Мальчики, девочки и божьи коровки. Частное исследование
Елизавета ТиллиДва разных мира
В книге меня заинтересовало одно исследование, которое проводилось педагогом-искусствоведом Н. Л. Кульчинской. Детям задавался вопрос о происхождении человека. Первыми отвечали девочки, и их ответы в разной форме содержали только одну мысль, что человек произошел от обезьяны. Мальчики молчали. Потом девочек увели и тот же вопрос задали мальчикам. Сначала мальчики ничего не говорили, но немного погодя они стали выдвигать множество разнообразных идей. Они говорили, что человек произошел от ребра человека, от обезьяны, прилетел из космоса и т.д.Болтушки и молчуны
Почему же девочками и мальчиками были выдвинуты столь разные версии происхождения человека? Исследователи объясняют это так: у девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте лучше развита речь. Часто они сильнее мальчиков физически. Ответы девочек более однообразны по содержанию, но стремительны, мальчики же дают более нестандартные ответы и выдвигают больше креативных версий, однако услышать их ответы труднее, так как мальчикам в этом возрасте требуется больше времени и языковой поддержки, чтобы раскрывать свои мысли в словах.У меня появилась мысль проверить результат этого исследования на практике. Первая возможность появилась, когда мне поручили провести в детском саду Монтессори занятие в кругу с детьми 5-ти и 6-ти лет. Важно отметить, что в среде Монтессори у каждого ребенка есть возможность высказаться, и дети учатся делать это вежливо, терпеливо дожидаясь своей очереди. Взрослые направляют свои педагогические усилия на воплощение этого принципа в группе. Таким образом достигается уважение к личности каждого ребенка как со стороны взрослых, так и со стороны детей.
Придумай предложение
Итак, основная цель была сравнить высказывания мальчиков и девочек и оценить их по содержанию. Тема у нас была про божьих коровок. Я предложила детям всем вместе сочинить историю/сказку про божью коровку. Для этого каждый по очереди, начиная с меня, придумывал по одному предложению, а я записывала эти предложения. В конце, когда каждый ребенок сказал по предложению, я прочитала всю историю от начала до конца. Детям это очень понравилось. Вот эта коротенькая история. Прошу также отметить, что первое и последнее предложения придумали взрослые.Можно проанализировать эту историю, подписав в скобках, кем именно были высказаны предложения – мальчиками или девочками. Взрослые помечаются отдельно.
Жила-была в саду божья коровка (взрослый).
Божья коровка пошла погулять (девочка).
Потом она полетела к камню (девочка).
Потом она встретила другую божью коровку (девочка).
Затем они увидели других божьих коровок (девочка).
Божья коровка увидела очень много других божьих коровок (девочка).
И они пошли домой к божьей коровке (мальчик).
И дома у божьей коровки гостило много божьих коровок (девочка).
Они катались там на скутерах и водных мотоциклах (мальчик).
А потом божья коровка пошла в боксерскую школу, где было много боксерских груш, и божья коровка боксировала там (мальчик).
Божья коровка была счастлива, что с ней произошло так много интересного за день (взрослый).
Потом она встретила другую божью коровку (девочка).
Затем они увидели других божьих коровок (девочка).
Божья коровка увидела очень много других божьих коровок (девочка).
И дома у божьей коровки гостило много божьих коровок (девочка).
В книге «Мальчики и девочки – два разных мира» приводятся данные о том, что девочки, по результатам исследования ученых, ориентированы прежде всего на отношения, что в нашем случае успешно подтвердилось. Мальчики же добавили в наш рассказ динамики и повернули сюжет о божьей коровке весьма неожиданным образом. Это наглядно представлено в следующих предложениях.
И они пошли домой к божьей коровке (мальчик).
Они катались там на скутерах и водных мотоциклах (мальчик).
А потом божья коровка пошла в боксерскую школу, где было много боксерских груш, и божья коровка боксировала там (мальчик).
Интересно, что мальчики еще и наглядно изобразили то, о чем они говорили в предложении. Они продемонстрировали, как катаются на скутере и боксируют с боксерской грушей.
Попробуем сделать выводы
- В детской группе важно создавать условия, чтобы у каждого ребенка была возможность высказаться. Это благоприятно влияет на возможность мальчиков выражать свои идеи, а педагог, таким образом, получает более объективную картину о речевом развитии мальчиков.
- В построении сюжета рассказа о божьей коровке одинаково важны высказывания и мальчиков и девочек, так как они привносят в рассказ разные по содержанию формы, от чего рассказ приобретает объемность и целостность.
- Девочки в своих высказываниях прорабатывают социальные отношения сюжетной линии истории, а мальчики динамично направляют сюжет.
- Можно провести аналогию с символикой китайской философии – бинером инь и янь. Они несут разные энергии и вместе с тем дополняют друг друга и создают единое целое.