«Здесь ребенок приучается к свободе…»
Елена Хилтунен
Как часто, создавая те или иные образовательные ситуации, применяя педагогические приемы и методики, мы и не подозреваем, что наша работа имеет такой яркий и точный эффект.
Елена Хилтунен - монтессори-педагог, в 1990 годы заместитель директора по научной работе Первой в России начальной монтессори-школы УВК 1641
Наша школа совсем не такая, как другие
Когда в конце девяностых проходил федеральный эксперимент
«Монтессори-педагогика в России», педагоги московской начальной школы
Монтессори в УВК 1641 предложили детям рассказать, как они понимают, что
такое монтессори-школа, и чем, по их мнению, она отличается от обычной,
в которую ходят их сестры и братья. Рассказы детей были записаны на
магнитофон, а потом учителя их расшифровали и опубликовали в школьной
газете. Надо сказать, мы и сами не подозревали, насколько точно ребята
осмысливали все, что с ними происходило.
Фото из архива Е. Хилтунен. 1999 год
Юля Петухова, 9 лет
Наша школа совсем не такая, как другие, как, например, школа моего брата. Там всегда задают, что надо делать, а у нас есть свободная работа. Свободная работа – это не то, что уроки. Хочешь, можешь сначала заниматься русским, а потом математикой, а потом наоборот. В других школах так нельзя, потому что есть расписание.
В любое время у нас можно выходить, куда тебе нужно, и вообще, ты можешь делать все, что хочешь. Но это не значит – давай, бездельничай, потому что есть свободная, но все же работа. И в школу ты приходишь учиться. Так здесь ребенок приучается к свободе.
Когда человек приходит к нам, чтобы ему привыкнуть, на полках стоят специальные материалы на разные темы. Ты работаешь с этим материалом, и становится легко. У нас ученик учится не от учителя, а сам от себя. И материал может помочь ему, если сложности с какой-нибудь темой. Когда тебе кажется, что ты все понимаешь без материала, ты работаешь с ним последний, контрольный раз. Делаешь его и думаешь, могу ли я сделать это без материала с ребятами в тетради, не запутаюсь ли? Если все ответы положительные, значит, материал помог тебе, и ты можешь работать без него.
В нашей школе учатся свободные люди, которые думают не чужой головой, а своей. Делают, что хотят, но при этом думают о последствиях. Если ученику нашей школы скажешь: «Давай, прыгай в колодец!» скорее всего, он не сделает этого. Потому что подумает сначала.
Фото из архива Е. Хилтунен. 1999 год
Сережа Артозеев, 10 лет
В других школах дети должны долго сидеть смирно, пока учитель объясняет. И часто бывает, что даже не надо думать, а просто запоминать и рассказывать. А здесь можно ходить везде и искать информацию самому в разных источниках. Все равно, что муравей ползает и добывает себе пищу.
И еще у нас всегда можно советоваться с другими и помогать, подсказывать, как дойти до правильного ответа. И ты не просто запоминаешь, а понимаешь, что это означает. Так легче.
Здесь можно беситься в шумной комнате, а в школе моего брата есть специальные дежурные, которые, как начальники. Дети детям запрещают бегать! Кто только такое придумал! Ведь ребенку это очень нужно!
Что еще мне нравится – ты все время свободен, а не под строгим контролем. Ты делаешь все, что хочешь, но все время помнишь: не мешай другим. Это есть даже в правах человека.
Здесь я понял, что нельзя сравнивать себя с другими – лучше я или хуже. Мой брат умеет рисовать, зато я хорошо играю в футбол. Каждый человек много чего сможет, ему всего лишь надо потренироваться.
Хорошо, что у нас учатся вместе маленькие и большие. Ведь иногда интересно послушать старшего, а часто и маленький хорошо говорит.
Если исчезнет наш утренний круг, проекты, газета или прекратятся сочинения, это я сразу замечу. Мне будет плохо без них. Ведь на круге мы смотрим друг другу в глаза, а не в затылок. И не говорим наспех «Привет!», а «Здравствуй, как хорошо, что ты пришел!»
Фото из архива Е. Хилтунен 1999 год
В сочинениях мы записываем свои мысли, а в проектах – осуществляем их. Это как волшебный сон. Вот ты живешь в ХХ веке, а когда начинается греческий проект, вдруг становишься спартанцем. Так ты лучше узнаешь историю, ведь сам как будто побывал там. А я вообще больше люблю узнавать не по книгам, а через действие. И потом уже сравнивать текст и то, что я представлял. Даже если не очень сходится, я радуюсь, потому что придумал это сам.
А в газете описывается вся наша жизнь. Если человек захочет узнать о свободной школе, он откроет папку с нашими газетами и прочтет, что думали дети. И, может быть, тогда он захочет опять создать такую школу Монтессори…
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4, 2007
Фото из личного архива Елены Хилтунен
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.