«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

О деятельности ребенка, который учится

Анна Мария Маккерони
Многие современные профессора педагогики и психологии, входящие в класс Монтессори, с трудом понимают, как это происходит – свободная, никем из взрослых не предлагаемая детям учебная работа. Детей никто ни о чем не просит, но они сами входят в класс и начинают реально учиться! Анна Мария Маккерони отвечает на этот вопрос, как на него бы ответила и Мария Монтессори.

Отрывок из книги «Мои встречи с Марией Монтессори», 1957 год издания
Перевод с итальянского Сергея Сафронова

Спонтанная и осознанная деятельность

Доктор Монтессори говорила, что наши традиционные представления о том, как учитель учит и как ребенок учится, в конце концов исчезнут. Педагоги поймут, что только самостоятельная деятельность ребенка имеет значение. В результате этой деятельности ребенок реализует заложенные в нем природой возможности, изначально находящиеся в статусе потенциальных. М. Монтессори говорила: «Мы не имеем достоверного представления обо всех этих возможностях, но непременно должны относиться к ним со всей серьезностью. Учителю следует предоставлять ребенку внешние стимулы, способные вызвать спонтанную, а затем и осознанную деятельность». 

Здесь я хотела бы прояснить различия между спонтанной и осознанной деятельностью. Это два различных процесса, имеющих разную природу. Спонтанное действие доводится до конца и готовится внутри личности. Мы уже приводили пример изучения или, лучше сказать, впитывания языка. Оно происходит спонтанно и является чудесным примером порядка и дисциплины. Успехи в изучении языка случаются так регулярно и упорядоченно, что появляется возможность следить за ними и фиксировать их. 

Обратимся теперь к примеру музыкальных занятий. И здесь ребенок может действовать самостоятельно и спонтанно. Это означает, что он включает свои собственные данные природой силы. 

Я помню родителей маленького шестилетнего Йорди Кола в Барселоне. Они пришли ко мне и рассказали, что их сын обсуждал вопросы геометрии со своим четырнадцатилетним двоюродным братом. Родители мальчиков не сказали (или я уже забыла), о чем конкретно шла речь, но они были поражены уверенностью и настойчивостью Йорди. И он оказался прав. Он не посещал школьных уроков по геометрии, как его двоюродный брат, но он держал в руках геометрические формы, самостоятельно их обследовал, изучал детали, комбинировал части этого простого и точного материала. 

Недостаточно, чтобы ребенок просто ходил туда-сюда и бесцельно брал какие-либо предметы. У всего должна быть цель, причина, по которой осуществляется то или иное действие. Эта цель содержится в самих предметах и способах работы с ними. 

Часто мы видим детей, которые не откликаются на внешние стимулы, не приводящие к спонтанной деятельности. В распоряжение детей предоставляется ряд предметов: кубики разных размеров, не складывающиеся друг с другом, карандаши, мел, бумага, доска, пластилин… То, что делает ребенок неупорядоченно. Его прогресс, будь то умение держать карандаш или чертить прямые и тонкие линии, не фиксируется. Это может продолжаться месяцами. Часто бывает, ребенок привыкнет рисовать только кривые некрасивые линии и не проявляет старания научиться рисовать лучше. 

Вызвать упорядоченную, прогрессирующую, спонтанную деятельность – дело великой важности и приносящее большую радость. Такая деятельность ведет к выполнению полезной работы, к упражнениям в жизненной практике или же к умственной работе, к приобретению новых знаний. Это настоящие приобретения, они отличаются от тех понятий, которые внушаются ребенку по средствам объяснений. 


Например, Розовая башня: все ее части имеют одинаковую форму – куб. Отличаются они только размером. Ребенок, не отдавая себе в том отчета, обретает идею размера, идею множественности. Многие из наших фундаментальных знаний имеют такую же природу. У нас они есть, но мы не как бы не осознаем этого и не говорим о них. Например, я встречаю собаку, отличающуюся от других собак, которых я уже видела. Я говорю: «Какая странная собака. Я таких никогда не видела». Почему же я говорю, что это собака? Потому что я знаю, что это собака. Но если бы меня попросили точно сформулировать характеристики, присущие собаке, я не смогла бы этого сделать. Четыре лапы, длинная морда… Нет, бывают собаки с короткой мордой…Точное представление об основных характеристиках, присущих всем собакам, можно назвать «концептом». 

Возьмем более простой пример: стол. Каких характеристик достаточно, чтобы узнать стол? Существует бесконечное разнообразие столов, от обычных деревянных, которые стоят на кухне, до роскошных столов во дворце Питти, во Флоренции: столешница из черного мрамора, с мозаичным изображением живописных цветов в центре, каркас и ножки из позолоченного металла. Это огромное разнообразие столов называется частными реализациями концепта «стол». Необходимые характеристики: горизонтальная поверхность на определенной высоте. Если высота слишком большая – это становится строительными лесами, если слишком маленькая – поддоном. У него могут быть ножки, или он может быть прикреплен к стене. Мы говорим: тот стол ни на что не годится. Поставим его на эту подставку, и это будет отличный столик. 

Все известные нам слова – это концепты, абстракции: собака, стол… Нередко бывает сложно выделить особые характеристики. Но мы легко их узнаем, как в случае с необычной собакой, которую я увидела впервые. 

Многими знаниями мы обладаем бессознательно. Я собираюсь присесть. Стул оказался гораздо более низким, чем я думала. Вместо того, чтобы аккуратно сесть, я падаю на него. Подсознательно я рассчитала мои движения, как будто этот стул был выше. Однако в следующий раз мой мозг внесет необходимые поправки и я буду аккуратно садиться и на этот стул. Бессознательное знание обладает фундаментальной важностью в жизни человека.

Смысл «приказаний»

Вот какое интересное наблюдение я сделала в Барселоне. Наиболее беспокойные дети, испытывающие трудности в контроле своего поведения, охотно выполняют грамматические «приказания», требующие деликатных и точных движений. Например: «Налей воду в несколько пробирок. В одну из них добавь несколько капель масла. В другую – кусочки древесины. В третью – кусочки свинца…». Ребенок читает команду, идет и берет поднос с пробирками и всем необходимым. Когда все готово, он садится и с большим вниманием начинает работу. Я бы сказала, что внешнее беспокойство есть результат внутренней потребности в точных движениях. 

Помню одного ребенка шести лет. Временами он просто валялся под своим столиком и не хотел ничего делать. Ему помогли как раз такие упражнения на точные движения. Надо сказать, что в целом все дети охотно их выполняют. 

Владение языком. В словаре значение каждого слова описывается с помощью других слов. Однако истинное, практическое значение заключается в самом явлении, которое это слово обозначает. Возьмем глагол «насыщаться». Вот какое определение дала ему одна синьорина: добавляем немного сахара в воду, размешиваем; сахар исчезает, другими словами, его становится не видно. Но это означает растворить сахар в воде. Насыщать воду означает продолжать добавлять в нее сахар до тех пор, пока он перестанет в ней растворяться. Как видите, на объяснение одного слова уходит так много времени. 

Мы живем в эпоху распространения культуры. Это очень хорошо. Но не следует жертвовать точностью во владении языком. Сложно переоценить значение такого вида упорядоченной деятельности, как чтение фраз из грамматических коробочек. Это начинается как игра примерно в пятилетнем возрасте или чуть раньше и продолжается долгое время. Если ребенку предоставляется правильный инструктаж в вопросах овладения речью и написания сочинений, хорошие результаты обеспечены. Главное – не торопиться. Результаты приходят в нужный момент и всегда неожиданно. 

Работа со штангами и веретенами

Обычно случается, что ребенок узнает больше, чем он думает, что узнал. Цифровые штанги не обязательно использовать только в их прямом назначении, пассивно подбирая цифры к каждой из них. Для этой цели есть две коробочки с веретенами, которые помогают установить ассоциативную связь между числом и количеством. Дети с удовольствием многократно подбирают числа к каждой штанге, но также они любят играть с веретенами и производить интересующие их наблюдения. Они торжественно заявляют: нужно взять пять веретен по 2, чтобы получить 10. Или: если разделить штангу 10 пополам, то у меня будет две штанги по 5. Они знают, что штанги, красные с обоих концов, никогда не делятся на два. Все это можно сравнить с окольными путями, которые ребенок проходит сам, в то время как движется по главной дороге под наблюдением учителя. Ребенок учится составлять 10 разными способами, складывая 1 с 9, 2 с 8 и т.д. Когда он записывает эти суммы и доходит до 5, он говорит: два раза по 5 будет 10, и пишет 5х2, записывая 2 красным карандашом, так как в данном случае 2 не обозначает цифровую штангу!

Ребенок развивает свое математическое мышление и получает разнообразный опыт, который попадает в его математический багаж. Он мало говорит о том, что делает. Вербальная формулировка действия всегда происходит позднее. 

«Важно не то, что мы делаем, а то, что делает ребенок», – часто повторяла доктор Монтессори. 

В один из дней, собрав коричневую лестницу, ребенок поставил розовые кубики рядом с призмой, чье квадратное сечение совпадало с проекцией куба. Это случилось впервые за 40 лет нашей работы, доктор отметила наблюдательные способности того ребенка. Теперь это упражнение делается в любом Монтессори-классе. 

Мы должны демонстрировать точное использование материала. На основании этого ребенок находит новые возможности и делает свои открытия. Ребенок всегда ментально «голодный». Однажды доктор сказала: «Человеку, который сделал интеллектуальное открытие, никакой другой человек не сможет водрузить на голову корону». 

Теорема Пифагора

Необходимо приветствовать креативное использование материала по языку, арифметике, геометрии, рисунку, музыке. Нет смысла все время придерживаться строгого алгоритма. Сами дети любят делать разные «перестановки». 

Иди медленно к двери.

Иди к медленно двери.

Дети смеются и сами указывают на ошибку: «Медленно говорится вместе с иди, и не говорится вместе с двери». Так они сами, непроизвольно приближаются к формулированию правила. 

Геометрия – еще одна потрясающая дисциплина. Дети ее обожают. Если взрослому человеку сказать слово теорема, он сделается серьезным. Репутация этого слова безнадежно испорчена. На самом деле, теорема – это то новое знание, которое мы «открываем», это новое завоевание, твердая почва, остров в океане неизвестного. Но это будет не так, если мы начнем с конца, т.е. с точной формулировки теоремы, в которой недопустимы никакие изменения. На доске нарисована фигура, вершины обозначены буквами, и ребенок должен добавить какие-то линии и еще сказать, почему он их добавил… 

В пять лет ребенок сам открывает теорему. Он не способен ее научно сформулировать, но он говорит: «Этот квадрат в два раза меньше вон того квадрата». «Почему?» – «Разве не видно? Этот состоит из двух треугольников, а тот из четырех!». Таким образом, теорема Пифагора доказывается с помощью металлических геометрических фигур, которые складываются, как показано на рисунке. 

Прямоугольный треугольник можно составить как из квадратов, разделенных на треугольники, так и из квадратов, разбитых на маленькие квадратики. Таким образом, мы получаем два различных, убедительных способа демонстрации теоремы Пифагора. 

Географические карты

Интересно происходит работа детей над составлением географических карт. В Голландии впервые был создан материал, где все регионы страны представляли собой отдельные кусочки, которые дети могли складывать воедино. Ребенок сначала разбирает все кусочки, а потом собирает их обратно. Также имеются специальные карточки с названиями регионов, которые ребенок раскладывает каждую на свое место. Дети зарисовывают каждый регион, положив фигуру региона на лист бумаги и обведя ее контур карандашом.

В Барселоне доктор Монтессори купила хорошие географические карты и повесила их на стену. Они так заинтересовали детей, что сеньора Вийуэндас забеспокоилась: «Что мне теперь делать? Они больше не работают». Ответом ей было: «Подождать». Действительно, интерес умерился, и работа продолжилась на регулярной основе. 

Вот какую дискуссию спровоцировала географическая карта окрестностей Барселоны. Ребенок ехал с папой на поезде и сказал: «Сейчас будет туннель». «Нет, – ответил папа, – туннель будет после следующей станции». Ребенок стоял на своем. «Но, дорогой сын, я здесь езжу очень часто. Я знаю, где будет туннель». Туннель же все-таки оказался перед станцией. «Откуда ты это знал?» – спросил изумленный отец. «Я видел его на географической карте». Оказывается, дети рисовали контуры разных географических карт, а затем раскрашивали части в разные цвета. 

Интересное применение было найдено мелу. Между двумя деревянными планками размером 14 на 22 сантиметра помещали измельченный мел, смешанный с водой, и сдавливали его. Когда масса высыхала, ее отделяли от планок и обрабатывали перочинным ножом, придавая форму какого-либо региона на карте. Работа отличалась необыкновенной точностью, воспроизводился даже рельеф: горы, холмы, равнины, моря, реки. Затем модель раскрашивалась акварельными красками. Я много лет бережно хранила одну из таких поделок; это были Швеция и Норвегия, если я правильно помню. Дети мастерили так много подобных моделей, что мы не знали, куда их складывать. Очень жаль, что нам не удалось сделать фотографии ни одной из них.

Под руководством доктора Монтессори была создана большая, рельефная карта Италии. Высота гор, глубина морей – все отражало точные пропорции. Прекрасно были подобраны цвета. Было хорошо видно глубокое Тирренское море и сравнительно не глубокое Адриатическое. Учитель объяснял детям причины возникновения различных глубин. Он обращал внимание на то, что высота Альп была небольшой в сравнении с их шириной. 

Раскрашивать карты было одним из самых любимых занятий. Дети выбирали цвета для каждого из регионов Испании. «Каталония будет красной!» – сказал один из ребят, и у него уж точно было весьма конкретное представление, где находится Барселона. 

Много времени прошло с тех пор, и многие детали стерлись из моей памяти. У нас была отличная коллекция открыток с озерами, островами, полуостровами и т.д. Были еще и металлические подносы с закругленными краями, куда дети наливали воду и с помощью глины делали в них острова, озера и т.д. Физическая география со своей терминологией. На открытках с изображением островов, озер и т.д. были подписаны их названия.

Прибор для наблюдения за движением Солнца, изобретенный Марией Монтессори, в современном исполнении учеников Санкт-Петербургской школы Михайловой и их учителя  Алексея Николаевича Колабаева

Телескоп Монтессори

Другая учебная ветвь была… астрономия. Доктор Монтессори сама предложила создать трубку, которую называла телескопом, но без линз, только с одной, затемненной линзой, что позволяло смотреть на солнце, не повреждая глаза. Но как много значило это изобретение для детей! К трубе были присоединены специальный термометр, чтобы измерять температуру солнечных лучей, призма для разложения света и специальный циферблат, который показывал перемещение солнца. Телескоп можно было поворачивать по сторонам, и циферблат указывал, насколько он был повернут. «Вот здесь солнце в час дня, вот здесь в два часа». Кажется, что оно движется, но нет! «Это мы движемся, а не солнце», – говорили дети. 

Заниматься астрономией, даже просто наблюдать за звездами было невероятно увлекательно. Дети потребовали «Карту звездного неба». Доктор достала им очень хорошие карты. Какая замечательная страна, небо! Какие удивительные эти светящиеся точки в небе! Звезды, было сказано детям, имеют форму шара, как и наша Земля. Эти сияющие шары находятся в строго определенных местах, так что даже можно нарисовать карту неба! ...Но как же они остаются на одних и тех же местах?

Никогда не останавливать чудесное детское сознание! Оно способно восхищаться. Особый дар детского сознания – это та, особая чувствительность, которая необходима, чтобы испытывать чувство восхищения окружающим миром. Даже в математике и в геометрии доктор Монтессори стремилась к бесконечности, чтобы ей восхититься. Прибавь к единице еще единицу, и еще одну единицу. Когда мы должны остановиться? Никогда. Мы можем не останавливаться никогда! 

История для маленьких

Другой важный предмет – история. В нем доктор выделяла два различных направления. С одной стороны, преображение человеком окружающей среды – как были построены первые дома, первая мебель… вплоть до последних деталей сегодняшнего дня. Это направление можно назвать созидательным. С другой стороны, под историей понимается история власти, которая правит нацией, и то, что она делает, чтобы распространиться. Это история бедствий, из которых одни выходят победителями, другие – побежденными. Как говорят некоторые историки, лучший способ защититься от своих соседей – завоевать их. Сегодняшние дети очень сообразительные, порой им не просто преподавать историю. «Герой» и «предатель» в их глазах выглядят одинаково. Враг убивает наших героев, и дети называют его предателем, потому что они верны своему народу. Не так просто объяснить ребенку историю, как мы ее видим. Проще бывает с более взрослыми детьми, тринадцати лет и старше. Сознание ребенка просто. Обычно он смотрят в самую сердцевину. «А вот мы не убиваем!» – говорят маленькие дети. И если они слышат рассказ о том или ином хорошем человеке, то спрашивают: «А он тоже убивал?». 

Поэтому лучше всего маленьким детям преподавать историю изобретений. Даже у самого крохотного предмета есть своя история. «Сколько времени уже существуют вилки?». Дети задают подобные вопросы с огромным интересом. 

В Барселоне у нас был один очень образованный учитель. Он приносил в школу картины из семейной жизни разных исторических эпох. Помню одну из них: семья сидит за столом и обедает. Учитель рассказывает, какая эпоха изображена на картине, и поясняет детали. Помню одну из таких бесед, где он рассказывал о том, какую обувь носили люди в прошлом. Он рассказывал о жизни людей в эту эпоху, о каждодневных вещах, которые детям хорошо известны. Также он рассказывал, как люди торговали, как изготавливали разные предметы, когда еще не было станков. Дети задавали ему множество вопросов, и учитель, чье имя я, к великому сожалению, позабыла, всегда отвечал на них. Он был молод и вдохновлен идеей делиться своими знаниями с детьми.

Этого никто не видел

Никогда не слышала, чтобы доктор Монтессори разговаривала с детьми о том, что происходило десятки тысяч лет назад. Однако мне известно, что она очень интересовалась исследованиями изменений поверхности земного шара. Это серьезные исследования, в них не место поспешным выводам. Действительно, было бы странно утверждать что-то определенное о том, что происходило на планете тысячи лет назад, когда люди порой даже сомневаются в том, что случилось чуть менее двух тысяч лет назад. 

Однажды я держала в руках одну из детских книг, рассказывающих о происхождении видов. Сначала там была показана рыба, плавающая в воде. Затем эта рыба выпрыгивает на сушу и у нее вырастают лапы и т.д. Все это больше похоже на небылицу, чем на исторический документ. Не правильнее было бы просто сказать ребенку, что никто не видел, как все происходило, но есть люди, которые изучают эти вопросы? 

О смыслах преподавания истории детям

Что касается истории войн, доктор Монтессори всегда высказывала свое глубокое возмущение по отношению к ним. Надо было слышать тон ее голоса. Все ее существо было порывом к прогрессу, а значит, к единению, взаимной любви, совершенству. Она говорила о научно-техническом прогрессе, о новейших средствах передвижения, о единой коммерческой зоне, которая позволит различным народам свободно торговать друг с другом. Все это Мария Монтессори надеялась увидеть в светлом завтрашнем дне. Ее сердце всегда было открыто всем людям, независимо от их национальности.

Мне известно, что сегодня среди монтессорианцев встречаются те, кто занимается историей войн и теориями исторического доминирования. Я никогда этим всерьез не интересовалась.

Однажды доктор сказала: «Все нашу историю нужно рассказывать по-другому и на иных основаниях». Она имела в виду не только христианские основания, но и новые общественные формы. 

В Оксфорде в 1936 году доктор говорила: «И ребенку, и взрослому будет страшно оказаться ночью в лесу. Его напугает шелест листьев, производимый ветром, темные тени, лунный свет, пробивающийся сквозь ветви. Все это не представляет никакой опасности, но наводит страх. А ведь в лесу есть и настоящие опасности, но они скрыты. То же самое происходит и с народами. Они боятся того, что не представляет никакой опасности, и не лечатся от болезней, которые действительно им угрожают». 

В одном из классов, организованных доктором, девочка примерно восьмилетнего возраста написала небольшое сочинение об одном политике по фамилии Кавур, если я правильно помню. Это было прекрасное сочинение, в нем девочка точно описала характер этого человека, ясно выразила свою позицию по отношению к нему и показала, что она считает справедливым. Перед этим в группе читали историческую книгу, написанную для взрослых. В книге приводились правдивые факты, показывались фотографии и письма простых людей. Книга оставляла ощущение настоящей жизни, а не области школьных знаний.

Смотреть фактам в лицо

Известно, что, если говорится только часть правды, это может ввести в заблуждение. С другой стороны, не так-то просто этого избежать. Ребенок по своей природе очень любознателен. Он интересуется: и тогда?... И что потом? 

И как?.. Тем самым он сам помогает вам отвлечься от основной темы и перевести его внимание на что-то другое. 

Однажды я увидела, как гусеница поедает листок. «Как жаль!» – воскликнула я, думая о листке. А моя подруга, стоявшая рядом, сказала: «Посмотри, какая красивая гусеница!». Так же бывает и с интерпретацией исторических событий. Мы не всегда находим в себе смелость прямо посмотреть на факты, которые имеют значение.

Праздник победы над собой

Возвращаясь к преподаванию истории. В Барселоне был мальчик девяти лет, ходивший в обычную школу и не сдавший экзамен по истории. Доктор Монтессори хотела ему помочь. Не знаю, как ей это удалось. Она рассказывала мне, что она сделала большие карты, которые очень заинтересовали мальчика. В конце концов, мальчик сдал экзамен хорошо. Доктор решила отпраздновать это событие, устроив «день истории»: праздник, с праздничным столом и с теми же самыми картами на стенах.
***
Могу я высказать свое личное мнение? Мне всегда казалось странным, как христианские народы принимают некоторые факты истории и сюжеты литературных произведений. Рассмотрим, например, случай из «Сида» Пьера Корнеля. У девушки убивают отца, и она горит желание отомстить. Она хочет убить убийцу, как будто это, действительно, необходимо. Такая «необходимость» часто представляется нам истинной. Во многих литературных произведениях присутствует герой, у которого есть непоколебимая решительность убивать. А ведь существует и другой тип героизма, противоположный такому знакомому сегодня, называемому – у б и в а т ь. Может, в этом и кроется разгадка к миру в сердце.


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (47) 2015 г.
Фото: интернет-источник, иллюстрация Joe Servello

Интересно? Расскажите друзьям:

Анна Мария Маккерони

(1876-1965) ученица и соратница Марии Монтессори, автор книги "Мои встречи с Марией Монтессори. Психомузыка"

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
990 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Материалы на эту тему:
Оксана Иванова

Система Монтессори для взрослых. О некоторых родственных идеях в работах М. Монтессори, А. Ухтомского и М. Чиксентмихайи. Часть 1

Татьяна Бабушкина

Старинные минуты уроков фантазии. Видимо-невидимый предмет

Оксана Иванова

Во-первых, ключевые компетенции человека, и лишь во-вторых, его предметные знания

Елена Хилтунен

Проектная деятельность в детском саду? По-моему, это не профессионально

Евгений Пепеляев

Записки воспитателя монтессори-группы

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »