«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Как создать свободную школу

Константин Вентцель
"Путь деятельности, творчества, самостоятельных поисков – это тот путь, которым шло все человечество в своем поступательном шествии к высшим формам  существования и жизни, к которым должна идти и каждая отдельная личность… 
Идеал школы был бы достигнут, если бы ребенок мог переходить  от одного предмета к другому  по собственному усмотрению и желанию и брать столько, сколько ему понадобится".
Константин Николаевич Вентцель

Публикуется по книге «Дом Свободного Ребенка» («Как создать свободную школу»). Издание третье. Кооперативное издание «Земля и фабрика», Москва, 1923 год

Новый метод создания свободной школы

Кто из родителей, искренно озабоченных тем, чтобы дать своим детям истинное образование, воспитать из них настоящих свободных людей –  людей, обладающих «свободной душой», для которых невыносимо не только всякое внешнее, но и всякое внутреннее рабство, какие бы утонченные формы оно ни принимало; людей, которые могли бы явиться творцами новой нарождающейся свободной России, – кто из родителей, одушевленных великой идеей подобного воспитания и образования, – не стоял перед грозным и роковым вопросом: да где же найти такое воспитательное и образовательное учреждение, которое давало бы детям свободное воспитание и образование?

Родители! Таких воспитательных и образовательных учреждений нет. Вы их тщетно будете искать в окружающей нас темной педагогической действительности. Даже те немногие лучшие школы, которые мы принимаем за лучи света в этом погруженном в густой мрак педагогическом царстве, при ближайшем рассмотрении оказываются одним миражом. Мы их принимали за оазис свободы, на них отдыхал наш глаз. Там, казалось, мы найдем полное удовлетворение. Но мы подошли ближе, и мираж разлетелся, и мнимый оазис свободы оказался все тою же измучившею нас пустынею рабства. И в нем мы опять лишены возможности напоить наших детей живительною водой истинного свободного образования. И наши дети опять томятся и мучатся тою же жаждой. И мы должны опять продолжать вместе с ними путь все по той же нескончаемой и беспредельной пустыне, чтобы снова быть обманутыми каким-нибудь иллюзорным оазисом.

И это будет до тех пор, пока родители будут искать подобных оазисов, пока они будут ждать спасения со стороны, свыше, пока они будут жить той мыслью, что кто-то должен создать для их детей свободную школу, а им останется только воспользоваться этим учреждением и отдать туда своих детей. И до тех пор, пока родителями не будет оставлен этот путь искания уже готовых, созданных чьими-то заботливыми руками свободных образовательных и воспитательных учреждений, до тех пор свободная школа в настоящем, истинном значении этого слова не народится и не возникнет.

Железные рамки

Родители должны не искать уже готовых созданных учреждений подобного рода, – они должны сами создавать и творить их вместе со своими детьми, и для этой цели они должны создавать и образовывать свободные союзы более или менее широких размеров.

Только такой путь создания «новой», «свободной» школы, действительно, приведет к созданию «новой» и «свободной» школы. Всякий же другой путь, какими бы благими намерениями ни были одушевлены инициаторы свободного образовательного учреждения, неизбежно, помимо воли самих инициаторов, собьется на старую рутинную дорожку и поведет к тому, что и тот ограниченный дух свободы, которым учебное заведение было проникнуто первоначально, начнет понемногу выдыхаться и испаряться. И новое свободное учебное заведение станет самою заурядною несвободною школою старого типа.

Ошибка – и роковая ошибка! – заключается в том, что «новую», «свободную» школу хотят создавать старым обычным, традиционным путем. «Новое вино» хотят вливать в «старые мехи», и это, в конце концов, неизбежно оказывается губительным для задуманного предприятия.


В самом деле, припомните, как обыкновенно возникает то образцовое воспитательное и образовательное учреждение, которое мы считаем педагогическим оазисом и в которое спешим поскорее отдать наших детей. Обыкновенно такого рода заведение возникает таким образом. Является одно или несколько лиц в качестве учредителей. Эти лица разрабатывают подробно проект школы, план занятий в ней, программы и т.д., затем нанимается подходящее помещение для школы, приглашается определенный контингент учителей по тем или другим учебным предметам проходимого в школе курса, и только уже в заключение появляются на сцене дети, которых родители отдают в эту школу.

Так создавались до сих пор все школы, какой бы характер они ни носили. Но подобный метод создания школ стоит в резком противоречии с духом той новой свободной школы, о которой мечтает современное человечество.

Существующий метод создания школ есть метод извращенный; он перевертывает естественный порядок, и в этом смысле есть метод, который стоит в резком противоречии с принципом свободы. То, что должно быть в конце дела, здесь является в начале, тогда как то, что, естественно, должно бы быть в самом начале, с чего надо исходить, то появляется только в конце. Еще нет налицо детей, а уже создается школа с самыми подробными планами, программами, с самой детально разработанной сметой и твердо установленным комплектом учителей. 

Жизнь школы скована с самого начала, с самого начала она заключена в железные рамки. Какая же это будет свободная жизнь, когда на нее надеты цепи! Какие же это будут свободные дети, когда школа, не зная еще их индивидуальной природы, позаботилась уже создать те формы, по которым пойдет, как по рельсам, их мнимо свободное духовное развитие?

Нельзя безнаказанно нарушать естественного порядка вещей, и ложный метод создания свободной школы, в конце концов, мстит ее устроителям и раскрывает и обнаруживает их фальшивые карты. Мнимая свобода в очень скором времени становится явным рабством. 

Новая свободная школа должна в своем создании идти новым естественным, свободным путем, тогда ее рост и развитие будут обеспечены, и она не будет терпеть неудачи, а, наоборот, пышно и богато развернется.

Путь свободной школы

Каков же этот новый, естественный путь создания свободной школы? Этот путь является полною антитезою старого пути. Старая несвободная школа создавалась для детей как нечто вполне готовое, причем дети в строительстве самой школы не принимали никакого творческого активного участия. Между тем как новая свободная школа не может быть создана без участия самих детей, и чем шире будет это участие, чем больше будет их активная творческая роль в строительстве самой школы, тем школа эта будет свободнее. 

Разница в методах понятна. Старая несвободная школа ставит своей целью закрепощение детей под власть учителей и воспитателей. Она стремится быть местом формирования детей согласно тем или другим предвзятым идеям их учителей и воспитателей. 


Свободная же школа ставит своей задачей освобождение ребенка от этой крепостной зависимости. Понятно поэтому, что она стала бы в противоречие сама с собой и в основе своей представляла бы нечто двойственное, если бы она выступила по отношению к детям как нечто вполне готовое и законченное.

Свободная школа может создаваться только при участии самих детей и чем более деятельном, тем лучше. Всякая же вполне готовая школа уже тем самым, что она есть нечто готовое, что дается извне детям, а не приходит к ним также путем их собственной работы, собственной борьбы и усилий, есть, по одному этому, уже несвободная школа. 

В старой школе дети являлись в конце в уже готовую школу. В новой – дети фигурируют в самом начале. Готовой школы нет, ее нужно еще только создать. И дети, вместе с родителями и всеми теми, кто принимает близко к сердцу их свободное физическое и духовное развитие, участвуют в создании, в творчестве этой школы. Причем эта школа создается не сразу, не вдруг, а долгим, медленным путем свободного, естественного, самопроизвольного, органического развития.

Школа, как живой организм, растет, развивается, изменяет свои формы и становится постепенно местом, все более совершенно удовлетворяющим естественные жизненные запросы своих воспитанников, местом, где их физическое и духовное развитие идет все более и более свободным путем, местом наиболее полной и наиболее радостной жизни для них, источником их вдохновения и воодушевления. А это все только и может быть в том случае, если дети участвуют сами в создании школы, если школа, в которой они учатся, есть школа не только для них, а есть, вместе с тем, их школа, их творение, плод также и их рук.

Тогда только она может стать для них чем-то бесконечно дорогим, заветным, тогда она будет для них источником света, – согревать, оживлять и одухотворять. И свет, который она даст, будет каждому из них тем светом, который будет светить всю жизнь. 

В противном случае школа станет местом каторги, мучений, подъяремного труда, неудовлетворенных душевных запросов, местом, из которого хотелось бы бежать без оглядки, местом, которое хотелось бы забыть, забыть навсегда. И таким местом, хотя бы и в смягченной форме, может стать самая лучшая школа, если только при своем создании и дальнейшем развитии она стала на тот ложный, извращенный путь, о котором мы говорили выше.

Только двигаясь естественным свободным путем органичного развития и взяв за исходную точку детей – не детей вообще, а тот или другой определенный комплект – и привлекая самих детей к участию в творчестве и создании школы для себя, новая свободная школа избегнет подводного камня, о который может разбиться ее корабль.

Новое – всегда эксперимент

Таким образом, мы неизбежно приходим к тому заключению, что новая свободная школа должна носить экспериментальный, опытный характер.

Ее формы не должны быть предопределены заранее, они должны развиваться опытом самой, естественно развертывающейся, жизни школы. Путем своего свободного, ничем не стесняемого, органического роста, путем наблюдения, опыта, эксперимента школа будет как бы нащупывать те последовательные формы, которые она будет принимать в своем развитии.

Она будет остерегаться всякого ложного и фальшивого шага, который мог бы с самого начала сковать ее дальнейшую деятельность, она будет избегать наложения на самое себя каких бы то ни было цепей, которые могли бы стеснить ее свободное развитие и которые сбросить потом бывает очень трудно.


Таким образом, в ней не будет первоначально никакой наперед установленной программы или плана учебных занятий, никакого заранее установленного разделения на классы, никакого даже наперед приглашенного постоянного учительского персонала. Истинная, настоящая, свободная действительно, школа первоначально должна быть таковой, то есть школой без программ, без классов, без постоянного контингента учителей. И такое беспрограммное и бесклассовое состояние свободная школа, если она в самом деле хочет осуществить действительную, а не мнимую свободу в деле образования и воспитания детей, – должна принципиально признать за свою исходную точку.

Она принципиально должна признать себя местом, в котором нет ничего готового, в которое только собрались дети, чтобы в союзе с лицами, доброжелательно к ним относящимися и уважающими в них свободную человеческую личность, общими усилиями создавать свою школу. Ту особенную школу, которая представляет нечто индивидуальное, своеобразное по отношению ко всякой другой, какой бы то ни было школе. Потому что она вполне строго и точно соответствует индивидуальным особенностям того своеобразного комплекта детей, который нашел в ней приют. 

Единственное, о чем следует позаботиться, так это о том, чтобы были налицо все условия, которые могли бы облегчить это свободное творчество в собственной школе детей, родителей и вообще лиц, искренно любящих детей и желающих их свободного развития.

На этот пункт лица, берущие на себя инициативу в деле создания новой свободной школы, и должны будут обратить свое особенное усиленное внимание. А не на то, чтобы дать что-либо вполне готовое, выработанное до самых последних деталей, нечто, что наложит узду на свободное творчество детей в деле школы, что введет это творчество в известные, наперед установленные рамки, что сыграет своего рода роль прокрустова ложа.

Долой все эти излишние стеснения, все эти ненужные рамки... Предоставьте жизни свободно и непринужденно развертываться! 

И особенно ведь нужна эта свобода в таком нежном, в таком сложном и деликатном деле, как дело воспитания и образования, где чрезмерная предусмотрительность, чрезмерная заботливость, чрезмерная регламентация рискует помешать нормальному развитию духа, задержать его естественный рост, направить его на ложный путь.

Чем меньше в этом случае мы делаем за детей и чем более предоставляем делать самим детям, тем лучше. Чем больше они будут являться в этом деле, касающемся их самих, инициаторами и руководителями, а мы – их сотрудниками и помощниками, тем лучше. Чем полнее мы осуществим этот принцип создания самими детьми – только при нашем содействии, помощи, сотрудничестве – своей школы, тем совершеннее будет школа, тем она будет свободнее, тем больше обеспечен будет ее нормальный рост и развитие.

Родительское и учительское самодержавие  должно быть свергнуто

Родители и учителя, – я знаю, – мои слова вас заставят поморщиться. Вы слишком привыкли руководить, опекать, проявлять свою власть над детьми. Вы слишком привыкли быть неограниченными самодержцами над детьми, вы настолько сжились, свыклись с этой властью, что даже самая мысль о малейшем ограничении ее вам представляется еретической. И некоторые из вас даже глубоко убеждены в том, что если в области воспитания и образования будет свергнуто родительское и учительское самодержавие, то здесь воцарится ужасная анархия и дело воспитания и образования впадет в самое плачевное состояние. Вам трудно понять эту мысль, потому что вы жаждете власти и не хотите отказаться от нее. Но рано или поздно вам придется отказаться: родительское и учительское самодержавие должно быть свергнуто. 

Свободы, больше свободы детям! Дайте дорогу детям! Встаньте, посторонитесь, расчистите им путь! Вмешайтесь в их ряды, сняв с себя самодержавную корону и разбив жезл власти. Пойдите вместе с ними рука об руку в направлении к новым, неведомым странам и землям, которые они жаждут открыть и откроют, наверное, когда вы перестанете мешать им. 

Сделайте это добровольно, если вы действительно любите ваших детей, если вы желаете, чтобы человечество скорее достигло идеального совершенного состояния. 

Сделайте это, наконец, хотя бы ради самих себя. Потому что только тогда вы и узнаете настоящую истинную жизнь, настоящее полное, захватывающее счастье и радость, когда перестанете быть рабовладельцами детских душ, когда сойдете со своего трона, с пьедестала, на который вы взобрались, когда откажетесь от той неограниченной, абсолютной власти, которую вы себе присвоили в деле воспитания и образования.

Но я все-таки надеюсь, что найдутся среди вас такие, я не знаю, как много, –  которые поймут все величие, всю красоту идеи свободного детства и которые приложат все усилия к тому, чтобы воплотить эту идею в жизнь. Но те, кто вступит на этот путь, вместе с тем должны помнить, что они пустились в открытое море, что здесь нет проложенных дорог, что метод создания новой, свободной школы принципиально отрицает всякие проложенные дороги, всякие избитые пути, всякие шаблоны. 

Это путь великого творчества, инициативы, и надо быть готовым к встрече всяких препятствий и подводных камней и к громадному напряжению сил. Цель может быть достигнута, и цель должна быть достигнута. И это есть одновременно ответ на упреки тех, кто мог бы сказать нам, что мы не даем ничего определенного, что свободная школа, о которой мы говорим, слишком туманна в своих очертаниях. Им мы ответим: «Давайте осуществлять ее, и она получит определенные очертания и формы, и тот туман, который царит в этой области, рассеется и уступит место ясному дню».

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 3 (63) 2018
Фото: интернет-источник


Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Константин Вентцель

даты жизни (1857 - 1947) русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
4800 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
2400 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
2400 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
2400 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
2400 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
2400 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
2400 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
2400 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
2400 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
2400 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
2400 руб.
Материалы на эту тему:
Елена Макарова

Хотите, чтобы ваши дети творили, учитесь этому сами!

Елена Хилтунен

Секреты монтессори-материала «Цветные стерженьки»

Оксана Иванова

Во-первых, ключевые компетенции человека, и лишь во-вторых, его предметные знания

Юлия Фаусек

Ребенок подходит к вам и жалуется. Не означает ли это, что он стремится к разрешению проблемы добра и зла? Желает сам лично избегать дурного и совершать хорошее?

Татьяна Бабушкина

Как мы спеем или тайнопись еды

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »