Интеллект детей Монтессори выше, чем у учеников традиционного класса. Почему?
Елена Хилтунен
Результаты сравнительного исследования детей 5-7 лет, обучающихся по методу свободного саморазвития в школе М. Монтессори I ступени (в сравнении с 1 классом детей 6-7 лет, обучающихся по традиционной методике)
Сразу скажем: это исследование проводилось давно, когда первая в России Московская начальная школа Монтессори готовилась к своему первому выпуску. Министерством образования тогдашней России школа была объявлена участником федерального эксперимента «Монтессори в России» и должна была отчитываться по итогам своей работы. Текст, который вы читаете, – один из тех, которые составляли пакет отчетных документов. Исследование было сделано на малой выборке, так как тогда в стране было всего несколько школ Монтессори. В этом смысле его можно считать пилотным и было бы неплохо повторить с увеличенным числом детей-респондентов в настоящее время.
Исследование считалось пилотным
Время проведения: зима 1996-97 учебного года в УВК 1641 города Москвы. Мы попытались сравнить общее интеллектуальное развитие детей, обучающихся с раннего детства в условиях традиционного детского сада и начальной школы и детей 1 ступени начальной школы М. Монтессори.
В экспериментальную группу вошли 10 детей 5-7-летнего возраста (4 мальчика и 6 девочек), которые с 3-х лет посещали детский сад М. Монтессори и теперь учатся в начальной Монтессори-школе, в основе которой – стандартная программа 1-4.
В контрольную группу вошли 10 детей 5-7 лет (5 мальчиков и 5 девочек), которые посещали традиционный детский сад, а сейчас учатся в 1 классе традиционной начальной школы по программе 1-4.
В качестве инструментария был выбран тест Д. Векслера, который, как нам представляется, наиболее объемно и полно диагностирует интеллектуальные способности ребенка и при этом стандартизирован таким образом, что позволяет сравнивать результаты, полученные разными детьми.
Интеллектуальная шкала Векслера состоит из 12 субтестов, разделенных на две равные по численности группы: вербальную и невербальную (наглядную). К субтестам вербальной группы относятся: общая осведомленность, общая понятливость, арифметический субтест, нахождение сходства, «словарь», воспроизведение цифровых рядов. К невербальным (наглядным) принадлежат субтесты: завершение картинок, установление последовательности картинок, составление орнаментов из кубиков, составление фигур из разрезанных деталей, кодирование и «лабиринты».
По каждому субтесту имеются возрастные нормы шкалированных оценок, что дает возможность сравнить результаты детей контрольной и экспериментальной группы.
Тестирование, как предписывает методика, проводилось индивидуально. Каждому ребенку предъявлялись задания всех 12 субтестов теста измерения интеллекта детей Д. Векслера и результаты исследования обрабатывались.
Были подсчитаны средние баллы по каждому субтесту каждой группы. Результаты представлены в табл. 1 и табл. 2. Сравнивая интеллектуальные данные детей, отметим, прежде всего, что и те и другие имеют знак плюс, то есть положительные. При этом результаты в группе «монтессори» (МГ) по всем субтестам, кроме одного, выше результатов контрольной группы (КГ).
В таблице 1 выделена также разница результатов обеих групп.
Рассмотрим субтесты, в которых эта разница превышает 3 балла. Среди вербальных субтестов это:
общая осведомленность (диагностирует долговременную память, ассоциирование и организацию индивидуального опыта);
нахождение сходства (диагностирует анализ соотношений, овладение вербальными понятиями);
словарь (диагностирует речевое развитие, овладение понятиями);
арифметический субтест (диагностирует функции сохранения арифметических процессов).
В невербальном блоке результаты детей из монтессори-группы превышают контрольные (разница выше 3-х баллов) в субтестах: установление последовательности картинок (диагностирует визуальную перцепцию); кодирование (кратковременная механическая память, зрительная образность).
За формирование четырех из этих умственных функций – общую осведомленность, нахождение сходства, «словарь» и установление последовательности – напрямую отвечает культурная среда, в которой воспитывается ребенок. Дети из монтессори-группы росли в богатой культурной развивающей среде, созданной педагогами, которая и повлияла на формирование у них соответственных интеллектуальных способностей.
Широкая возможность для развития мелкой моторики повлекла за собой высокий темп двигательной активности и, как следствие, высокие результаты по субтесту «кодирование»: 12,3 против 8,9.
Большие возможности классического математического материала М.Монтессори, которым пользовались дети экспериментальной группы в детском саду Монтессори, дополненного дидактическим материалом по развитию логики и счета в соответствии со стандартом образования в российской начальной школе, повлияли на результаты по арифметическому субтесту: 14,5 против 11,5.
Таблица 1.
Таблица 2.
Проанализируем коэффициенты развития, установив стандарт: от 91 до 110 – это умственная норма; от 110 до 140 – повышенные умственные способности; от 141 до 170 – умственная одаренность.
Как видно из этой таблицы, и в той, и в другой группе большинство детей превышают умственную норму. Более того, в монтессори-группе ВСЕ дети ее превышают и 4 ребенка из 10 показывают общий коэффициент умственной одаренности.
Поскольку основными факторами различия экспериментальной и контрольной групп являлась СРЕДА, в которой протекает жизнь детей, и МЕТОД работы с ними, то приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что именно эти факторы являются решающими в формировании интеллектуальных способностей детей.
Представляется, что специально подготовленная культурная развивающая среда монтессори-группы, а также метод свободной самостоятельной работы в ней детей и определили высокие показатели интеллектуального развития воспитанников монтессори-группы по сравнению с детьми традиционного класса.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (61) 2108
Фото: https://vk.com/montessorischool
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.