«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Индейцы в городе

Татьяна Кузнецова

Честно скажем, опыта проведения летней  Робинзонады, у нас не было. Исходила из соображений практических: средневековый замок построить трудно, легче всего – вигвам. Мальчики любят оружие – будут стрелять из луков, которые сами изготовят. Так появилась тема проекта «Индейская деревня».

Три дня из жизни индейской деревни

День первый
Родители приводят детей утром в группу и видят на стенде следующую информацию:
Что такое проект?
«Проект – это форма совместной деятельности детей, педагогов и родителей. Сквозной проект посвящается одной из тем космического воспитания и через активные формы деятельности глубоко прорабатывается, проживается (интеллектуально и эмоционально).

Предлагаем вам прожить вместе с нами 10 дней в индейской деревне, изучая при этом географию и историю, биологию, математику, язык. Впереди много интересного: построение вигвама, древнеиндейский лабиринт, ковер мира, украшения и костюмы, оружие, тотем и другое. Присоединяйтесь! Будьте с нами!»

А что, собственно, делать?
«Во-первых, весь проект (от идеи до воплощения) продумывается вместе: дети – родители – педагоги. Вам удалось поучаствовать в обсуждении? – замечательно! Нет? – присоединяйтесь в любой момент!

Чтобы знать тему дня (а каждый день чему-то будет посвящен), смотрите информацию на стенде. Здесь же будут описаны возможные варианты заданий для детей и родителей. Педагоги планируют много сюрпризов, важно, чтобы интерес к происходящему поддерживали и вы.

Итак, чем можно помочь?
- книги, энциклопедии, фильмы, раскраски – любая информация, помогающая раскрыть тему.
- подготовка костюма (элементов одежды), украшений.
- изготовление лука, стрел, нагрудной сумочки.
- сбор материалов для работы в мастерской: бусин, перьев, гальки и др.
- участие в вечерних занятиях вместе с детьми: на занятиях физкультуры  будут проходить соревнования по стрельбе из лука; в музыкальном зале – танцы-импровизации (огня, воды, земли, воздуха); в ИЗОмастерской – изготовление украшений, амулетов, раскрашивание бабочек.

И самое главное – ваш интерес к исследованию темы и готовность вспомнить детство!  Вы ведь тоже когда-то строили вигвамы, стреляли из лука, разжигали костры!

Проект не заканчивается в стенах детского сада. У вас дома, на даче тоже может появиться своя индейская деревня!!! Удачи!».


А дальше...
На утренний круг приносится… тайна. Большой поднос закрыт  зеленоватой шелковой тканью.  Складки ткани  очерчивают неясные силуэты. Хочется подглядеть… Ребята собираются вокруг, начинается обсуждение, что же там такое может быть? Педагог молчит. Большинство склоняется к мысли, что это елка… Все предположения высказаны. Пауза  ожидания. Педагог, как факир, поднимает ткань… «Ух, ты!  Палатка!  Человечки какие-то... лошадка... лодочка на реке…огонь у дома...»  Пошла работа.

«А вы бы хотели пожить в индейской деревне? Попробуем?» Проект  открыл глазки и начал жить.  «Дома, вместе с родителями узнайте, пожалуйста, кто такие индейцы? Где жили? Как их предки попали в Америку? Чем занимались, чем питались, как охотились?.. У нашего племени должно быть имя. Обсудите варианты с родителями». 

На прогулке – новый сюрприз. На территории детской площадки стоит раскрашенный вигвам. Рассматриваем, обследуем. « А чтобы самим такой построить, что нужно? Как будем собирать?»  Обсуждаем. Составляем план. Чтобы жилища были красивые, можно раскрасить ткань. Этим и займемся!

Огромный кусок ткани расстелен на всю площадку, вокруг на корточках ползают дети и педагоги, как муравьи. И почему подобная картина так радует глаз?!! Осторожное знакомство с красками и большими кистями, постепенно перерастает в творческий шторм, захлестывающий воображение. Зачем кисти, когда есть ладошки?!! А пальчики оставляют такие разные следы на ткани!  Процесс не остановить! Удивление, восторг и радость – не оторваться. 

День второй

Круг. «Что же вам удалось узнать об индейцах?  Где вы добывали информацию?» Все ответы детей записываются на маленьких листочках.  По ходу проекта листочки будут  заполнять пространство самодельной карты. Новые слова выписываются на отдельные листы. Формируется словарик. На каждом кругу слова просматриваются, выкладываются, вспоминается их значение. Из множества предложенных названий имен племени общим голосованием выбирается одно. Теперь мы «Дети Солнца». Просим любить и жаловать!

 На прогулке дети делятся на подгруппы. Кто хочет, раскрашивает большую самодельную карту  Северной и Южной Америки, остальные – украшают деревню флагами и всем, что под руку попало! Готовятся к завтрашнему событию - Рождению племени.

После сна, на музыкальном занятии звучат ритмичные барабаны, тамтамы. Мы, как истинные дети Апачей, учимся двигаться в соответствующем  ритме, осваиваем танец индейцев с помощью  импровизаций и самовыражения. В танце мира чувствуется племя, как единый организм.

В коридоре детского сада – галерея. Вывешены образцы костюмов и украшения индейцев –  затравка на вечер.  Воображение разбужено, уже хочется сделать свой эксклюзивный костюм, ведь завтра – большой праздник! Родители, приходя за своими детьми вечером, обнаруживают ребят в мастерской ИЗО.   Тут кипит работа! Каждый делает себе украшения. Красят перья, бусины, нанизывают на шнурки, делают бусы, украшения на голову, браслеты на руки, на ноги. Красота! Взрослые присоединяются к общей работе. Тоже хотят быть красивыми!


День третий

Кульминация. День рождения племени. На кругу обсуждаем одежду индейцев. Новые слова – в словарик. Кто-то из ребят уже надел костюмы. Рассматриваем их, называем элементы одежды. Помним о предстоящем празднике. Планируем сегодняшний день, много надо успеть сделать.

На прогулке – новый сюрприз. Древнеиндейский лабиринт. Чтобы стать членом племени, надо пройти его до конца, не сбиться с пути. Непростое задание! 

Но вот первое посвящение состоялось! Теперь члены племени делятся на подгруппы. Одни  оформляют эмблему племени, другие разрабатывают правила проживания в индейской деревне, одна из групп – украшает территорию деревни: раскрашивает силуэты человечков, клеит из них гирлянды. В конце работы каждая из подгрупп устраивает презентацию своей работы.

Наконец, то, к чему несколько дней готовились: большой праздник всего племени! Все – в костюмах. Перья и браслеты, индейская музыка и зов тамтама. Все на общий сбор!  Торжественная речь шамана (короткая, но энергичная). Оглашается название племени и законы, по которым оно живет. Праздник начинается с общего танца. Снова ритмы будоражат кровь. Все племя, от мала до велика, постукивает палочками, погружаясь в океан Вселенского единения и радости. Ребята, без всякого стеснения, выскакивают по очереди в центр круга и задают новую собственную ноту в общем танце,  племя с уважением вторит им. Все находятся на  удивительной волне вдохновения и погруженности в происходящее.  Новый торжественный момент: родителей посвящают в члены племени. Кандидату нужно пройти по лабиринту, встать в центре под всеобщее ликование, и индейские вопли.  Будущему соплеменнику наносят боевую раскраску, надевают головную повязку с пером! И, финальный штрих – фото на память. Аплодисменты, новоиспеченный  индеец гордо садится в общий круг, а на старте – новый новобранец.

Когда посвящение в индейцев закончилось, в круг выносится символ единства и мудрости молодого племени – Древо мудрости. Коронует его эмблема племени «Дети Солнца». Предложено задание – написать на ленточке добрые слова поддержки, пожелания, наставления своим соплеменникам.  Работа кипит.  Пожелания зачитываются и привязываются на дерево. Столько добрых слов! Кажется, что дерево уже светится этой общей энергетикой. Вот у нас и появился первый оберег племени.

Праздник заканчивается,  как и  положено хороводом мира!


Что было потом...

Каждый следующий день имел свою тему и был наполнен до краев. Все невозможно описать в  одной статье: это и инициация имени индейца, и изготовление луков и стрельба по мишеням, и ритуал разжигания Дедушки-Огня, и поход в лес, и разрешение конфликтов на Коврике Мира, и индейская регата.

Как маленькие иллюстрации – отзывы детей, родителей, педагогов о днях проживания в индейской деревне.

Дети. Играли дома в «охоту на животных», «готовили» их на костре, раскрашенную бабочку повесили на стену... 

Интересно было готовить доклады, разжигать костёр и варить кашу...

Понравилось строить вигвам, запускать кораблики по воде, поход в лес...

Родители. Проект превзошел все мои ожидания.

Проект помог сблизиться родителям педагогам и детям.

Получили интересный творческий практический опыт, углубление в определенную тему.

Жаль, что проект так быстро закончился...

Педагоги. Наш клуб работает уже 2 года, но большой проект был проведен впервые. Мы наблюдали искренний интерес и жажду новых знаний у детей более старшего возраста. А младшие включались в работу на волне общего энтузиазма. Был охвачен обширнейший материал, но углубиться, проработать какие-то темы не удалось из-за ограниченного времени на проект. Я участвовала в проекте и как мама, и как педагог. Было трудно сочетать обе обязанности, но горящие глаза и любознательные вопросы моей дочери стоили всех усилий.

Последействие

Читаю один из отзывов о проведенном проекте: «…знания, приобретенные в ходе проекта должны быть полезны, а не отбрасывать на столетие назад. Глубокое погружение в прошлое не дает детям навыков практического применения полученных знаний, отвлекая их внимание от того,  что для них важно сейчас, в настоящий момент». 

Отвечая автору этого мнения, попытаюсь ответить и на вопрос, зачем мы проводили проект, как понимаю это я.

Глубоко убеждена, что для детей не так важно, ЧТО мы делаем, важнее – КАК. Любое творческое дело (и проект) можно рассмотреть с точки зрения педагогической технологии, управления, отношений. Для меня – отношения (мотивация, личная цель и смыслы) первостепенны. Важен и духовный стержень происходящего.  Развитие культуры, цивилизаций – это развитие технологий. Духовное становление – сквозное, оно не подвластно времени. Все поколения решали похожие задачи развития личности человека. Цель проекта – вовсе не дать детям разносторонние знания и глубокую информацию, а:
- проживая события проекта, получить удовольствие от исследования;
- научиться действовать вместе, чувствовать единство, сообщество, «деревню».
- сделать деятельность осмысленной. Не игры на детской площадке в «резервации», когда от безделья так и хочется ударить соседа лопаткой, а труд – нелегкий, с конечным и важным для всех результатом. Труд общественно значимый. Делаю не только для себя, но и для других, таким образом, проявляя заботу;
- умение ладить, разрешать конфликты (коврик мира),
- разбудить дух, почувствовать себя – как часть Вселенной (духовные практики - лабиринт, Дедушка Огонь, инициация имени, рождение племени).

Индейская цивилизация накопила богатый опыт, который нам, детям индустриальных городов и современных технологий, может помочь учиться жить вместе, беречь любое проявление жизни (духа), уважительно относиться к окружающему миру, уважать себя и других, управлять своим эмоциональным состоянием и использовать внутренние резервы, осознавать себя частью целого. Жить с пробужденным духом.

Удался проект или нет? Кто оценит? С какой точки зрения?

Для меня показательной была такая  картинка из жизни. Через месяц после окончания проекта кто-то включил музыку племени (мелодию, которая была лейтмотивом всего проекта). Дети оживились, запели и стали танцевать. А у меня по коже побежали  мурашки, появилось приятное волнение.  Значит, удался наш проект! И для меня, и для  детей. Он как бы пророс внутри, его хочется вспоминать, к нему хочется  возвращаться. Ведь проект – как песня – можно выучить слова, спеть без фальши по нотам, но не тронуть душу. Главный показатель – душа должна развернуться, ну, или хотя бы, приоткрыться. Проект должен звучать и резонировать.

О подготовке

Тему задала я единолично, осознаю это. Если бы работала на площадке постоянно, тема должна была родиться из коллективного обсуждения. Мне очень хотелось сразу начать активную подготовку, что-то делать и искать, но я себя сдерживала. Хотелось честно отыграть проект с коллективом с нуля, как это делает педагог в детской группе.  За месяц до приезда сообщила  название проекта коллективу. Сама приехала за две недели до начала, чтобы спланировать работу и успеть подготовиться. Общий план выстроила так:
0 неделя – наблюдения, консультации, знакомство с педагогами, детьми, родителями.
1 неделя – обсуждение темы (мозговой штурм) с педагогами, родителями. Написание программы проекта, совместное планирование, подготовка к проекту.
2-3 неделя – работа по плану проекта. «10 дней жизни в индейской деревне».
4 неделя – заключительная. Обобщение, подведение итогов, обратная связь (детей, педагогов, родителей). Методический анализ.

Вот о чем важно помнить

Во-первых, тема проекта должна рождаться совместно, при участии всех членов коллектива. Необходима личная мотивация каждого участника. Проект держится на энергии потенциала каждого. Если для педагога проект ощущается как дело, навязанное извне – работы не будет. Задача организатора – помочь каждому найти свое в общем деле – то, что будет греть душу, поможет реализоваться и получить удовольствие от процесса.

Во-вторых, в любом новом деле важно иметь надежное плечо – надежную команду единомышленников. Или отдельных активных и надежных педагогов и родителей, которые готовы разделить с вами трудности организации и подготовки.

В-третьих, важно – наличие достаточного профессионального уровня педагогов. Если площадка только начинает работать, педагогу придется активно вкладываться. Нужно уметь заинтересовать, замотивировать, организовать работу в малых группах, четко давать инструкции. Понадобятся и управленческие навыки: уметь ставить задачу, организовывать деятельность, подводить итоги, анализировать результаты.  Всему этому предстоит научить педагогов, родителей, детей.

В-четвертых, для успешной проектной деятельности необходим развитый (сильный, зрелый) коллектив родителей.

Наилучшей  организации проекта поможет орган самоуправления родителей – родительский совет.

И последнее.  Всегда надо думать об учениках. Привлекать старших детей к организации проекта.


Как вести себя организатору на  разных этапах развития коллектива?

1 этап – тусовка, хаос.

2-й этап – бюрократия, внешний контроль… На этих этапах проектную деятельность организовать чрезвычайно сложно. Проект будет буксовать, встречать сильное сопротивление, требовать больших затрат организатора. Педагоги мало что умеют, с трудом берут ответственность на себя,  важен четкий лидер. Все время приходиться «зажигать» и стимулировать коллектив.

На 2-м этапе – важен постоянный внешний контроль, иначе могут не выполнить задание. Присутствует стремление к привычным, стереотипным действиям. Возможно сопротивление новому, непредвиденному. Проект может восприниматься формально, без личной мотивации (и внутреннего огня).

3-й этап.  Основными качествами педагога стали мастерство плюс творчество. Для проведения проектов – зеленый свет! Хороший профессионал с высокой самодисциплиной умеет находить в общем деле то, что лично ему интересно. Наполняет проект своим интересом, своей энергией. Это позволяет проекту в целом стать уникальным и неповторимым.

4-й этап.  Можно выделить и еще более высокий этап развития коллектива –  «холдинг», транслирование. «Я хорошо умею это делать сам и могу обучить технологии организации проектов других». Это педагоги-методисты, которые  могут обучить технологии организации проектов других.

Две недели перед проектом

В эти первые дни  главным стало индивидуальное обсуждение планов с педагогами, определение актуального запроса. Вот что  происходило на площадке.
- Заседание методического объединения. На тему «Особенности становления саморазвивающейся организации», ролевое распределение в эффективной команде».
- Круглый стол  «Зачем нам проектная деятельность и  мозговой штурм по предстоящему проекту».
- Индивидуальные встречи с руководителями, администрацией детского сада по согласованию вопросов проекта.
- Составление программы проекта. Согласование действий специалистов и педагогов. План-сетка 10 дней проекта.
- Создание информационного стенда по проекту для родителей.
- Закупка необходимых материалов и инструментов к проекту.
- Проведение родительского собрания о проекте (рассказ, обсуждение, распределение ответственности по подготовке и проведению).
- Изготовление образцов луков, нагрудных сумочек, приспособления для добычи огня.

Третья и четвертая неделя – оперативные совещания педагогов – ежедневно. Рефлексия. Коррекция планов, оформление стенда – ежедневно.

Последняя неделя – итоговая. У детей – викторина по проекту. Обратная связь: что запомнилось, что понравилось… У родителей – анкета – отзывы. Родительское собрание по итогам проекта. Создание видеоролика. У педагогов – методический анализ, оформление методических материалов, создание методической копилки.
План-сетка

Интересно? Расскажите друзьям:

Татьяна Кузнецова

монтессори-педагог, психолог

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
990 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Материалы на эту тему:
Аркадий Поляков

«Конструктор видов» – черчение с трех лет

Анна Мария Маккерони

О деятельности ребенка, который учится

Хайди Нидеркофлер

Монтессори-классы в государственной школе в Южном Тироле

Елена Хилтунен

Гнездо под потолком и полеты на фоне неба

Эмми Пиклер

Забота с уважением. Семь ключевых принципов педагогики Эмми Пиклер

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »