«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Дети 5-7(8) лет в детском саду по системе Монтессори

Елена Хилтунен
Тема работы с детьми старше 5 лет в разновозрастной группе детского сада Монтессори интересует многих педагогов. Такие методические рекомендации в большом количестве есть в книге, прилагающейся к Программе "Детский сад по системе Монтессори", составляющей в общей сложности 400 страниц текста. и вышедшей в 2014 году в издательстве "Национальное образование". Но мы постарались подробно сформулировать  лишь принципиальные положения концепции, понимания условий, которые необходимы старшим дошкольникам для успешного проживания ими этого важного для всей последующей жизни периода пребывания  в детском саду.

Из книги «Детский сад по системе Монтессори для детей от 3 до 8 лет.
Методические рекомендации для педагогов»
Изд. «Национальное образование» 2014 г.

Упражнения в повседневной жизни

«Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно, самостоятельных и свободных людей», – писала Мария Монтессори в книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики». Мы можем способствовать этому, предлагая ребенку обслуживать самого себя и, возможно, других людей, которые в этом нуждаются. Любимым занятием в этом направлении 5-7-летних детей является приготовление пищи и угощение друзей и взрослых. В детском саду по системе Монтессори детям предоставляется такая возможность.

Они с удовольствием готовят еду: режут салаты и готовят русский винегрет, делают бутерброды, выжимают сок с помощью механической выжималки, пекут оладьи и сервируют стол. Дети готовы принимать гостей, самостоятельно организовать для них чаепитие, а затем аккуратно убрать и вымыть посуду, подмести пол и привести в порядок полки с рабочими материалами, игровую комнату, убрать постели в спальне, помочь младшим одеться для прогулки.

Упражнения повседневной жизни уже не составляют для 5-7(8)-летних детей основу их занятий в детском саду – многим повседневным умениям они уже научились в предыдущие годы жизни, но теперь эти умения приобретают у них смысл упорядоченного и заботливого отношения к миру предметов и к миру других людей – маленьких и больших, которые их окружают и вступают с ними в контакт и взаимодействие.

Условия для познавательной деятельности детей

Исследовать окружающий мир – это значит действовать в нем как исследователь: сопоставлять, сравнивать, анализировать, накапливать информацию. В условиях специальным образом обустроенной для этого среды дети учатся быть наблюдательными, пытаются не только ощутить и представить мир в гармонии, но и беречь его. Дети много работают с книгами и дидактическими материалами, выражают свои мысли разными способами: с помощью письма, речи, живописи, скульптуры, жестов.

Существенное место в жизни ребенка занимает работа в настоящей лаборатории, где он ставит несложные опыты и описывает или на первых порах зарисовывает результаты своих наблюдений.

Материалы для изучения окружающего мира разделены на несколько групп. С их помощью дети осваивают умение определять время (год, месяц, дни недели, часы и минуты), пользоваться измерительными приборами (часы, термометр, компас, весы, сантиметр и пр.), различать живое – неживое, земные стихии (земля, воздух, огонь, вода); они классифицируют животный и растительный мир, знают строение растений, животных, человека; называют функции различных органов человека или животных, знают порядок происхождения жизни на Земле в нескольких версиях; называют и показывают по карте материки, океаны и некоторые страны, их столицы, знают государственные флаги, могут нарисовать план местности, пользуясь топографическими знаками, определяют жанры художественных полотен (портрет, пейзаж, натюрморт); знают некоторых художников, композиторов, поэтов и писателей, читают наизусть стихи классиков, умеют работать с энциклопедиями, самостоятельно готовят доклады о том, что узнали из книг и в результате опытнической работы.

Условия для развития математического мышления

В логике М. Монтессори предмет математики рассматривается как способ овладения миром с помощью познавательного действия сначала через «материализованные абстракции», а затем в числовых системах. Еще в 4-5 лет дети выкладывают на коврике десятичную систему из сотен бусин и стерженьков и их цифровых изображений. К 6 годам они имеют представление о числе, количествах и цифрах, их изображающих. Более того, упражнения с первыми группами монтессори-материалов помогли им перевести эти представления в понимание процесса счисления. Теперь предстоит развернуть этот процесс на уровне культурного навыка.

Целью изучения детьми арифметики является формирование умения считать, то есть переводить количество в знаки и сознательно оперировать с ними. Л. С. Выготский подчеркнул бы эти две стороны культурного навыка, назвав их операционно-технической (умение переводить количество в знак) и содержательной (осмысление этого процесса).

Имея опыт работы с числовым рядом, количеством и величиной, дети переходят к более абстрактным математическим операциям – к вычислительным действиям. Причем, производя эти действия с конкретным Монтессори-материалом сначала в категории единиц, они легко переносят их в категорию десятков, сотен, тысяч, обнаружив идентичность работы.
В этом им помогают упражнения с золотым материалом, который Монтессори относит ко второй группе своих математических «материализованных абстракций». В операциях с четырехзначными числами дети легко выделяют количество единиц, десятков, сотен и т.д. и производят действия по разрядам и с переходом через разряд, которые являются сложнейшими в обучении традиционным методом.

Многие математические материалы восходят по своему смыслу к русским счетам, в которых заключена идея позиционной записи числа. Работая со счетами, можно увидеть переход из натуральной арифметики в культурную, где надо абстрагироваться и представить за одной косточкой десяток или сотню. С занятий со счетами и изучения различных нумераций (римской, славянской, арабской) начинал математическое образование своих детей и Лев Николаевич Толстой.

На стыке сравнения количества и его цифрового знака рождается понятие числа как единицы измерения. Поэтому дети 5-7-летнего возраста осваивают метрическую систему, разбираются в единицах измерения и измерительных приборах. В подготовленной среде для них создается метрическая лаборатория.

Упражнения с конкретным материалом (стерженьки, бусины, фишки) позволяют детям решать примеры в несколько действий в пределах сотни, тысячи и десятков тысяч без перехода через десяток и с переходом, сравнивать суммы и разности, решать примеры со скобками, производить действия умножения и деления с малыми и большими числами, решать примеры с одним неизвестным, а также с квадратными и кубическими числами и дробями. Немало материалов, вводящих ребенка в мир алгебры, геометрии и стереометрии.

Главным способом работы остаются упражнения с конкретным математическим материалом. Но как только ребенок теряет интерес к нему и выходит на уровень абстрактного счета, берется за решение проблемных задач, ему предлагается перевести свои действия на язык цифр, соблюдая привычную логику рассуждений, то есть свернуть количество в знак.


Условия для поддержки речевого развития  (русский язык как родной)

Развитие членораздельной речи ребенка происходит в период между двумя и пятью годами. Тогда же складываются мускульные механизмы, позволяющие согласовывать действия пишущей руки с движением мысли в знаке и чтение как процесс знаково-опосредованной мысли (по Выготскому).

Пяти-шестилетний ребенок успешно справляется с орудием письма – карандашом, ручкой и может механически, а порой и вполне осмысленно писать слова и короткие тексты. По крайней мере, он складывает их на подвижных алфавитах. Он пока еще не обращает внимания на значение написанного и выполняет эту работу механически или операционно-технически. То есть владеет так называемым самопроизвольным письмом, или, по определению Ю. Фаусек, «моторным переводом слышимых звуков». Теперь вся работа по овладению письменной речью будет идти в направлении развития самопроизвольного (интуитивного) осмысленного письма, высшей ступенью которого на этом этапе будет овладение совершенной каллиграфией и образной письменной речью.

Чтение, так же как и письмо, является письменной культурой человека. Первое интуитивное чтение по Монтессори начинается тогда, когда ребенок соединяет буквы написанного на карточке слова, не слыша звучания, объединяет «прочитанное» с его образом – предметом или картинкой, то есть реально соединяет механическое и смысловое. На этом стыке рождается знаково-опосредованная мысль.

Лев Николаевич Толстой, как и М. Монтессори, разделял чтение на механическое и постепенное (с пониманием). На эту вторую сторону и обращается первостепенное внимание в работе со старшими дошкольниками в детском саду по системе Монтессори.

Деятельность ребенка по освоению речевой и письменной культуры разворачивается вокруг звуков, букв, слова, частей речи, целого художественного текста. Учитывая наглядно-предметный характер восприятия и действий ребенка, создается соответствующая культурно-языковая среда, состоящая из нескольких групп специального дидактического материала и обширной художественной и справочной литературы.

Уже к 6-7 годам дети осваивают фонетико-фонематический строй русского языка. Они способны различать позицию звука в слове, различают гласные и согласные звуки и буквы, определяют мягкость и твердость согласных звуков, глухие они или звонкие. Большинство детей интуитивно определяют ударный и безударный гласные в словах. 5-6-летние дети способны механически переписывать слова и небольшие тексты. На фоне сформированных ранее образов письменных букв они слитно пишут слова, могут составить и записать отдельные предложения, составив из них маленький рассказ. Начиная с письма под диктовку отдельных букв, они приходят к записи диктантов из нескольких предложений. Для них не составляет труда прочитать в энциклопедии некий текст, пересказать его, а затем своими словами записать в тетрадь. Дети пытаются писать первые сочинения, записки и письма друг другу.

Что касается чтения, то к 7 годам дети легко складывают буквы в слова и механически читают небольшие тексты про себя и вслух. Они уже освоили к этому времени механическое чтение целыми словами и начали читать с пониманием слова и фразы. Большинство детей в совершенстве осваивают чтение с пониманием и без особого труда пересказывают прочитанный текст.

В процессе освоения культуры русской речи неизбежно встанет задача грамотной записи слов. Выделяя звуковую форму слова и анализируя ее, дети выделяют позиционный принцип русской графики.

Соответствующие дидактические материалы помогают им отличать звуковую транскрипцию русского слова от его написания и одновременно с этим определить способы обозначения мягкости-твердости согласных, а также представления об орфограмме как об элементах слова, которые не определяются произношением. Специальные дидактические материалы знакомят детей с такими орфограммами, как гласные после шипящих и «ц», мягким и твердым знаками, «и» кратким, употреблением большой буквы и пр.

Продолжая работу с языком в этом направлении, сравниваются и анализируются различные словоформы и выявляются позиционные чередования звуков и принцип их правильного написания. При этом всегда делается упор на интуитивное восприятие родного языка. Это достигается постоянным употреблением в различных дидактических материалах для освоения письма и чтения одних и тех же или однотипных слов, которые ребенок впитывает через чувство (зрение, слух) и моторику, а затем выражает в интуитивно-правильной письменной речи.

Освоение орфографии невозможно без обращения к орфографическим словарям различного типа. 6-8-летние дети легко осваивают различные словари русского языка, например, словарь антонимов или синонимов и пр.

Очень скоро дети столкнутся с тем, что слова изменяются в своей форме и в языке они обозначают разное. Несколько дидактических материалов посвящены определению частей речи: существительного, прилагательного, глагола и некоторых других. Причем первоначально части речи не называются своими терминами, а лишь отмечаются специальными символами. Презентация каждой из частей речи происходит ситуативно через своеобразное проживание значений. Это тоже помогает развитию чувства языка, а не прохождение грамматического правила.

Чтобы самостоятельная работа ребенка по освоению родного языка была успешной, а его образовательная деятельность носила естественный и конкретный характер, наставница соответствующим образом обустраивает пространство свободной работы с языком.


Условия для развития художественного восприятия

К шести годам подходит к концу сензитивный период утончения чувств, который готовит ребенка к точному восприятию основных деталей различных предметов, к наблюдению вещей и явлений, формирует материал для творческого воображения.

М. Монтессори была уверена, что творческое воображение не держится лишь на одной сенсорной подпорке, не является просто витанием фантазии в световых, цветовых и иных ощущениях. Оно твердо связано с действительностью, реальностью. И чем теснее эта связь, тем выше достоинство созданий внутреннего творчества. Она писала: «Творение художника на самом деле – плод умственной работы, имеющий свои корни в наблюдениях за реальным миром. Художник и скульптор обладают высшей формой зрительной восприимчивости к формам и краскам окружающего мира, способны ощутить и гармонию, и контрасты; утончая и развивая в себе способность наблюдать, художник совершенствуется и добивается создания образцового произведения, шедевра».

Таким образом, задача Монтессори-педагога, работающего с детьми этого возраста, состоит не в том, чтобы научить их рисовать или лепить из глины и даже не в предъявлении различных художественных техник, а в том, чтобы подготовить детей к точному наблюдению над миром, обеспечить им материал для творческого воображения. «Мы бессильны вызывать поток внутреннего творчества; не препятствовать, не прерывать самостоятельной активности, просачивающейся, как свежая струя воды из каких-то даже невидимых или едва заметных источников, и ждать – вот наша задача», – писала она в работе «Мой метод. Начальное обучение».

Но что означает в педагогической практике «обеспечить материал для творческого воображения»?

Прежде всего, обогатить жизнь ребенка такой средой, чтобы он смог стать обладателем знания, опыта и возможностью наблюдать реальную действительность. Наши дети принадлежат к миру, где царят новые открытия науки и литературы, шедевры изобразительного искусства, архитектуры, музыки, театра и кино. Монтессори-педагог создает специальное учебное пространство (художественная мастерская), которое само по себе активизирует детей в спонтанной художественной деятельности.

Условия для музыкального развития детей

Если вслед за Марией Монтессори мы утверждаем, что сенситивный или наиболее активный период утончения чувств, в частности, слуха, у человека заканчивается примерно в 6-7 лет, то это означает, что этот возраст знаменует собой итог формирования фундамента музыкального развития. Ребенку уже хорошо знакомо переживание тишины и звуков, он в состоянии ощутить и передавать с помощью движения различные музыкальные ритмы, его голосовые связки послушно воспроизводят те или иные мелодии, он без усилий рефлексирует, то есть передает словами образы, возникающие в его душе во время слушания музыки. Период музыкального самостроительства заканчивается, и начинается эпоха исследования звучащего мира.

Задача монтессори-педагога или музыкального наставника в этот период состоит в предъявлении ребенку максимальных возможностей в такой исследовательской работе. С помощью учителя прежние простейшие ритмические движения ребенка приобретают форму танца, и он осваивает разнообразие танцевальных ритмов, мелодий и образов людей различных времен и народов.

Учитывая исследовательский характер поведения детей в этом возрасте, а также момент одной из наивысших точек активности голосового аппарата, следует особое внимание уделить пению как средству самовыражения человека, выделяя при этом значение хорового пения, помогающего слаженному звучанию, умению соотнести свой голос с другими. Ребенок постигает способы достижения этой гармонии, для него важно все, что касается высоты, длительности, громкости звуков, точности их воспроизведения, тембра и ритма, музыкальных интервалов и возможностей импровизации. Ребенок делает открытие, что его голос уникален, то есть не похож ни на один другой и в то же время похож на голос человека, а не какой-либо иной особи.

«Все внешние чувства, – писала М. Монтессори в работе «Открытие ребенка», – не бывают развиты в одинаковой степени у разных людей – индивидуальное воображение как раз формируется под влиянием различной степени преобладания того или иного внешнего чувства. У музыкантов развит слух, они стремятся передавать мир в форме звуков, которые доходят до них: трели соловья в тишине рощи, шум дождя в полях – все это может служить источником вдохновения для великих композиторов. Некоторые из них при описании деревни только и говорят о тишине и звуках. Другие – люди зрительных восприятий, – наоборот, получают главные впечатления от окраски и формы предметов...».

Наблюдая детей с малого возраста, нетрудно заметить, что в каждом из них живет либо музыкант, либо художник, либо скульптор, поэт или артист. Так что работа с ребенком может базироваться только на его индивидуальных сенсорных особенностях, а не на единой для всех детей программе музыкального и художественного воспитания.

Как передается звук? Что слышат те или иные животные? Как устроены человеческое ухо и горло? Какие есть музыкальные инструменты и как они звучат? Можно ли самому сочинять музыку? Кто такой Моцарт или Чайковский? Вот лишь малая часть вопросов, на которые дети должны найти ответ в своеймонтессори-среде.

Наставница заботится, чтобы в учебном пространстве ребенка появились предметы, позволяющие ему делать интеллектуальные открытия в области музыкальной культуры. Например, в помещении жетского сада появляется настоящая сцена, на которой разворачиваются и спонтанные, и отрепетированные музыкальные представления и хоровые концерты. Жизнь детей все чаще наполняет музыка композиторов-классиков, чьи имена объявляются и сопоставляются с портретами и текстами музыкальных энциклопедий. В классах живут настоящие музыкальные инструменты (скрипка, гитара, балалайка, ксилофон, колокольчики, флейты и др.). Каждый из детей может пробовать их звучание и при желании индивидуально осваивать, доводя игру на инструменте до совершенства.

На полках детской лаборатории появляются материалы для опытов по изучению звука и звуковых колебаний, камертон для их сравнивания и приборы для передачи звуков на расстоянии. Изучается устройство телефона и азбуку Морзе.

Особым образом составляются карточки музыкальной энциклопедии, включающей сведения об отдельных музыкальных инструментах. Они содержат информацию о типе данного инструмента, способах игры на нем, части его строения, происхождение, а также имена великих исполнителей. Эти карточки можно классифицировать и группировать по отдельным признакам.

Другие учебные материалы содержат фотографии и краткие описания необычных фактов из биографий знаменитых музыкантов и композиторов разных времен и народов. Каждая соответствует кассете с записью произведений данного музыканта, которую ребенок может самостоятельно послушать, воспользовавшись аудиоплеером. Проводятся и групповые музыкальные занятия по Программам, принятым в детском саду. 


Условия для освоения физической культуры

«Желаете образовать ум вашего ученика – упражняйте его силы, которыми ум должен управлять, –  говорил в своем трактате «Эмиль» Жан-Жак Руссо, – развивайте настойчиво его тело, сделайте его крепким и здоровым, чтобы он стал мудрым и рассудительным. Дайте ему возможность работать, быть деятельным, бегать, прыгать, быть постоянно в движении, чтобы он был бодрым человеком, и он сделается также рассудительным человеком». Забота о физическом здоровье детей является одним из важнейших направлений работы со старшими дошкольниками. Прежде всего, надо заботиться о том, чтобы телесные и умственные упражнения служили друг другу отдыхом. Ситуация ежедневной многочасовой свободной работы с дидактическим материалом, которая происходит в атмосфере постоянного вольного передвижения детей по классу и смены телесных положений (сидя на стуле, на ковре на корточках, стоя у доски или стенда, на занятиях на спортивном комплексе для развития движений), вводит ребенка в естественное для него состояние смены одного занятия другим или одновременного спонтанного умственного и физического действия. При этом ребенок учится управлять своими движениями, руководствуясь ощущениями, связанными с мышечными действиями. Он координирует свои движения, концентрируется, приспосабливается, сравнивая, к положению тела для получения наилучших результатов в умственной работе. Таким образом, достигается образовательная цель, о которой говорит Жан-Жак Руссо, – физическая и умственная деятельность ребенка приходит в согласие.

Безусловно, можно было бы привести десятки конкретных физкультурных упражнений для занятий с детьми на соответствующих уроках. Но это теряет свой смысл, если мы говорим о естественных, идущих от природы конкретного ребенка физических упражнениях, помогающих ему гармонизировать собственное телесное развитие. Так что мы можем лишь специально обустроить среду его жизни для этих упражнений. Разновысокие столы в групповой комнате или в классе сгруппировать и расставить таким образом, чтобы в центре образовалось пространство для свободного передвижения или работы на индивидуальных ковриках. Стулья могут быть деревянными или даже вращающимися, не слишком легкими и не слишком тяжелыми, чтобы ребенок мог их поднимать и перемещать. В специальной стойке поставить индивидуальные коврики, которые в процессе свободной работы с материалом дети скатывают и раскатывают. Работая на этих ковриках, они приседают, ползают, тренируя тем самым целый комплекс мышц. Все дидактические материалы стоят на низких полках. И чтобы аккуратно взять материал и пронести между столами и ковриками, на которых работают другие дети, ребенку требуется постоянно тренировать координацию своих движений и мускулатуру рук. Большинство материалов устроено таким образом, что побуждают ребенка к работе рукой (или двумя руками). Это дает ему возможность тренировать мелкую моторику и особенным образом влияет на его умственное развитие, особенно на развитие языка. Во время свободной работы с материалом в классе нет запрета на негромкую речь. По наблюдениям психологов, дети этого возраста, концентрируясь на какой-то интеллектуальной работе, часто спонтанно напевают или что-то приговаривают.

В монтессори-классе это не прерывается дисциплинарным внушением, а, наоборот, поддерживается, потому что ведет к естественной тренировке артикуляционной системы. При этом в необходимые моменты проводятся специальные «уроки тишины», которые дают возможность ребенку самостоятельно тренировать свою волю и владеть собой в ситуации групповой работы.

«Шумная комната» немногим отличается от той, что была у младших детей. Здесь также стоит большой комплекс для развития движений В. Скрипалева, но с несколько усложненными физкультурными снарядами. Есть система веревочных лестниц для лазания, несколько перекладин, кольца и трапеции, шесты и канаты разной толщины, спортивные качели. Кроме того, здесь же лежат маты для акробатических упражнений, переворотов и кувырков.
В этой комнате дети не ограничиваются в движениях и в тренировке голосовых связок –
они могут здесь двигаться и кричать сколько угодно.

В помещении детского сада обычно бывает и специальный спортивный зал для занятий спортом и аэробикой. Здесь все приспособлено для упражнений детей в различных видах спорта и спортивных игр. Есть специальные тренажеры, шведские лестницы, бумы, батут, теннисный стол и другие снаряды. Дети посещают свой спортивный клуб во второй половине дня по желанию. Особое значение придается сезонным видам спорта и физическим занятиям на улице, во время прогулок.

В результате освоения снарядов комплекса для движений и спортивных занятий аэробикой старшие дошкольники оказываются способными легко лазать по шведской стенке и веревочной лестнице, неоднократно и с превышением норм подтягиваться на перекладине, подниматься и опускаться по шесту и канату, прыгать в длину и высоту, делать акробатические упражнения на мате на специальных снарядах, бегать (с превышением норм), кататься на лыжах и коньках, прыгать через скакалку, кататься на роликах, велосипеде, самокате и скейте, играть в спортивные игры – волейбол, баскетбол, ручной мяч и футбол.

***

Мария Монтессори «Впитывающий разум ребенка»,1949 год

«Мои эксперименты, проводимые в различных странах, продолжаются вот уже много лет. И мы обнаружили, что личная активность – это тот единственный фактор, который стимулирует и порождает развитие, и это в равной степени относится к детям младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Новая картина возникла перед нашим взором: не просто школа или метод обучения, но сам человек: человек, истинная природа которого проявляется в его способности к свободному развитию, человек, чья сила становится очевидной, как только над ним перестает довлеть тяжесть рационального, ограничивающего его внутреннюю работу и отягощающего дух.

Поэтому я считаю, что всякая реформа образования должна быть ориентирована на человеческую личность. В центре образования должен быть сам человек. И мы никогда не должны забывать о том, что человек развивается не только в университете – его интеллектуальный рост начинается с самого рождения и наиболее интенсивно протекает в первые годы его жизни. Этому периоду, более чем какому-либо другому, требуется активная забота. Если мы следуем этим правилам, ребенок перестает быть для нас обузой и предстает перед нами как величайшее и самое возвышенное из чудес природы! Мы обнаруживаем, что перед нами не беспомощное существо, некий вакуум восприятия, ожидающий, чтобы мы наполнили его знаниями, а тот, чье достоинство возрастает по мере того, как мы все отчетливее видим в нем строителя нашего сознания, тот, кого ведет его внутренний учитель, неутомимо трудящийся в радости и счастье, по точному расписанию, – над созданием величайшего чуда Вселенной – человека.

Мы, учителя, можем лишь способствовать этой работе, так же как слуги помогают хозяину. И тогда мы станем свидетелями развития человеческой души, появления Нового Человека, который перестанет быть жертвой событий, а благодаря чистоте своего видения сможет направлять и строить будущее человечества».

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (45) 20014
Фото Ольги Тепикиной

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Интересно? Расскажите друзьям:

Елена Хилтунен

Монтессори-педагог, основатель Первого детского сада и начальной школы Монтессори в Москве, главный редактор открытого издательства "Народная книга" и журнала "Монтессори-клуб", эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России. Автор и редактор государственной Программы "Детский сад по системе Монтессори" и УМК к этой программе.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
990 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Материалы на эту тему:
Тим Селдин

Почему монтессори-классы такие большие?

Наталья Андрущенко

Занятия с монтессори-терапевтом: кто и когда обладает на них свободой выбора?

Анна Мария Маккерони

Помогать, а не оценивать

Мария Монтессори

Мы стремимся знакомить наших учеников с жизнью, а не с теориями

Джон Дьюи

Философия возрождается, когда перестает быть средством разрешения проблем философов и становится методом… разрешения проблем человечества. Джон Дьюи

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »