Луч Света
Светлана Филёва
Детские истории, рассказанные монтессори-педагогами о своей работе. Как часто мы, наученные методу наблюдения современными методологами, перестаем видеть в наших детях, в жизни, в нас самих истинно человеческое, трепетное и тонкое, что на самом деле только и достойно настоящего внимания.
«Точка и точка дают линию».
«Линия и линия дают плоскость».
«Плоскость и плоскость дают объём».
Из этих простых и давно известных понятий складывается, строится и наполняется наше знание. Из искры, как из точки, песчинками возгорается пламя, проливается свет, который тождественен понятию знания. Светлый, просветлённый, освещенный. Просветлённый – человек знающий.
Открытие обычного дня
И вот так порой обычный день и простая математика дарят нам историю, которая может произойти с каждым из нас.
Маша, девочка пяти лет с вьющимися волосами и пытливым ясным взглядом. Она вошла в монтессори-класс с желанием взять материал по математике. «Я уже пересчитала 3 листа примеров, – говорит Маша, – и хочу ещё, но – интересную математику». Поразмыслив несколько минут, она выбрала коробку с «марками», придумала многозначное число и решила разделить его на 4. Это непростой процесс динамического деления «9674 : 4 = ?». Надо действовать внимательно, точно разменивая тысячи на сотни, сотни на десятки... Деление с остатком – работа кропотливая.
Напротив Маши младшие девочки (в том числе и её трёхлетняя сестра Катя) режут полоски бумаги на отрезки. Вместе с ними уточняем: мир делИм, но и един, если разрезанные полосы сложить в линию или построить из них плоскость.
Взгляд Маши неоднократно направляется на работу девочек. «Самые лучшие резальщицы», – говорит она. «А, в самом деле, всё ли можно разрезать, разделить?» – спрашивает она как бы саму себя. И тут я вспоминаю, что вчера совершенно случайно мне встретилась фотография девочки, разрезающей солнечный луч... Показала её Маше. «Но как она до такого додумалась?! Наверное, это Мария Монтессори».
Мы рассматриваем фотографию. Стоит дата – 1886 год. Вполне возможно! Мария Монтессори родилась в 1870 году. А вдруг? Ну, разве это не она? «А у неё получилось разрезать солнечный луч?» – спрашивает Маша. «Не знаю, – отвечаю я, – никогда не пробовала так сделать. Или, может, мне не попался такой луч? Или я просто не знала, что так можно». «Я буду искать такой луч, – говорит Маша, – у нас утром солнечно. «Я тоже буду искать... И пробовать... Я тоже хочу это знать», – отвечаю я.
«А сегодня я нарисую Марию Монтессори, – говорит Маша, – чтобы получился весь мир и луч, который можно попробовать разрезать». Работа захватывает девочку. Рассматриваем вместе портрет Марии Монтессори. «Нет, – говорит Маша, –хочу, чтобы на моей картине она была молодая». Выкладываем к портрету из букв подвижного алфавита подпись «Учёный Мария».
«И я тоже Мария, – замечает Маша, – мы обе, конечно, разные, но мы Марии». «Да! – говорю я, – мир потому и делИм, что мы разные, но он один, а объединить нас может имя». «Я знаю, – говорит Маша, – Мария Монтессори – учёный и наш учитель, которая придумала для нас всё это». Оглядывает класс. В процессе работы наши мысли слились в стихотворение:
Мария Монтессори. Учёный. Учитель.
Человек. Женщина. Строитель.
Математика. Порядок. Числа.
Слова. Рифма. Мысли.
Луч света. Отрезок. Вопрос.
Весь мир. Картина. Глобус.
…С такими мыслями и прошёл наш с Машей день. Младшие девочки наблюдали за нами и, улыбаясь, внимательно рассматривали фотографию 1886 года.
Считаем даты и строим солнце
На следующий день Маша пришла в класс с вопросом: «Что же мы будем сегодня вычислять? Может, посчитаем про Марию Монтессори?» Предлагаю Маше от даты на фотографии (1886 г.) отнять 1970 – год рождения Марии Монтессори. «Да!» – радуется Маша. Раскладываем, вычитаем. Вычитание статическое, получаем 16 лет.
«Могло ли быть девочке на этой фотографии 16 лет?» – спрашиваю я. «Не знаю, – отвечает Маша, – но я всё равно думаю, что это Мария Монтессори и немножко я».
О сколько раз я сама думала (особенно в области математики): «Ну, почему? Почему не я это придумала? Ведь всё же так очевидно». Всё гениальное просто. И именно гениальность в простых вещах сделала Марию Монтессори учёной. Из единиц-бусин сложилась целая десятичная система...
«А давайте все же построим сегодня луч и попробуем его разрезать», – предлагает Маша. Думаем... Строим солнце из счётных штанг. В основе часы, которые сняли со стены. Помощником в построении солнца становится сестра Маши Катя. Её мы и выбираем на роль звезды. Катя поднимается высоко на стуле над лучами из счётных штанг. В её руке горит свеча, от которой тянется лента-луч. Маша пробует ее разрезать. Действие захватило девочек и они счастливы. В такие минуты горения дети смотрят на мир глазами настоящих исследователей и учеников, возможно, будущих учёных.
Историю про Машу и луч солнца я рассказала моим ученикам в других группах. Идея вдохновила их на серию рисунков и послужила началом перформанса – ребёнок подходил к лампе-солнцу и пытался отрезать кусочек луча-ленты. Унесённый им с собой отрезок ленты становится кусочком разделённого мира, который при этом объединил нас всех, словно луч света.
Февраль 2019 г.