О тонкостях монтессори-терапии на стыке медицины, педагогики и психологии
Лоре АндерликТерапевтические занятия по методу Монтессори для детей с СВБ
Как известно, педагогика Монтессори держится на трех китах:1. Поведение педагога,
2. Подготовленная среда,
3. Монтессори-материал.
Монтессори-терапия включает и четвертого кита: интенсивное сотрудничество со всеми, кто заботится о человеке с особенными потребностями.
Поведение монтессори-педагога в монтессори-группе отличается от поведения воспитателя или учителя в привычном смысле. В то время как учитель или воспитатель выступает в роли руководящего лица, от которого ожидаются инструкции, и следит за тем, чтобы эти инструкции как можно скорее выполнялись, педагог в системе Монтессори является слугой ребенка, который определяет его потребности и прикладывает усилия разбудить в нем интерес и любознательность и создает для этого специальную обучающую среду.
Мария Монтессори сознательно выбрала для учителя понятие «слуга, служитель». Настоящий слуга держится на заднем плане и внимательно наблюдает, когда и где он будет востребован и когда и где он может помешать. Слуга готов помочь и поддержать, если это необходимо, он надежен и приветлив, но никогда не навязчив, не мешает и не определяет действия ребенка.
Чем может помочь монтессори-терапия детям и подросткам с синдромом Вильямса-Бойрена?
При проведении терапевтического занятия нужны правила, которые должны соблюдаться всеми детьми и не будет исключений из правил:
- каждое упражнение доводится до конца,
- весь материал должен быть убран на свои места по окончании задания,
- никто не должен мешать друг другу.
Каждый ребенок, каждый подросток и даже каждый взрослый человек испытывает гордость или, возможно, даже чувство счастья, выполняя задание, которое ему было по силам и не превысило его возможностей. Сложность задания обычно находится на верхней границе актуальных навыков и умений ребенка. Таким образом, растет концентрация внимания и выдержка, настоящие интересы, чувство собственной значимости и достоинства, а также осознание собственной личности.
Мария Монтессори дает терапевту ясные указания, каким образом нужно предлагать материал ребенку, как нужно с ним разговаривать, какие последствия ожидаются. Все монтессори-педагоги придерживаются этих правил. Взрослым инвалидам терапия по Монтессори помогает приобрести более упорядоченное и устойчивое поведение, понятное другим. Терапия помогает лучше ориентироваться в своем окружении и находить безопасность и границы ситуации, а также своё место в ней.
Монтессори-педагоги (по возможности) не мешают. Они показывают путь действия на примере конкретной презентации, уважают каждую попытку ребенка найти свой путь деятельности с материалом, потому что каждый предмет должен быть использован по своему назначению.
Например, из одного стеклянного сосуда можно перелить воду в другой. Или через него можно посмотреть и увидеть искаженное изображение, в зависимости от того, пустой он или наполнен жидкостью. Стеклянным сосудом нельзя стучать по другим предметам, чтобы послушать разные звуки. Он разобьется. Но в таком действии ребенка важно заметить, что он находит удовольствие в том, что его собственные движения могут воспроизводить звуки или даже грохот. И ребенок должен иметь такую возможность.
Монтессори-педагог предложил бы ребенку звучащее дерево или барабан и палочки. Монтессори-терапевт ещё обратила бы внимание на то, что предлагаемые звуки были разными: высокие и низкие тона дерева различного сорта или громкие и тихие звуки, производимые по барабану палочками из фетра. Терапевт обращает внимание ребенка на эти звуки, называет их и учит ребенка слышать.
Реальна ли свобода для ребенка с СВБ?
То, что монтессори-педагог не мешает ребенку свободно действовать в среде, совсем не означает излишне либеральный стиль общения с ним – правила должны быть соблюдены. В данном случае грохот будет мешать другим. Свобода каждого, в том числе и ребенка с СВБ, заканчивается тогда, когда затронута свобода другого ребенка или другого взрослого. И в то же время свободы должно быть дано детям столько, сколько возможно.Педагогика Монтессори предлагает свободу выбора учебного материала – он лежит на открытых полках и приглашает детей брать его; времени занятия – ребенок выбирает сам, когда и как долго он хотел бы с чем-то работать/играть; места занятий – в распоряжении детей различные столы и стулья, коврики, которые можно положить везде – кроме мест, где бы они мешали. Дети сами принимают решение, работать им по одному или с кем-то вместе, начать работу сегодня или сначала наблюдать за работой других.
Такая палитра возможного выбора предполагает способность принимать решения – чему ребёнок зачастую тоже должен научиться. Решиться на что-то осознанно есть огромная духовная деятельность, которую следует прививать ребенку уже в раннем возрасте и спрашивать с него выполнение.
Все родители хотят для своих детей лучшего и, несмотря на это, действуют помимо воли ребёнка, не задумываясь и не замечая, что обращаются с ним, как с вещью, которая не имеет воли и чувств.
Выбор - основа самостоятельности
Свободный выбор материала, расположенного на открытых полках, представляет для детей с СВБ особую сложность. Они должны научиться принимать собственное решение. Без помощи педагога многие дети с синдромом Вильямса-Бойрена буквально порхают от одного материала к другому как бабочки, берут различные предметы тут и там, трогают их, ощущают, но не начинают заниматься с ним. Задача монтессори-терапевта заключается в введении следующих правил:- сначала я смотрю, что здесь есть,
- присматриваюсь, что мне нравится,
- выбираю,
- несу материал к моему рабочему месту,
- работаю – играю – экспериментирую – мастерю – или даже делаю что-нибудь другое,
- заканчиваю мою работу, мою игру, мой эксперимент, мою поделку,
- ставлю всё снова на поднос,
- отношу всё на полку, чтобы другой ребёнок мог бы работать с материалом.
Затем терапевт начинает демонстрацию материала, не знакомого ребенку. Это значит, терапевт показывает ребенку преувеличенно точными движениями, как пользоваться материалом. При демонстрации материала терапевту следует отказаться от лишних движений руками.
Продолжительность внимания у детей с синдромом ВБ зачастую короткая – они хотят моментально начать действовать. Для них нелегко сначала наблюдать за действиями терапевта. Тут скрывается идеальный шанс увеличить продолжительность внимания, отодвинуть порог разочарования как можно дальше. Во время своей презентации монтессори-терапевт наблюдает момент, когда ребенок начинает терять интерес, отвлекается. И именно в этот момент она оказывает ему поддержку, вовлекая в дальнейшую работу. Интерес ребенка снова просыпается, перерастая в активное сотрудничество с терапевтом.
Во время работы с ребенком терапевт дает ребенку понять, что упражнение ни в коем случае не может быть брошено, что его надо выполнить до конца. Последнее движение ребенок делает сам, чтобы ощутить: у меня получилось! Я могу! Это переживание является золотым ключиком к проявлению самосознания.