О биогенетическом законе Геккеля-Мюллера как об одном из обоснований педагогики Монтессори
Елизавета Тилли
Мария Монтессори оставила нам богатое наследие своих идей в изданных в разные годы книгах. Читая их сегодня, мы продолжаем черпать все новые и новые знания о ее педагогике, несмотря на то, что книги были написаны давно. Иногда, пролистывая страницы, мы можем незаметно проскочить какой-то абзац, какую-то строчку, посчитать их не заслуживающими нашего внимания. Но, возможно, именно эта строка терпеливо ждет, пока мы, наконец, обратим на нее внимание и вникнем в суть написанного.
Доверимся природе и ее законам. Онтогенез
«Теория, согласно которой онтогенез повторяет филогенез, получила название закона рекапитуляции».
Из книги М.Монтессори «Впитывающий разум ребенка», глава 6. Эмбриология и поведение
Давайте шаг за шагом вникнем в значение каждого слова этой цитаты, а затем заново прочитаем ее. Возможно, что-то изменится в наших представлениях о жизни детей и мы перестанем, наконец, сравнивать детей друг с другом и давать оценки их хорошему или плохому развитию? Вместо этого будем больше доверять природе, которая самым волшебным образом ведет их по дороге, проложенной человеческим родом.
Итак, термин онтогенез означает индивидуальное развитие организма от оплодотворения до смерти. В ходе индивидуального развития происходит процесс реализации генетической информации организма, полученной им от родителей. Таким образом, в природе не существует двух абсолютно одинаковых процесса онтогенеза, они всегда разные. Даже однояйцевые близнецы, при всей своей схожести, имеют некоторые различия, и онтогенез каждого из близнецов уникален по своей природе.
Принято подразделять процесс онтогенеза на два периода. Первый называется эмбриональным, он начинается от образования зиготы и длится до момента рождения. Второй период называется постэмбриональным, он начинается от момента рождения и заканчивается смертью организма.
Что же такое зигота, спросите вы? Зигота — это одноклеточный зародыш, образовавшийся в результате слияния двух половых клеток: женской яйцеклетки и мужского сперматозоида. Именно с момента их слияния ведется отсчет. Далее, в результате деления зиготы развивается новая жизнь. Клетка (единственная!), из которой человек появляется на свет, начинает непрестанно делиться, появляются все новые и новые клетки, которые потом формируют как ткани зародыша, так и внезародышевые части, такие, как, например, плацента и плодные оболочки.
Монтессори описывает эту клетку так: «Каждое животное, каждое млекопитающее и даже чудеснейшее из существ - человек появляются из одной единственной клетки, однородной и круглой. Эта клетка развивается отдельно от своего исходного организма, поскольку заключена в своего рода капсулу, отделяющую ее от тела матери...».
Стоит отметить, что эта клетка автономна. Соответственно и новая жизнь, несмотря на всю зависимость от материнского организма, тоже автономна. Этот принцип сохраняется и после рождения, наши дети одновременно зависимы и независимы от нас. Хотим мы того или нет, но
у них есть свой определенный план развития, заложенный самой природой, которому они неустанно следуют.
Монтессори помещает в основу своей педагогической системы именно этот биологический принцип — следование взрослого или воспитателя индивидуальному плану развития каждого ребенка. Принцип весьма прост: наблюдай ребенка и действуй в соответствии с увиденным
в результате наблюдения. Кстати, очень важно наблюдать и себя, ведь мы, взрослые, тоже существа, развившиеся из точно такой же круглой клетки со своим индивидуальным планом. Наблюдаем себя, наблюдаем ребенка, наблюдаем, что происходит в окружающей среде, и в результате находим правильные точки соприкосновения, способствующие гармоничному развитию каждого элемента системы.
Не будем забывать, что онтогенез — это процесс постоянного индивидуального развития, вне зависимости от возраста развитие продвигается вперед. Другое дело, что темп, характер и задачи этого развития зависят от местоположения на жизненной кривой.
В каждом ребенке — вся жизнь его биологического вида. Филогенез
Второе понятие, с которым нам предстоит познакомиться, — это филогенез. Филогенез — это развитие биологического вида во времени или, другими словами, совокупность всех онтогенезов в течение всего исторического периода существования данного вида.
Таким образом, согласно биогенетическому закону, каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет в известной степени филогенез вида, то есть то, что было исторически пройдено предками его вида. Краткая формулировка биогенетического закона, а также термин «онтогенез» были введены немецким естествоиспытателем Эрнстом Геккелем в 1866 году, и звучит это следующим образом: онтогенез есть рекапитуляция филогенеза. Биогенетический закон имеет такие названия: закон Геккеля-Мюллера, закон Дарвина-Геккеля-Мюллера или закон рекапитуляции.
Биогенетический закон в свое время имел большое значение в эмбриологии и биологии. Русский биолог А.Н.Северцов в начале 20 века предложил современную трактовку биогенетического закона. Он высказал идею, что в онтогенезе происходит повторение признаков не взрослых особей предков, а их зародышей. Такой подход был широко применен в эмбриологии. И действительно, если вы посмотрите, как выглядят зародыши рыбы, крысы, курицы и человека на начальной стадии, то обнаружите много сходства между ними. На начальных стадиях эмбриогенеза человеческий зародыш, например, имеет так называемые жаберные дуги, клетки которых впоследствии дают начало для костей, мышц и сосудов шейной области.
На этом примере мы нашли подтверждение биогенетического закона в эмбриологии, а как же нам быть с социокультурным развитием индивида, можно ли найти проявления биогенетического закона в этой области? Я полагаю, что это вполне реально.
Вот ситуация. Все, наверняка замечали, как маленькие дети любят копать лопаткой или собирать что-нибудь в свои карманы во время прогулки. Откуда у ребенка такая любовь к копанию в песке, в земле, в снегу?
Если посмотреть на историю развития человечества, то можно найти в ней период, когда древние люди активно использовали копание для поиска различных кореньев для пропитания, а позже и для выращивания различных культур, использующихся в пищу. В любом антрополого-археологическом или этнографическом музее выставлены экспонаты, в виде палки-копалки или какого-нибудь камня, приспособленного для копания, используемые древними людьми. Дети частично воспроизводят в процессе своего развития исторический опыт своих предков, активно практикуя копание как вид весьма занимательной детской деятельности.
Кто же из нас в детстве не увлекался собиранием каштанов и желудей? Наверняка, все помнят эти чудесные ощущения, когда ты держишь большой и гладкий каштан в своей руке. Каштан — очень приятный на ощупь, а на его коричневую переливающуюся и гладкую поверхность можно бесконечно долго смотреть. Собирательство — это вид древней хозяйственной деятельности, используемый нашими предками для поиска еды. Для собирания древний человек использовал выше-упомянутую палку-копалку, облегчающую и совершенствующую процесс собирания. Так эти два процесса и поныне проходят рука об руку сквозь детство каждого ребенка, тем самым частично воспроизводя биологическое развитие вида во времени...
«Красота форм в природе» Э.Геккеля на полке детского сада Фаусек
Мне хотелось бы немного рассказать о связи имени Эрнста Геккеля и российской Монтессори-педагогики.
Одной из центральных работ Эрнста Геккеля является его труд «Красота форм в природе» (Kunstformen der Natur). Это большая литографическая книга, состоящая из 100 оттисков, изображающих разнообразие и красоту живых форм в природе. Книга вышла в свет в 1904 году и переиздается по сей день. Эта работа Геккеля уже более ста лет не перестает привлекать внимание ученых различных областей, художников, ценителей искусства и, конечно же, самых маленьких читателей — детей. Книга стояла и на полке в детском саду Юлии Фаусек.
В своей работе «Рисование» 1922 года Ю.Фаусек делает такую запись: «... Для развития воображения детей служит прямое наблюдение предметов природы: цветов, листьев, разрезов, стеблей. Есть у нас к услугам детей знаменитый альбом Геккеля, который очень интересует детей и нравится им».
Можно себе представить, насколько была привлекательна для детей эта книга сто лет назад, когда еще не существовало ни телевизора, ни компьютера. Полагаю, что даже и сейчас, когда вокруг детей такое разнообразие стимулов окружающей среды, альбом Эрнста Геккеля привлечет внимание маленьких исследователей. Без сомнения, на полке современного детского сада или обыкновенной квартиры она будет выглядеть жемчужиной, привлекающей и манящей детское внимание. Можно попробовать сделать эксперимент, прибегая к историческому опыту педагогики, и показать нашим детям такую книгу. А вдруг она их заинтересует?
Какой же смысл теперь приобрела для вас такая маленькая строчка из книги М.Монтессори «Теория, согласно которой онтогенез повторяет филогенез», получила название «закона рекапитуляции»? Надеюсь, что каждый прочитавший эту статью открыл для себя что-то новое.
финский университет, Хельсинки (Финляндия)
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (32) 2012 г.
Фото интернет-источник
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.