«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Мальчики, девочки и божьи коровки. Частное исследование

Елизавета Тилли
Обратимся к нейрофизиологии, которая напрямую пересекается с педагогикой и процессом образования детей в детском саду Монтессори. Перед нами книга «Мальчики и девочки – два разных мира» (авторы В. Д. Еремеева и Т. П. Хризман). В книге приводятся результаты нейрофизиологических исследований мозга детей, которые проводились группой нейрофизиологов и педагогов в различных детских образовательных учреждениях, а также трактовка полученных результатов. Авторы предлагают и варианты использования этих данных в работе с детьми для более глубокого понимания детей и себя как педагога.

Два разных мира

В книге меня заинтересовало одно исследование, которое проводилось педагогом-искусствоведом Н. Л. Кульчинской. Детям задавался вопрос о происхождении человека. Первыми отвечали девочки, и их ответы в разной форме содержали только одну мысль, что человек произошел от обезьяны. Мальчики молчали. Потом девочек увели и тот же вопрос задали мальчикам. Сначала мальчики ничего не говорили, но немного погодя они стали выдвигать множество разнообразных идей. Они говорили, что человек произошел от ребра человека, от обезьяны, прилетел из космоса и т.д.

Болтушки и молчуны

Почему же девочками и мальчиками были выдвинуты столь разные версии происхождения человека? Исследователи объясняют это так: у девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте лучше развита речь. Часто они сильнее мальчиков физически. Ответы девочек более однообразны по содержанию, но стремительны, мальчики же дают более нестандартные ответы и выдвигают больше креативных версий, однако услышать их ответы труднее, так как мальчикам в этом возрасте требуется больше времени и языковой поддержки, чтобы раскрывать свои мысли в словах.

У меня появилась мысль проверить результат этого исследования на практике. Первая возможность появилась, когда мне поручили провести в детском саду Монтессори занятие в кругу с детьми 5-ти и 6-ти лет. Важно отметить, что в среде Монтессори у каждого ребенка есть возможность высказаться, и дети учатся делать это вежливо, терпеливо дожидаясь своей очереди. Взрослые направляют свои педагогические усилия на воплощение этого принципа в группе. Таким образом достигается уважение к личности каждого ребенка как со стороны взрослых, так и со стороны детей.


Придумай предложение

Итак, основная цель была сравнить высказывания мальчиков и девочек и оценить их по содержанию. Тема у нас была про божьих коровок. Я предложила детям всем вместе сочинить историю/сказку про божью коровку. Для этого каждый по очереди, начиная с меня, придумывал по одному предложению, а я записывала эти предложения. В конце, когда каждый ребенок сказал по предложению, я прочитала всю историю от начала до конца. Детям это очень понравилось. Вот эта коротенькая история. Прошу также отметить, что первое и последнее предложения придумали взрослые.

Сказка про божью коровку

Жила-была в саду божья коровка. Божья коровка пошла погулять. Потом она полетела к камню. Потом она встретила другую божью коровку. Затем они увидели других божьих коровок. Божья коровка увидела очень много других божьих коровок. И они пошли домой к божьей коровке. И дома у божьей коровки гостило много божьих коровок. Они катались там на скутерах и водных мотоциклах. А потом божья коровка пошла в боксерскую школу, где было много боксерских груш, и божья коровка боксировала там. Божья коровка была счастлива, что с ней произошло так много интересного за день.

Можно проанализировать эту историю, подписав в скобках, кем именно были высказаны предложения – мальчиками или девочками. Взрослые помечаются отдельно.

Жила-была в саду божья коровка (взрослый).
Божья коровка пошла погулять (девочка).
Потом она полетела к камню (девочка).
Потом она встретила другую божью коровку (девочка).
Затем они увидели других божьих коровок (девочка).
Божья коровка увидела очень много других божьих коровок (девочка).
И они пошли домой к божьей коровке (мальчик).
И дома у божьей коровки гостило много божьих коровок (девочка).
Они катались там на скутерах и водных мотоциклах (мальчик).
А потом божья коровка пошла в боксерскую школу, где было много боксерских груш, и божья коровка боксировала там (мальчик).
Божья коровка была счастлива, что с ней произошло так много интересного за день (взрослый).


Если посмотреть на содержания предложений, можно сказать, что девочки хорошо развили тему встречи божьей коровки и других божьих коровок, иными словами, для них важны социальные контакты божьей коровки. Это видно в следующих предложениях.

Потом она встретила другую божью коровку (девочка).
Затем они увидели других божьих коровок (девочка).
Божья коровка увидела очень много других божьих коровок (девочка).
И дома у божьей коровки гостило много божьих коровок (девочка).

В книге «Мальчики и девочки – два разных мира» приводятся данные о том, что девочки, по результатам исследования ученых, ориентированы прежде всего на отношения, что в нашем случае успешно подтвердилось. Мальчики же добавили в наш рассказ динамики и повернули сюжет о божьей коровке весьма неожиданным образом. Это наглядно представлено в следующих предложениях.

И они пошли домой к божьей коровке (мальчик).
Они катались там на скутерах и водных мотоциклах (мальчик).
А потом божья коровка пошла в боксерскую школу, где было много боксерских груш, и божья коровка боксировала там (мальчик).

Интересно, что мальчики еще и наглядно изобразили то, о чем они говорили в предложении. Они продемонстрировали, как катаются на скутере и боксируют с боксерской грушей.


Попробуем сделать выводы

  1. В детской группе важно создавать условия, чтобы у каждого ребенка была возможность высказаться. Это благоприятно влияет на возможность мальчиков выражать свои идеи, а педагог, таким образом, получает более объективную картину о речевом развитии мальчиков.
  2. В построении сюжета рассказа о божьей коровке одинаково важны высказывания и мальчиков и девочек, так как они привносят в рассказ разные по содержанию формы, от чего рассказ приобретает объемность и целостность.
  3. Девочки в своих высказываниях прорабатывают социальные отношения сюжетной линии истории, а мальчики динамично направляют сюжет.
  4. Можно провести аналогию с символикой китайской философии – бинером инь и янь. Они несут разные энергии и вместе с тем дополняют друг друга и создают единое целое.
Мария Монтессори применяла экспериментальный подход при создании своих материалов. Параметры каждого материала – цвет, форма, размеры – были разработаны на основе выбора детей в ходе многих тестирований материала в среде, где они работали. Продолжая традиции научной педагогики, мы и сегодня можем проводить с детьми наши мини-исследования, хоть каждый день. Это дает возможность проверить точность и эффективность наших подходов и методов профессиональной работы. И, как следствие, мы сможем более точно построить образовательный процесс и сделаем его интересным и плодотворным для детей не только исходя из часто сухих и безжизненных методических приемов, заученных нами когда-то на учебных курсах. Мысль педагога при таком подходе направляется в креативное русло, и попутно мы раскрываем творческие потенциалы и в себе и в детях, с которыми работаем.

Было бы здорово, если бы кто-то провел у себя в детском саду или школе подобное занятие по сочинению вместе с детьми рассказа и написал бы о полученных результатах в журнал. Тогда у нас появилась бы возможность обсуждения и обмена опытом, что весьма обогатило бы наши познания и еще раз показало бы значимость научного подхода в Монтессори-педагогике.

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (44) 20014
Фото: интернет-источник

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Елизавета Тилли

Дипломированный врач, монтессори-педагог (диплом АМИ), Хельсинки (Финляндия)

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Грация Х. Фрешко

Почему за сорок пять лет метод Монтессори так и не распространился в итальянских школах?

Елена Хилтунен

О свободе учиться, думать и действовать самостоятельно

Ксения Краснова

Глаз, который видит, рука, которая слушается, душа, которая мыслит

Елизавета Тилли

Заботясь о своем благополучии, мы учим детей заботиться о себе

Юлия Фаусек

Как на самом деле дети относятся к сказкам?

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »