«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Про любящие глаза и взрослую вилку. Что думают дети?

Ольга Нечаева
Я не психолог, и ниже написанное – просто мое видение. Это не теория, я не могу ее защитить, и ничего про это не читала, просто мне так видится.

Весь мир – абстрактная картинка

Мне кажется, когда ребенок совсем маленький, весь мир для него – это странный цветной узор, картина абстракциониста. Ведь он совсем ничего не знает, например, о том, что это большое темное пятно – шкаф, и он отдельно от белого пятна, стены. Шкаф стоит и открывается, и производит шум, и он неживой. Мне кажется, перед ребенком течет этакая матрица из звуков, цветов, запахов, и по мере роста, наблюдая, они начинают отделять лица от не-лиц, а потом вдруг обнаруживают, что лицо и руки, которые к ним прилетают, – это всё вместе мама. А потом, что мама может уйти, и она еще больше, и у нее есть много всего.

Помню момент, когда мой сын начал замечать, как я переодеваюсь, то есть он впервые отделил одежду от меня – показывал пальцем и смеялся над новыми платьями. А потом вдруг осознал колготки и расплакался – потому что у мамы вдруг исчезли привычные части тела и вместо них появились новые. Маленькие дети боятся перемен, и мне пришлось снимать и надевать колготки, чтобы он понял, что они – это тоже такая отдельная штука.

И так во всем. Время начинает распадаться на спать и не спать, потом на день и ночь, потом на кусочки поменьше. Общие понятия «есть»  постепенно делятся на кусочки и появляются завтраки, когда едят кашу и тосты, и обеды, когда еда распадается на первое, второе и третье. И так далее, пока весь мир не разложится на понятные кусочки лего.

К чему я это?

Для меня понимание детского  восприятия мира делает максимально понятным большинство «капризов» и прочих нелогичных требований ребенка. Мне кажется, ребенок видит ситуацию в целом, как такую целостную инстаграммку, картинку. Знаете, как бывает, когда вспомнается собственное сильное впечатление – насколько в нем важны детали!
Например, я помню, как пустила лошадь в галоп по берегу моря. Помню до сих пор. И в этой картинке есть все – и серый цвет неба, и шум шторма, и запах лошадиного пота, и взрывающая сердце радость полета и свободы. Если бы я еще раз оказалась в такой ситуации и мне бы предложили ехать не на лошади, а на осле? Или вместо шторма сделать жару и штиль?

Вот почему все мелкие ситуации для детей – гораздо более эмоционально насыщены, чем мы думаем, и эти ситуации так же целостны и неразделимы. Если мы когда-то впервые сказали малышу «это – твоя новая чашка», то вот эта синяя чашка, и голос мамы, и гордость, которую он испытал, именно новизна эмоции – у него сложилось в вечный отпечаток. И ребенок снова и снова хочет пережить эту новизну гордости или чего-то еще, чего он, маленький, впервые пережил с синей чашкой, а мы ему говорим «да какая тебя разница, пей из желтой». НЕТ! Гордость, самостоятельность, первые осознанные ощущения «я пью сам», ощущения бортика фарфора на губах, ручки чашки в руках, сока в ней – все это ОБЯЗАТЕЛЬНО. ... А мы говорим – «желтая», а мы говорим – «какая разница».

Про время

Вот сидит он катает машинки, я говорю «пойдем ложиться, пора спать», он кричит «нееет, не хочуу». И я, глупая, занудно объясняю, что спать нужно. Но он не против спать, он против того, чтобы я разрушала что-то важное и здоровское, что происходило в этот момент. Он говорит «нет» отказу от радости катания машинки, всей этой радости от тяжеленькой красной машинки в руке, как у нее колесики поворачиваются интересно, когда катаешь ее по ковру, или можно самому повернуть их и так, и сяк. А тут мама пришла и говорит «прекрати радость». Нет, мама, конечно, так не говорит, мама говорит «пойдем спать», но по сути мама говорит «прекрати радость». А если мама скажет «бери машинку с собой, пойдем наверх», то он с радостью пойдет, потому что он не против спать, он против того, чтобы отдать машинку.


Ты хочешь яблоко?

Знаете, как часто я прокалывалась на ерунде, пока не научилась об этом думать?
– Тесса, хочешь яблоко?
– Нет.
– Ты же хотела?
– Нет.
И тут вдруг понимаешь, что в двух руках у нее новые пупсики и яблоко – это не яблоко. Яблоко – значит, в руке не будет пупсика.
Тогда я научилась смотреть на вещи и говорить: «Ты можешь положить пупсика в карман и поесть пока яблоко, а он в кармашке посидит». Я придумываю для нее новую интересную инстаграммку «я ем яблоко и пупсик у меня в кармашке», она уже предчувствует это новое ощущение – здорово самой положить пупсика в кармашек, и чувствовать его через ткань платья, и знать, что он там, и думать, как он там, как в домике. И еще есть яблоко. Тесса подпрыгивает легонько от радости и говорит «да, да!», и кладет пупсика в кармашек, и берет яблоко, которое секунду назад брать не хотела.

Чем это хуже, чем галоп лошади по берегу штормящего моря?

Я даже не могу передать, какое количество конфликтов не состоялось просто потому, что я постаралась увидеть инстаграммку, в которой ребенок сейчас живет, и спасти ее для него, или предложить новую.

Все наши самые сильные, самые яркие воспоминания – это воспоминания сильной эмоции: радости, свободы, силы, легкости, печали, одиночества, власти, преданности, предательства, стыда, счастья. Для ребенка каждая новизна освоения мира – такая же сильная эмоция. Если видеть, как проживают свои эмоции дети в выборе чашки одного цвета или бутербродов только треугольничком, можно научиться их узнавать и уважать.

А если уважаешь, сможешь догадаться, что на улицу не хочется, потому что под лестницей в прошлый раз напугала паутина; что из гостей нужно уйти, потому что все в платьях, а она одна в джинсах, и надо решать проблему, как стать принцессой в джинсах, а не взрослую глупость «ну пойдем, что ты как маленькая, будет же интересно». В туалет не хочу, потому что фен для рук шумит страшно, а не потому, что не хочется. Хочу взрослую вилку, потому что когда она в прошлый раз ела взрослой вилкой, мама посмотрела любящими глазами и засмеялась. И нужны любящие глаза, а не вилка. Но она еще этого не знает, она еще не отделила любящие глаза от вилки. Поэтому нужна вилка. И нам надо про вилку догадаться. И надо эту вилку дать.

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (51) 2016


Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Ольга Нечаева

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Елена Хилтунен

Игра или экспериментальный поиск? Секрет «Корзинки сокровищ» Элинор Гольдшмид. Биогенетический закон, или Н. Поддьяков против Д. Эльконина

Елена Хилтунен

«Психогеометрия» Марии Монтессори. Первое русское издание

Шалва Александрович Амонашвили

Том Сойер против стандартизации

Мария Монтессори

Вторая ступень образования

Валентина Трошина

Понимание математики через ее чувственное воспритие

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »