«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Современные дети осваивают айпады и айфоны? Следуем за ними!

Елена Хилтунен
Нет сомнения, что эта статья вызовет немало критики в адрес автора. Дело в том, что наш век технического прогресса, особенно в области мультимедийных технологий, неизбежно делает вызов и нам, людям старшего поколения, и нашим детям, которые, возможно, еще малы и посещают школу или детский сад. Что делать, если современные малыши требуют допустить их к компьютерам, айфонам и айпадам и готовы взаимодействовать с подобной  техникой постоянно, а нам компьютеры  представляются монстрами ХХI века? Как ответила бы на этот вопрос Мария Монтессори, которая предлагала следовать за ребенком и его стремлениями, создавая соответствующую развитию среду?


Строгие монтессори-педагоги вряд ли согласятся поставить в свои группы компьютеры, особенно если их посещают дошкольники. Доводы такого запрета кажутся неоспоримыми. Дети нуждаются в мультисенсорном опыте.

И строительство на ковре, например, гармоничной Розовой башни, кубы которой ребенок ощупывает руками, дает им гораздо больше, чем просто визуальный опыт такой же постройки, но на экране айпада. Руками ребенок испытывает вес каждого куба, ушами слышит звук его случайного падения на пол, он чувствует торжество момента, когда самый маленький кубик встает на вершину башни. Разве можно это сравнить с нажатием пальчиком клавиши компьютера или айпада? На первый взгляд – нет, нельзя. Но вот что интересно.

Как только ребенок, посещающий группу Монтессори, насладится строительством Розовой башни или Коричневой лестницы и тактильно осознает принципы их построения на ковре, он потребует от взрослых более интеллектуальной работы с этим материалом. Его конкретно-образное мышление неустанно стремится к абстрактному и творческому. В таких случаях у Монтессори-педагогов обычно припасены книжечки упражнений с нарисованными кубами и призмами, по которым дети делают построения на ковре, соблюдая  основной, уже освоенный ими,  принцип: от большого к маленькому или от толстого к тонкому.

Бумажные книжки медленно уходят в прошлое. Современным детям в данном случае может пригодиться айпад или айфон, где подобные упражнения они могут выполнить, пользуясь специальной монтессори-программой.

Но дети должны двигаться! – скажут строгие монтессори-педагоги. Обучение в таком  возрасте  не есть накопление в детских головах всевозможной информации. Мозг человека складывается первые 5-6 лет жизни, поэтому каждый полученный опыт непосредственно влияет на модель мозга ребенка, на характер его мышления и сознания. «Человеческая мысль, – говорит М.Монтессори, – строится не только из визуального восприятия объектов, но и из физической активности с ними («Впитывающий разум ребенка»).

Монтессори-среда предлагает детям много возможностей для движения. Дети могут ходить с материалом от полки к столику, лежать на ковре, выстраивая бусины Золотого материала, поднимать кувшины с водой и подметать пол. И, кроме того, в любой момент они могут взять карандаши и штриховать рамки или писать пальчиком по дну коробки с манкой. Мелкая моторика ребенка требует особой тренировки. Есть ли смысл усаживать детей за айпады?
Но… Мне приходилось много лет наблюдать позы детей при работе с материалом Монтессори, при письме и в последнее время при их играх на мини-компьютерах (айфонах и айпадах). Эти позы отличаются не многим.


Например, дети обожают писать лежа на полу или сидя на диване, точно так же, как и работать с программой айфона. И в том, и в другом случае они то и дело встают и бегут к взрослым, чтобы показать свои успехи. Работая с программой айфона, ребенок доводит движение своих пальчиков (мелкая моторика) до грациозной точности, иначе айфон просто не станет его слушаться. Вот уж поистине мозг работает в согласии с рукой! А какую глубокую концентрацию внимания демонстрируют малыши, работая с айфоном!

Понятно, что дети, особенно старшие дошкольники и младшие школьники, нуждаются в деятельности, которая содержала бы некий эксперимент, ведущий к открытию явлений жизни. Особенно их увлекают причинно-следственные связи. Если я сделаю так – произойдет то-то, а если эдак – случится наоборот. Подготовленные Монтессори-среды сполна обеспечивают удовлетворение таких запросов детей. А в большинстве компьютерных игр программисты это плохо учитывают.  Их компьютерные игры построены чаще всего на случайном нажатии кнопки.

Но в появившихся недавно программах айпадов, сделанных специально для детей из групп и школ Монтессори, принцип логического нажатия клавиши отлично учтен. Ребенок в первой попытке построить на экране Розовую башню делает немало ошибок, но догадывается, в конце концов, что строить ее надо, отыскивая кубы от самого большого к самому маленькому. Тут великолепно действует принцип повторения деятельности, который и в предметной работе ребенка, и в работе с айпадом дает импульс развитию его мышления.
 
Не за горами время, когда освоение ребенком компьютера станет делом само собой разумеющимся, точно таким же, как распознавание букв алфавита. Поэтому, если мы хотим идти в ногу со временем, не отставая от наших собственных детей, нам следует уже сегодня рядом с материалами Монтессори положить на полку в группе современный айфон со специальными детскими монтессори-программами. Такие программы уже созданы. Но их пока мало и большинство – на английском языке. Наверное, нет смысла переводить их на русский, так как для российских детей это еще одна возможность спонтанного освоения иностранного языка. Гораздо лучше предложить нашим программистам расширить ассортимент этих программ. А пока их можно найти и приобрести на сайте   www.mobilemontessori.org.


Американский монтессори-учитель Петер Гебхард-Зеле написал книжку «Компьютер и ребенок». В ней он убедительно объясняет читателям, что в монтессори-среде компьютер – это, по существу,  станок, инструмент, который необходимо доверить маленьким детям. Петер Гебхард-Зеле описал и методику работы с компьютером для детей от трех до двенадцати лет.
Сегодня уже нет сомнения, что в ближайшие годы айфоны и айпады займут свое место в подготовленных средах монтессори-классов начальных школ, ведь целью монтессори-педагогики является воспитание самостоятельности. Для детей компьютер есть не техническое вспомогательное средство, облегчающее работу, а средство, с помощью которого можно получить знания и отдохнуть.

Но даже для дошкольника простое владение айпадом или айфоном в наше время уже перестает быть демонстрацией социальных достижений детей, а становится возможностью развивать их мышление в индивидуальном темпе, ведь, работая с компьютером, ребенок овладевает правилами, стратегиями и содержанием своего образования,
обучается использованию своих знаний.

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (36) 2013 г.
Фото Александры Хилтунен и интернет-источника

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Елена Хилтунен

Монтессори-педагог, основатель Первого детского сада и начальной школы Монтессори в Москве, главный редактор открытого издательства "Народная книга" и журнала "Монтессори-клуб", эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России. Автор и редактор государственной Программы "Детский сад по системе Монтессори" и УМК к этой программе.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
4800 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
2400 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
2400 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
2400 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
2400 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
2400 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
2400 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
2400 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
2400 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
2400 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
2400 руб.
Материалы на эту тему:
Екатерина Сорокина

Мать и дитя во внутреннем диалоге

Хайди Нидеркофлер (Heidi Niederkofler)

Монтессори-классы в государственной школе в Южном Тироле

Грация Х. Фрешко

Зачем нужна хорошая акушерка в преподавании монтессори-педагогики?

Джон Дьюи

Философия возрождается, когда перестает быть средством разрешения проблем философов и становится методом… разрешения проблем человечества. Джон Дьюи

Ванда Маззарелло (Vanda Mazzarello)

Как итальянские дети считают деньги

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »