенца" куском неперемолотого жареного мяса, например. Она описывала характеристики и давала рекомендации, а также выработала "базовый рацион" на основе изучения истории человеческой культуры, антропологии, медицины, психологии.

Преодолеть свою гордыню

Проживая с детьми их детство, настраивая свои профессиональные частоты на наблюдение за детьми, я вижу, что М. Монтессори не ошиблась. Нас это удивляет. Удивляет, что то, что она описывает в своих книгах, внезапно мы наблюдаем в действительности. Словно мы думали, это фантастический роман или научный труд, а тут, оказывается, все так и есть. Правда, потом приходится сталкиваться с собственным невежеством и признавать собственную глупость, гордыню в том, что просто не стоит себя считать самым умным, а кого-то из прошлого сильно глупее, ведь 21 век куда более прогрессивнее 20 века... 

Мне хватило десятилетней практики работы с детьми, чтобы окончательно понять, что то, что писала Монтессори, – это точно правда. Все так и есть. Каждое слово имеет вес. За каждым ее словом стоит практика. Все, что она пишет, рекомендует – это жизнь. И то, что требуется от меня как от учителя, – просто вдумчиво читать, изучать, наблюдать и делать ровно то, о чем она писала. 

Видеть ребенка как человека будущего. Видеть его потребности. Знать возрастные характеристики. Не мешать. Создавать условия, чтобы вокруг ребенка было все, что нужно для его построения, роста, развития, обучения, и чтобы ничто от этого его не отвлекало. Отсекать то, что мешает. Помогать, сопровождать на пути к самостоятельности. И все. Больше ничего.

Такая простая и такая невероятно сложная истина

Если бы к нам прилетели инопланетяне, у которых, например, не было бы сигнальной системы для коммуникации, ни звуковой, ни письменной, как бы мы им объяснили, что это необходимо, что это такое? Для чего и вообще в какую систему им это понятие вписывать, если у них вообще нет этого процесса, к примеру?

Что значит помогать и не мешать, что значит сопровождать? Не все ли современные альтернативные школы этим занимаются?

Увы :( Я, конечно, не самый большой знаток разных альтернативных систем, совсем уж 100% утверждать не могу, но из того, что мне известно, пока что, увы, настолько всеобъемлюще, системно, объемно на ребенка и миссию взрослого и учителя не смотрит никто в образовании, причем так, чтобы это были не просто слова, а, действительно, практика. 

Чему же все же стоит учить?

Часто под помощью понимают именно подмену понятия самостоятельности. Пока я тебя не научу, ты не научишься. А научиться ты можешь только в сопровождении из пункта "А" в конечную цель, причем сопровождение это постоянное, непрерывное, где усилий взрослого столько же, если не больше, сколько усилий и ребенка. 

Самый печальный вариант, когда точно знают, что ребенок – это вообще не человек, и с ним вообще бесполезно разговаривать – только кнут и пряник может воспитать в нем волю и сделать из него человека.
 
В лучшем случае, когда ребенка учат, но разрозненно и узконаправленно. В дошколке – мелкой моторике. В началке – объему знаний. В средней школе – мышлению. Но заметьте, что больше ничему. Есть генеральная линия, и она одна. Никто не рассматривает ребенка объемно, у которого и душа, и тело, и психика, и эмоции, и социальная жизнь, и ум. И каждая сторона важна не менее другой на каждом этапе развития. При этом на каждом этапе развития условия игры будут меняться, потому что ребенок меняется, растет, и меняются в каждой сфере и его потребности.

Знаете ли вы другие такие образовательные системы? Расскажите мне о них подробно. Дайте ссылки почитать, где подробно рассказано о практике объемного взгляда на развитие ребенка. И где целью будет самостоятельный взрослый человек. При этом желательно, чтобы это была не одна единственная уникальная авторская школа, а проверенная временем система, реализованная в разных точках планеты, потому что следует за ребенком, а не за чем-то еще. Желательно построенная хоть сколько-то на научном обосновании.

Май, 2019
Фото предоставлено автором

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Маргарита Правкина

монтессори-педагог, г. Санкт-Петербург

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Екатерина Чинарова

Педагогика сотрудничества детских садов REGGIO EMILIA

Жанна Романькова

Металлические рамки и вкладки для штриховки

Фред Кулик

Об ответственности как результате свободы

Ирина Исаева

Человек своего времени и своего места

Юдиджит Баттачарджи

Грамматика с рождения

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »