«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Про любящие глаза и взрослую вилку. Что думают дети?

Ольга Нечаева
Я не психолог, и ниже написанное – просто мое видение. Это не теория, я не могу ее защитить, и ничего про это не читала, просто мне так видится.

Весь мир – абстрактная картинка

Мне кажется, когда ребенок совсем маленький, весь мир для него – это странный цветной узор, картина абстракциониста. Ведь он совсем ничего не знает, например, о том, что это большое темное пятно – шкаф, и он отдельно от белого пятна, стены. Шкаф стоит и открывается, и производит шум, и он неживой. Мне кажется, перед ребенком течет этакая матрица из звуков, цветов, запахов, и по мере роста, наблюдая, они начинают отделять лица от не-лиц, а потом вдруг обнаруживают, что лицо и руки, которые к ним прилетают, – это всё вместе мама. А потом, что мама может уйти, и она еще больше, и у нее есть много всего.

Помню момент, когда мой сын начал замечать, как я переодеваюсь, то есть он впервые отделил одежду от меня – показывал пальцем и смеялся над новыми платьями. А потом вдруг осознал колготки и расплакался – потому что у мамы вдруг исчезли привычные части тела и вместо них появились новые. Маленькие дети боятся перемен, и мне пришлось снимать и надевать колготки, чтобы он понял, что они – это тоже такая отдельная штука.

И так во всем. Время начинает распадаться на спать и не спать, потом на день и ночь, потом на кусочки поменьше. Общие понятия «есть»  постепенно делятся на кусочки и появляются завтраки, когда едят кашу и тосты, и обеды, когда еда распадается на первое, второе и третье. И так далее, пока весь мир не разложится на понятные кусочки лего.

К чему я это?

Для меня понимание детского  восприятия мира делает максимально понятным большинство «капризов» и прочих нелогичных требований ребенка. Мне кажется, ребенок видит ситуацию в целом, как такую целостную инстаграммку, картинку. Знаете, как бывает, когда вспомнается собственное сильное впечатление – насколько в нем важны детали!
Например, я помню, как пустила лошадь в галоп по берегу моря. Помню до сих пор. И в этой картинке есть все – и серый цвет неба, и шум шторма, и запах лошадиного пота, и взрывающая сердце радость полета и свободы. Если бы я еще раз оказалась в такой ситуации и мне бы предложили ехать не на лошади, а на осле? Или вместо шторма сделать жару и штиль?

Вот почему все мелкие ситуации для детей – гораздо более эмоционально насыщены, чем мы думаем, и эти ситуации так же целостны и неразделимы. Если мы когда-то впервые сказали малышу «это – твоя новая чашка», то вот эта синяя чашка, и голос мамы, и гордость, которую он испытал, именно новизна эмоции – у него сложилось в вечный отпечаток. И ребенок снова и снова хочет пережить эту новизну гордости или чего-то еще, чего он, маленький, впервые пережил с синей чашкой, а мы ему говорим «да какая тебя разница, пей из желтой». НЕТ! Гордость, самостоятельность, первые осознанные ощущения «я пью сам», ощущения бортика фарфора на губах, ручки чашки в руках, сока в ней – все это ОБЯЗАТЕЛЬНО. ... А мы говорим – «желтая», а мы говорим – «какая разница».

Про время

Вот сидит он катает машинки, я говорю «пойдем ложиться, пора спать», он кричит «нееет, не хочуу». И я, глупая, занудно объясняю, что спать нужно. Но он не против спать, он против того, чтобы я разрушала что-то важное и здоровское, что происходило в этот момент. Он говорит «нет» отказу от радости катания машинки, всей этой радости от тяжеленькой красной машинки в руке, как у нее колесики поворачиваются интересно, когда катаешь ее по ковру, или можно самому повернуть их и так, и сяк. А тут мама пришла и говорит «прекрати радость». Нет, мама, конечно, так не говорит, мама говорит «пойдем спать», но по сути мама говорит «прекрати радость». А если мама скажет «бери машинку с собой, пойдем наверх», то он с радостью пойдет, потому что он не против спать, он против того, чтобы отдать машинку.


Ты хочешь яблоко?

Знаете, как часто я прокалывалась на ерунде, пока не научилась об этом думать?
– Тесса, хочешь яблоко?
– Нет.
– Ты же хотела?
– Нет.
И тут вдруг понимаешь, что в двух руках у нее новые пупсики и яблоко – это не яблоко. Яблоко – значит, в руке не будет пупсика.
Тогда я научилась смотреть на вещи и говорить: «Ты можешь положить пупсика в карман и поесть пока яблоко, а он в кармашке посидит». Я придумываю для нее новую интересную инстаграммку «я ем яблоко и пупсик у меня в кармашке», она уже предчувствует это новое ощущение – здорово самой положить пупсика в кармашек, и чувствовать его через ткань платья, и знать, что он там, и думать, как он там, как в домике. И еще есть яблоко. Тесса подпрыгивает легонько от радости и говорит «да, да!», и кладет пупсика в кармашек, и берет яблоко, которое секунду назад брать не хотела.

Чем это хуже, чем галоп лошади по берегу штормящего моря?

Я даже не могу передать, какое количество конфликтов не состоялось просто потому, что я постаралась увидеть инстаграммку, в которой ребенок сейчас живет, и спасти ее для него, или предложить новую.

Все наши самые сильные, самые яркие воспоминания – это воспоминания сильной эмоции: радости, свободы, силы, легкости, печали, одиночества, власти, преданности, предательства, стыда, счастья. Для ребенка каждая новизна освоения мира – такая же сильная эмоция. Если видеть, как проживают свои эмоции дети в выборе чашки одного цвета или бутербродов только треугольничком, можно научиться их узнавать и уважать.

А если уважаешь, сможешь догадаться, что на улицу не хочется, потому что под лестницей в прошлый раз напугала паутина; что из гостей нужно уйти, потому что все в платьях, а она одна в джинсах, и надо решать проблему, как стать принцессой в джинсах, а не взрослую глупость «ну пойдем, что ты как маленькая, будет же интересно». В туалет не хочу, потому что фен для рук шумит страшно, а не потому, что не хочется. Хочу взрослую вилку, потому что когда она в прошлый раз ела взрослой вилкой, мама посмотрела любящими глазами и засмеялась. И нужны любящие глаза, а не вилка. Но она еще этого не знает, она еще не отделила любящие глаза от вилки. Поэтому нужна вилка. И нам надо про вилку догадаться. И надо эту вилку дать.

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (51) 2016


Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Интересно? Расскажите друзьям:

Ольга Нечаева

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Первая монтессори-учительница России
Первая монтессори-учительница России
990 руб.
Материалы на эту тему:
Анна Мария Маккерони

О деятельности ребенка, который учится

Алексей Крол

О трендах современного образования, формирующих будущее

Лариса Климанова

Не просто свободное творчество в мастерской, а настоящее обеспечение проектной деятельности!

Юлия Фаусек

Рисование по методу М. Монтессори. Часть 2

Елена Хилтунен

Трехлетние дети умеют «читать», не зная букв. Мы называем это интуитивным чтением

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »