«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Как, загибая пальчики на столе, можно узнать самые сложные стихотворные размеры

Мария Монтессори
Вопрос к Марии Монтессори. Нетрудно представить, как можно создать условия для свободной работы детей младшего школьного возраста в различных областях научного знания – почти так же, как и у дошкольников. Организовал лабораторию, где можно делать опыты, поставил на полки в свободном доступе более сложные дидактические материалы по грамматике и математике, заполнил шкафы энциклопедиями и справочниками, и, пожалуйста, дети, пользуйтесь, осваивайте самостоятельно курс школьных наук! Но вот как быть с гуманитарными и творческими дисциплинами: с литературой, иностранным языком, изобразительным творчеством? Тут одними материалами не обойдешься.

Из книги «М.Монтессори Научная педагогика»  Двухтомник
(Публикуется в сокращении)     

Подчиняясь ритму стиха

До сих пор считалось, что стихосложение нужно изучать только в средней школе. Но любовь наших детей к поэзии, развитое в них чувство ритма навели меня на мысль, что изучение стихосложения окажется естественным и органичным в начальной школе.

Я обратилась за помощью к синьорине Марии Фанчелло, преподавателю литературы и моей коллеге. Она занималась с учениками разного возраста, следуя моим указаниям, и разработала способ обучения, позволяющий уже в начальной школе заложить основу литературного образования и в то же время подарить детям неиссякаемый источник радости и духовного подъема.

Ребенок, любящий стихи, умеющий оценить их красоту, а значит, вступающий в диалог с великими поэтами, вырастет новым человеком, не таким, как мы. Он будет как древние греки, которые, вдохновляясь поэзией и ритмичными движениями, создали бессмертную культуру.

Когда дети уже научились читать, стихи (они полюбились ученикам еще в Доме ребенка) становятся способом удовлетворения их страсти к чтению. Первое упражнение очень легкое.

Надо дать ребенку стихи, состоящие из строф разного размера (строфы должны быть зрительно отделены друг от друга), чтобы он мог сосчитать строки. Сразу мы знакомим ученика с двумя новыми словами: строфа и строка (стих). Это отчасти напоминает упражнения с предметами, когда нужно было прикрепить к ним карточки со словами. Даже проще. Это почти примитивное упражнение.

Итак, строки посчитаны, строфы можно различать по количеству строк, их составляющих: терцет, четверостишие, пятистишие, шестистишие, октава. Это упражнение лишь разбег перед прыжком.

Второе упражнение такое: найти рифмы в стихах и подчеркнуть их на листочке цветными карандашами. Для каждой рифмы – свой цвет. Это упражнение очень интересно 7-летним детям, но слишком просто и скучно для учеников 8-10 лет. Им можно предложить более сложную работу: обозначить буквами пары рифм, например, аа, бб, сс. Так ребенок уясняет для себя типы рифмовки (парную, кольцевую, перекрестную).

Ямб, хорей и амфибрахий

Перечитывая стихи, чтобы уловить рифму, дети сами начинают обращать внимание на стихотворные размеры, замечают ритм строки. Один мальчик, читавший стихотворение, написанное анапестом, принялся ходить, приседая на третьем шаге, вскидывая вверх кулачок и приговаривая: «Татата’, татата’». Он подчинился ритму стиха, как подчинялся музыкальному ритму. Такому ученику нетрудно расставить ритмические ударения в строке. Для этого мы приготовили листочки, где стихотворения напечатаны очень четко. Дети карандашом подчеркивают букву, на которую падает ритмическое ударение. Сначала мы предлагаем им равносложные строки, написанные правильным размером, затем случаи потруднее. Хотя ученики воспринимают всевозможные нарушения размера, разносложные строки скорее как интересную находку, чем как трудность. Они радуются новым необычным ритмам, музыке стиха.

Делить стихотворную строку на стопы (слоги) – в чистом виде сенсорное упражнение. Это как отбивать музыкальный ритм. Скандируя стих и загибая пальчики на столе, можно узнать самые сложные стихотворные размеры. Лучше сначала предложить знакомые ребенку стихи, в которых он уже расставил ритмические ударения. Тогда ученик сможет обратить внимание, на какой слог в стопе падает ударение. Простое наблюдение приведет его к пониманию законов стихосложения, он научится отличать основные двусложные и трехсложные стихотворные размеры. Педагог назовет термины (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест), а ребенок самостоятельно сформулирует определения этих размеров. Например, так: «Ямб – двусложный размер, где ударение падает на второй слог. В строке может быть несколько стоп (2-5)». Итоги наблюдений объединяются в таблице. Осталось только показать значки, принятые для записи стихотворных размеров, и дети смогут составлять ритмические рисунки прочитанных стихов, тренироваться в определении их размера. Ученики переходят от сенсорных упражнений к интеллектуальным. Фиксируют свои достижения графически. Исследуя объект, они открывают законы его жизни.


Рисунок родом из геометрии

...Дети способны рисовать часами. Это время мы используем для чтения вслух, и практически весь курс истории осваивается учениками в эти часы рисования, часы предельной сосредоточенности и концентрации внимания.

Наши геометрические вкладки имеют определенные размеры, позволяющие сочетать фигуры разных наборов, вписывать одну в другую, составлять чудесные композиции. Это настоящее творчество для ребенка, который иногда несколько дней подбирает сочетание фигур, цветов. Получившиеся орнаменты легко нарисовать, переложив металлические фигурки на лист бумаги и обведя контуры. Результат производит огромное впечатление на детей. Эта работа так же, как рисование с натуры, требует полной сосредоточенности. Никакое чтение в это время невозможно.

Мы делаем из вкладышей композиции, повторяющие классические орнаменты. Дети пытаются воспроизвести увиденное. Сначала учительский образец, потом репродукцию Джотто (или другого художника). Им приходится тщательно вглядываться в каждую деталь, исследовать пропорции, соотношение величин. Глаз учится видеть гармонию, развивается эстетический вкус. Душа растет.

Рисование плюс история и литература

Копирование, декоративное рисование, вдохновленное наблюдениями над природными объектами, выбор красок, затачивание карандашей, подготовка листа, настройка циркуля – все это занятия, требующие терпения и точности, но не слишком интеллектуальные. Заняты, скорее, руки, чем голова. Однако голове отвлекаться все же нельзя, ей необходимо следить за руками. Спокойная работа, в течение которой сознание загружено лишь отчасти. Представьте семейный отдых у камина долгими зимними вечерами, когда руки заняты несложным домашним рукоделием, не требующим умственного напряжения. Каждый следит глазами за игрой мерцающих языков пламени, проникается мирной прелестью момента. Но удовольствие кажется неполным, если никто ничего не рассказывает или не читает вслух. Самое подходящее время!

Именно в часы рисования наши ученики прослушали множество художественных произведений, книг по психологии, по истории. Дети живо интересуются содержанием прочитанного, занимаясь одновременно собственными рисунками. Словно одна деятельность поддерживает другую. Рисунок удерживает внимание, не давая увлечься далекими мечтами, и сознание наиболее подготовлено к восприятию книги. С другой стороны, удовольствие от слушания придает силы рукам и глазам. Линии становятся точнее, краски изысканнее.

Когда интерес к чтению достигает своей наивысшей точки, дети начинают обмениваться впечатлениями, обсуждать услышанное, не отрываясь при этом от рисования. Впрочем, иногда ученики бросают карандаши, чтобы разыграть сцену из комедии или исторической драмы, затронувшей их сердца. Восхищение поэтическим словом, сочувствие герою могут заставить ребенка отложить рисунок и замереть в ожидании продолжения. 


Свободный рисунок. Рисование с натуры

В рисовании не может быть постепенного усложнения заданий от простейшего вплоть до высокого художественного творчества. Лишь тренировка технических навыков и свобода духа приводят к цели. Вот почему мы не преподаем непосредственно рисование, но готовим к нему исподволь, предоставляя свободу в таинственном и волшебном занятии по воспроизведению предметов, лично прочувствованных. Рисунок должен стать потребностью, желанием выразить себя, как и язык. Усилия по совершенствованию этого способа самовыражения напоминают настойчивые попытки ребенка научиться говорить или писать так, чтобы его мысль стала реальностью. Детские усилия спонтанны, поэтому лучший учитель рисования – растущая душа, которая стремится проявить себя в творчестве.

Самые маленькие наши ученики с удовольствием обводят контуры разных предметов. Однако мы не замечали у них ужасных традиционных рисунков, столь трепетно хранимых в обычных школах. Так называемое «свободное детское творчество» является, на самом деле, свидетельством несовершенства глаза и руки юного художника, его невосприимчивости к красоте. Это проявление не детской души, а ее неразвитости. Это наглядная демонстрация чудовищных последствий необразованности.

Азбука настоящего творчества

Детское творчество свободно только тогда, когда свободен ребенок, когда у него есть возможность расти и совершенствоваться, создавать и выражать себя.
Развитие органов чувств, моторики пальцев – азбука. Но без нее человек неграмотен, он не может выразить себя. Нельзя развить художественные способности детей, если не подготовить ребенка к развитию своих природных способностей. Однако мы создаем не школу рисования, тренирующую только руку, но школу нового человека. Ему нужен зоркий глаз, послушная рука, чуткая душа. Вся жизнь становится подготовкой к рисованию. А внутренний огонь довершит остальное.

Позвольте человеку оставить на холсте след божественного творения. Позвольте ребенку взять мел и нарисовать на доске простой контур или первое изображение увиденного листочка. Этот малыш сейчас ищет все возможные языки, все способы самовыражения. Потому что нет одного языка, способного выразить все богатство его внутренней жизни. Он говорит, пишет, рисует и поет, как птица весной.

Образование наших детей в области рисования состоит, прежде всего, в наблюдении за реальностью и вычленении в этом наблюдении форм и цветов. Цветовое восприятие мы развиваем в учениках с самого маленького возраста при помощи сенсорных упражнений. Их рука привыкла к точным движениям, она послушна. Ребенок зарисовывает разные природные объекты. Не только цветы, а все, что его интересует: вазы, колонны, пейзажи. И на доске, и на бумаге. Это спонтанные попытки.

С самого маленького возраста наши ученики пользуются красками, учатся их сочетать, регулировать насыщенность цвета. Подбирать точный оттенок, соответствующий природному цвету. Для этого есть материал, состоящий из тюбиков с тремя основными цветами (красный, желтый, синий). С их помощью можно получить множество разных цветов и оттенков. Глаз привыкает различать мельчайшие нюансы цвета.

К рисованию замечательно готовит изучение естественных наук. Однажды я показывала детям строение цветка. Принесла увеличительные стекла, пинцеты, скальпели – все, что положено для подобных опытов. Я лишь хотела узнать, насколько маленькому ребенку доступны опыты, производимые студентами биологических факультетов университетов. Все студенты знают, как трудно подготовить препарат стебля, отделить эпителий и т.п. Рука, привыкшая к письму, с трудом приспосабливается к тонкой, деликатной работе. Видя, как умелы маленькие ручки моих учеников, я решила дать им настоящее научное оборудование и проверить, не окажутся ли детский ум, их ловкие руки более приспособлены к такой работе, чем ум и руки студентов.

Я не ошиблась. Дети совершенно точно и с огромным интересом препарировали фиалку, мгновенно освоив весь предложенный инструментарий. Меня удивило, что малыши располагали части цветка на предметном стекле не как попало (что свойственно студентам), а в определенном порядке, создавая эстетически гармоничную композицию.

А затем принялись тщательно зарисовывать увиденное, терпеливо и неустанно. Подбирали цвет, искали нужный оттенок. Получились прелестные, живые композиции, отражающие детское восхищение перед открывшимся новым миром, прежде неведомым.

Воодушевленная таким успехом, я поставила в классе микроскопы, чтобы ученики наблюдали различные ткани: от цветов до собственной одежды. Дети рисовали все, что видели. Так они учились рисовать, раскрашивать не по указанию учителя, а совершая работу, которая, как и составление геометрических орнаментов из вкладышей, рисование цветов с натуры, не считается традиционно свойственной детскому возрасту.

Фото: интернет-источник

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Мария Монтессори

даты жизни  1870-1952 - выдающийся итальянский педагог, создатель метода научной педагогики и системы свободного воспитания и самообучения детей дошкольного и школьного возраста в специально подготовленной образовательной среде, врач, философ-гуманист.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Лоре Андерлик

О тонкостях монтессори-терапии на стыке медицины, педагогики и психологии

Паула Лилльярд и Линн Джессен

Роль взрослого – с любовью учить детей соблюдать границы, иначе мир научит их этому без любви

Оксана Иванова

Вслед за Марией Монтессори будем каждый день искать и находить в себе секрет детства

Эдвин М. Стэндинг

Новые дети с чертами будущего

Она оставила все свои игрушки и стала носить по дому тяжёлую скамеечку для ног

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »