О детской импровизации без указаний и репетиций
Анна Бронникова
Будем ориентироваться на промежуточные результаты своей работы, чтобы получить успех в окончательных.
Анна Бронникова, Мария Бронникова, Ольга Змеева - монтессори-педагоги Семейного Центра Монтессори «Розовая башня», г. Тюмень
Творческие студии в нашем Центре были всегда, но работали они как бы отдельно от монтессори-класса. И в какой-то момент мы заметили, что родители, понимая ценность монтессори-программы, начали от студий отказываться. Мы выделили общие ценностные результаты, на которые работаем (самостоятельность, творческое мышление, коммуникация, импровизация), и поняли всю важность согласования нашей базовой монтессори-программы и программ студий.
Высшая наша ценность – рождение у детей собственной идеи и её воплощение в жизнь через импровизацию, то есть неожиданный, внезапный продукт, который создаётся без указаний и репетиций. Мы стали пытаться реализовать эту идею и в Монтессори-программе, и в программах творческих студий.
Давая ребёнку больше свободы в монтессори-среде (собственные проекты, истории, свободное письмо), мы получили перенос импровизации и в творческие программы. В то же время, увеличив долю импровизации в творческих студиях, расширилось рождение творческих идей в математическом, языковом и сенсорном пространстве монтессори-среды. Оказалось, родители тоже отмечают важность подобной работы.
Мама второклассницы Даши (выпускница)
Импровизация, умение импровизировать как положительный побочный эффект помогает в обыденной жизни принимать быстрые и правильные решения в условиях постоянно меняющейся обстановки.
Поменялось расписание, перенесли тренировку, забыла учебник, сменилась погода, разрядился телефон, забыла кошелёк с деньгами, уборщица закрыла в раздевалке… Каждая из этих произошедших ситуаций не ввела ребёнка в ступор. Решения были найдены самостоятельно и максимально верные.
Мама Лена (дочь Лиза 5 лет)
На мой взгляд, умение быстро, продуктивно и легко (возможно, внешне легко) решить возникшую сложную ситуацию весьма ценно. Стремительный поиск интересных решений под силу единицам. В импровизации, как элементе креативности, очень важен фактор времени, в течение которого человек реагирует на изменившиеся условия.
Система Монтессори и дополнительные программы в РБ дают нагрузку/практику нашим ребятам, и, таким образом, дети начинают демонстрировать гибкость мышления; генерировать идеи и доводить их до логического завершения (вот тут ещё не всегда удается моему ребёнку одержать победу), вижу в нём уже оригинальность, коммуникабельность.
Бывали случаи, что предложения моего ребёнка в бытовых семейных ситуациях оказывались самыми продуктивными.
Импровизация, в какой бы то ни было программе, помогает создать новые модели поведения и сформировать новый взгляд на окружающее – хоть и медленно, но, надеюсь, верно. Существенно усиливается развивающий эффект занятий, в целом моделируются всё новые и новые ситуации или вариации на заданную тему. (Например, танец с пакетами – вариация на тему; проба написания песни и новая ситуация, написать песню, используя три ноты, – вариация).
Мама
На всех занятиях в центре «Розовая башня» точно живёт импровизация!!!
Танцы: дети не повторяют танцевальные движения за педагогом, а рождают их сами. Танцуют так, как слышат и чувствуют музыку. Что это даёт? Простое сравнение: моя дочь с пяти лет занимается танцами в хореографической школе. Сейчас ей 10 лет, но любое приглашение выступить на школьном концерте индивидуально её пугает, дома просто для себя никогда не танцует. Мой сын 4,5 лет (занимается в РБ) спокойно может танцевать где угодно, услышав понравившуюся музыку. Считаю, что это здорово, когда ребёнку дают возможность придумывать, творить самому. Благодаря этому он становится увереннее в своих силах.
Образовательные результаты творческих программ разработаны для детей (3-6 лет), однако базовые принципы могут быть перенесены и на старший возраст.
Танцевальная студия «Вечный двигатель»
Двигаясь, ребёнок избавляется от внутреннего напряжения, изучая своё тело, различные варианты движения, взаимодействия с самим собой, с предметами, с пространством. Он соприкасается с разными игровыми ситуациями и заданиями, с разным по характеру, темпу и настроению музыкальным сопровождением.
От точного повтора движений за другими (учителем или детьми), подражания ребёнок приходит к собственному движению, чувствует изнутри, импровизирует. Он начинает чувствовать свой танцевальный стиль, своё внутреннее Я, может сымпровизировать по-своему под любую музыку или под любое задание, будь то «танец колёс, роботов, легких пушинок или твёрдых железяк, грациозных балерин…» Ребенок не сбивается на идеи других детей, а чувствует себя уверенно и самодостаточно. Он проявляет самостоятельность и может перейти от заданий к рождению и воплощению своей собственной идеи. В то же время он готов к работе в команде, может прислушиваться к другим, подчиняться и в то же время лидировать (в зависимости от ситуации). Результат – гибкость принятия ситуации, реализация внутреннего творческого потенциала через движения, через танец.
Для нас, как для монтессори-педагогов, ценно и важно, чтобы дети не боялись двигаться, ведь все от природы могут танцевать по-своему интересно. Чтобы дети не боялись, не теряли, а приобретали внутреннюю свободу, не сравнивали себя с другими, а чувствовали себя уверенно в своих проявлениях. Могли словесно и самостоятельно разрешать разного рода ситуации, трудности, которые я постоянно им создаю за счёт открытых задач, упражнений на движение, которые рождаются на занятии вместе с ними.
Варя
В группу ходила девочка Варя (7 лет). Когда она только пришла (в 5 лет), была довольно зажата и очень застенчива, принимала участие только в коллективных заданиях. При первой возможности двигаться свободно (не следуя заданию или инструкции) в основном бегала или прыгала, стеснялась выходить перед своей группой, взаимодействовала только с несколькими девочками, в ходе занятий наблюдала или следовала за другими детьми, инициативу не проявляла.
В ходе занятий Варя постепенно раскрывалась, избавлялась от внутренних зажимов, стеснений. В 7 лет, за несколько недель до выпускного дня, у неё возникла идея придумать и поставить свой танец. Она проявила инициативу и организовала весь процесс творческого исполнения своей идеи, доведя его до конкретного результата.
• Варя обозначила свое намерение – поделилась с девочками идеей, не подключая к этому учителя. Привлекла на помощь подругу Машу (7 лет).
• Девочки вместе спланировали, когда и где они будут придумывать танец, договорились об этом дополнительном времени с родителями, решили оставаться каждый день после всех занятий.
• Приняли решение, кто из детей будет участвовать, а кто нет. Решили, что участвовать будут только девочки.
• Последовательно придумывали движения или использовали уже известные.
• Обращали внимание на качество движений и ритмичность (считают ритм, обращают внимание на синхронность).
• Дети сосредоточенны, даже если рядом происходит что-то «не по делу».
• Возвращаются к процессу репетиции в случае, если кто-то отвлекает.
• Обратились за помощью к учителю, чтобы подобрать и выбрать музыку для номера, при этом описали, какая конкретно музыка нужна, выбрали самостоятельно из нескольких предложенных учителем вариантов.
• Довели дело до результата (поставили танец до конца).
• Обратились за помощью с костюмами.
• Сами сделали костюмы.
• Получили продукт, публично его предъявили (выступили на выпускном празднике перед остальными детьми и родителями).
Анализ происходящего с ребенком
Делим результат на три вектора:
• S – ребёнок обозначает намерение, оценивает возможности, целенаправленно действует, обращает внимание на качество, концентрирует внимание, договаривается с детьми и родителями, доводит до результата, фиксирует конечный результат.
• U – ребёнок планирует, принимает логическое решение, последовательно выполняет длинные алгоритмы действий, запоминает уже придуманные движения и рисунки, многократно возвращается к репетиции, просит о помощи в случае невозможности выполнить задачу, предлагает помощь и помогает.
• P – ребёнок совершает процедуру от начала до конца: знает широкий набор движений, знает варианты построений (может быть в танцевальном рисунке и знает, как поменять его), имеет хорошую физическую форму.
Процедура наблюдения и оценки образовательных результатов
Инструменты педагога:
– карта наблюдений на основе списка представленных результатов (с точечной фиксацией ярких моментов кого-то из детей);
– планирование;
– карта умений и навыков;
– фото- и видеосъёмка небольших моментов на занятии.
Формы работы с родителями: мастер-классы для родителей; совместные встречи на основе мастер-класса, с комментариями об образовательных результатах и небольшим фото- или видеорядом детей с комментариями; творческие события с последующим обсуждением важных моментов.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (61) 2108
Фото предоставлено автором
Книжная полка современного монтессори-педагога: