Самообучение детей невозможно без самообучения взрослых
Елена Хилтунен
Образование, хотим мы того или нет, с течением времени меняется. Смешно говорить о возвращении к старой школе и к старым методам обучения – все равно что отрицать прогресс человеческой цивилизации и культуры. Гораздо эффективнее глубоко наблюдать современную жизнь, ориентироваться на нее и разрабатывать всё новые инструменты образования человека и смело включать их в свою ежедневную работу. Все это относится и к преподаванию монтессори-педагогики взрослым, рожденному больше века назад, но не умирающему именно благодаря своему прогрессивному движению вперед в современном мире.
Прошлые методы медленно уходят – в права вступают технологии новой эпохи
В европейских, да и в других странах мира принято, что школьные педагоги, отработав пару десятков лет с детьми, стараются не уходить на пенсию, а становятся учителями учителей. В монтессори-педагогике мы встречаемся с этим постоянно. Десятки западных тренеров преклонного возраста приезжают в нашу страну и рассказывают учителям, как они в прошлые годы воспитывали детей по методу М. Монтессори. Мы слушаем со вниманием, восхищаемся, пытаемся интерпретировать их рассказы на российский лад. Но как только приходим в класс к современным детям, далеко не всем из нас и не всегда удается воплотить в жизнь услышанное на учебных курсах и тренингах. По разным причинам не удается. Не только потому, что мы имеем дело с другими культурами, но часто потому, что современная школа во всех странах мира и современные дети мало похожи даже на своих молодых родителей и учителей, что говорить о детях из рассказов пожилых монтессори-тренеров. В то же время именно в такой момент у наших студентов и начинается самое главное – рождение собственных инновационных педагогических идей и увлечений. Да и в самих способах предъявления взрослым педагогики Монтессори с развитием цифровых технологий прошлые методы медленно уходят – в права вступают новые технологии – технологии новой эпохи.
Есть и другая сторона дела. Постепенно нам становится ясно, что взрослые только тогда могут воплотить в жизнь идею Монтессори о свободном развитии детей в специально подготовленной автодидактической среде, когда сами они в полной мере проживут состояние «потока» (по терминологии Ухтомского) или «концентрации внимания» (по терминологии М. Монтессори). Делаем простой вывод: надо придумать и организовать «проживание» монтессори-педагогики во время тренингов и учебных курсов по ее изучению. Тогда повышение квалификации молодых будет происходить, действительно, значительно качественнее.
Как организовать "проживание" автодидактики?
Вот несколько недавно придуманных приемов «проживания» взрослыми автодидактики Монтессори. Принципиально ничего не нарушается – происходит все тот же знаменитый монтессорийский трехступенчатый урок. Но только главным инструментом его исполнения становится самый обычный телефон, лежащий в кармане любого современного студента.
Проводим занятие в учебном Центре Санкт-Петербургской Монтессори-школы Михайловой по теме «Визуальное наблюдение свободной работы детей средствами фото- и киносъемки». Используем три главных кейса (чемоданчика ) самообучения взрослых. Делаем акцент на момент концентрации внимания студентов, при котором знания усваиваются значительно качественнее, чем в ситуации обычной лекции или даже семинара.
Чемоданчик 1. Перевернутая лекция
Студенты сидят все вместе напротив экрана, но преподаватель не читает лекцию, переставляя у себя за спиной слайды презентации, а делает, можно сказать, наоборот: все, что написано на экране, студенты сами читают вслух по очереди. А если что-то им непонятно, преподаватель комментирует или отвечает на вопросы. Образовательный эффект налицо – персональное включение студентов в «лекцию» преподавателя рождает их напряженное внимание, то есть концентрацию, точки удивления и учебную вопросительность. Качество образовательной работы начинает возрастать.
Чемоданчик 2. Современный раздаточный материал
Как только работа с презентацией лекции закончилась, преподаватель раздает студентам чистые листы, на которых сверху сосканирован специальный QR-код, в котором упакованы: аудиофайл лекции, фотографии по теме и диафильм только что предъявленной презентации. Задание. Надо открыть на своем телефоне код, еще раз прослушать короткую лекцию и выбрать в диафильме самую точную по теме «наблюдение» фотографию. Затем внимательно рассмотреть ее и записать на чистой части листа свое эссе о выбранном объекте наблюдения и сделать выводы о втором шаге педагогического действия. Эссе сдаются на проверку преподавателю, а QR-код отрезается ножницами и остается на «вечную память» у каждого студента.
Чемоданчик 3. Игра «рыбаки и рыбки»
Все встают с телефонами в руках и рассчитываются «на первый-второй», как в 50-е годы прошлого века. Но! Каждый первый говорит: «Рыбка!», а каждый второй поднимает руку с телефоном вверх, как удочку, и произносит: «Рыбак!». Все рыбки – это «дети». Они идут в подготовленную среду и выбирают себе материал, с которым усаживаются работать. Через пару минут к ним приходят «рыбаки» с фотоаппаратами (удочками) и начинают фиксировать самые необыкновенные и важные моменты учебной работы «рыбок» (детей-студентов).
Затем все по малым группам и в общем кругу проводят рефлексию своего «улова». В конце, конечно, вместе с преподавателем организуется чай с сушками!
Нравятся чемоданчики?
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (62) 2018
Фото автора