О свободе воли ребенка в школе, образовательной программе и «Подготовленных Тропах Культуры»
Валентина Михайлова
«Мы убеждены: тотальная стандартизация образования и ставка на «контроль и учет» себя не оправдали. Достижение стандарта в различных предметных областях не гарантирует формирования целостной картины мира. Дробление на отдельные учебные предметы и учебные знаниевые единицы проведено виртуозно. Но обратной сборки – в объемную картину мира – не делает ни одна предметная программа, ни одна школа».
Из Манифеста «Гуманистическая педагогика: XXI век»
Месяц назад в монтессори-сообществе коллеги обсуждали вопрос о качестве образования, и прав был один из докладчиков, который говорил, что, прежде чем обсуждать критерии качества образования, необходимо определиться с тем, что мы пониманием под образованием. Разбираясь в этом вопросе, каждой образовательной организации и всем ее участникам, включая педагогов, родителей и детей, необходимо свериться в единстве взглядов на цели образования (планируемые результаты), его содержания и формы организации жизни и учения детей – словом, что, как и, главное, зачем предлагает ребенку школа. Как мы в нашей школе отвечаем на эти вопросы?
Зачем?
«Основная цель новой школы: дать навык разветвленного взаимодействия с миром, знанием, самим собой, в результате чего рождается смысловая картина мира».
Из Манифеста «Гуманистическая педагогика: XXI век»
Старшее поколение во все времена считало важным научить своих детей тому, как жить в том обществе, где человек рожден. Как самому прожить жизнь счастливо и быть полезным другим людям. Говоря иным языком, ребенок должен войти в культуру, присвоить ее и стать транслятором для будущих поколений. Современное бытие осложняется тем, что скорости изменения реальности становятся так высоки, что не оставляют нам возможности видеть прямое использование того, чему учат взрослые своих детей. Им придется не только основательно и избирательно преобразовывать то, чему они учатся сейчас, чтобы применить в своей взрослой жизни, но, главное, быть способным не держаться за эти знания, открываясь новому информационному потоку.
Из этого напрашивается вывод, что мы вынуждены изменить свою цель с привычного для нас – дать детям полезные знания и сформировать необходимые умения, на задачу – помощи в самопостроении здоровой личности, развитии научного и творческого мышления и пропитывании позитивным опытом сотрудничества с людьми разных возрастов.
Как?
Когда есть хорошие идеи, это окрыляет и вдохновляет, но для того, чтобы была возможность воплотить их в жизнь, необходимы тщательно продуманные технологии и инструменты.
Уже сто лет назад педагоги-гуманисты, в том числе и Мария Монтессори, задумывали школу, где ребенок – не исполнитель предписаний взрослого, а творец, активный деятель на пути своего образования.
Когда ребенку исполняется шесть лет, наступает возраст перехода от первого этапа развития, где основным является впитывание окружающей среды, ко второму – благоприятному для освоения культуры. Именно на этом этапе, когда воображение, творчество и абстрактное мышление становятся внутренними помощниками ребенка, взрослому необходимо преподнести идею взаимосвязи всех вещей во Вселенной. При этом необходимо сделать акцент на задаче, которую ребенок должен выполнить и выполняет уже сегодня, сейчас.
Таким образом, традиционно первостепенные в начальной школе уроки письма и чтения переходят в начальной монтессори-школе на второй план. А содержание предмета «окружающий мир» становится ведущим и первостепенным.
Три принципа, на которые опираются учителя в построении содержания образования в монтессори-школе:
• тематическое построение от общего к частному в изучении основ наук;
• межпредметные связи истории, географии, биологии с математикой, языком и искусством;
• активная работа детей в экспериментальной, опытной лаборатории.
Что именно изучать?
«Каждый предмет – будь то чтение, письмо, арифметика, география, геометрия, грамматика, история и прочее – прокладывают одну из Тропинок Культуры, с нетерпением ожидающих, когда дети начнут их исследовать. Дети идут по ним самопроизвольно, каждый в своем темпе, по пути делая свои собственные открытия» (Из книги Э.М. Стендинга «Жизнь и творчество Марии Монтессори»).
Выстраивая содержание образовательной среды, мы ориентируемся на нее как на прототип.
Интеллектуальная деятельность детей берет свое начало в сенсорном опыте, а музыкально-театральное искусство или искусство танца – в детских играх, различных движениях и в ощущении тишины. Мы видим на практике, что, имея за плечами опыт работы с сенсорными материалами и многочисленными упражнениями повседневной жизни в дошкольной ступени, дети более точно осваивают математические понятия и целенаправленно работают в лаборатории.
Каждая Тропа представляет науку или искусство, и все они связаны между собой. Конечно, эти связи не сразу видны детям, они есть в сознании учителя, а постепенно открываются и детям.
Материалы для самообучения в каждой области упорядочены и располагаются от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, и мы можем видеть их параллели на временной шкале изучения.
Особое место занимает и социальное развитие как тропа культуры общения и взаимодействия людей. Развитие способности не только мирно, дружественно строить отношения с близкими людьми, но и своими действиями оказывать помощь и дарить радость другим.
Мы уделяем большое внимание изобразительному творчеству, рукоделию и разным видам ремесел, которые не отмечены на этой схеме, так как считаем развитие способности воплощать творческие идеи в реальной жизни как одну из ключевых в наши дни.
А литература, музыка и театр у нас объединены в «творческих проектах» с первых лет обучения.
У детей 11-12 лет (5-6 класс) в учебном плане нашей школы появляются интегрированные предметы: биогеография, ФХТ (физика, химия, техника), математика (арифметика, алгеб-ра, геометрия), историческая литература.
Подготовленная образовательная среда, подготовленный учитель и диалог с ребенком
Тропы Культуры положены в основу обустройства образовательных сред, наполненных материалами для самообучения детей. Именно наличие материалов обеспечивает возможность для единовременного удовлетворения разных интересов и познавательных потребностей детей.
В каждом материале есть точка удивления (интереса), прямая цель и косвенные цели. Педагоги знают, что прямая цель – то, что интересует самого ребенка, что он будет делать с материалом, а косвенные цели – то, чему учится ребенок незаметно для самого себя. Эти цели – не одно и то же. Это революционное открытие Монтессори, которое еще раз направляет нас, взрослых, на поиск и исследование детского интереса. Ведь именно интерес ребенка является его внутренней мотивацией – движущей силой и энергией здорового взаимодействия с миром и собой.
Работа учителя или наставника, как называла учителей сама Мария Монтессори, отлична от роли традиционного школьного преподавателя не только тем, что он не проводит уроков-объяснений единовременно для всех детей в классе, а главное – в овладении «искусством помощи в трудную минуту». Помощи, минимально необходимой для того, чтобы каждый из детей смог совершить собственное открытие познания.
Учитель-предметник тщательно продумывает интересные занятия, спланированные так, что по мере того, как ребенок переходит от одного к другому, он постепенно познает этот предмет.
***
Один из мифов о педагогике Монтессори – о том, что педагог не вмешивается в работу ребенка и тот предоставлен сам себе. Но это не так. Именно учитель помогает ребенку установить «точку контакта» со средой, предлагая материалы для исследования – и маленьким детям в детском саду, и тем, кто старше и учится уже в школе. Поэтому диалог с каждым ребенком и показ ему тех или иных автодидактических материалов становятся ключевыми аспектами в организации учебного сотрудничества детей и взрослых в школе Монтессори.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (50) 2015 г.
Фото предоставлено автором
Книжная полка современного монтессори-педагога: