«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Вслед за Марией Монтессори будем каждый день искать и находить в себе секрет детства

Оксана Иванова
Закон природы таков, что каждый из детей пройдет по жизни своей дорогой, а мы, взрослые, отвечаем только за то, чтобы не помешать им состояться и чтобы они не сломились в пути. Но как же трудно  понять и принять эту простую истину! Как трудно убедить себя в буквальном смысле  слова не вмешиваться в детскую жизнь, а вглядываться, прежде всего, в свою собственную.


Вы не можете научить человека ничему. Вы можете лишь помочь ему  найти знание в самом себе
Галилео Галилей

Поиск ребёнка, которого пока нет

Несмотря на крайне сложный этап, переживаемый сейчас во всем мире (я имею в виду и экологический, и экономический, и нравственный кризисы, охватившие планету), система Монтессори дарит нам огромную надежду на будущее человечества, поскольку именно раскрытие духовного потенциала человека лежит в основе педагогики Монтессори. «Люди творят не с помощью своих ног и тел, а с помощью своего духа и разума, и когда последние достигнут подобающего им уровня развития, все наши «неразрешимые проблемы» разрешатся»» [Монтессори 2009, стр.308]. 

В своих работах доктор Монтессори указывает нам, что даже в «повседневной жизни учительница должна исследовать секрет детства»: «недостаточно знать, что ребёнка зовут Джон и что его отец – плотник» [Монтессори 2009, стр.305], важен взгляд на ребёнка как «на возможность стать настоящим человеком», в высшем значении этого слова, ведь даже «в девиантном ребёнке обычно скрыты лучшие качества человеческой души, и когда они проявляются, учительница, которая их наблюдает, приветствует их с радостью награждённой веры» [Монтессори 2009, стр.305].

 Учительница должна верить, что, найдя привлекательную для него работу, ребёнок раскроет свою истинную природу. Наблюдать и поддерживать рождение в детях таких качеств, как трудолюбие, стремление преодолевать трудности, готовность помогать, уважение других, — большая привилегия! Уникальная позиция монтессори-педагога заключается в том, что ему важно удерживать в сознании не только план настоящий (то, каким ребёнок является сейчас), но и план возможный, но скрытый пока (тот самый красивый и прекрасный цветок, который возникнет из «духовного зародыша»). «Монтессори-учитель находится в постоянном поиске ребёнка, которого ещё нет», — пишет Монтессори [Монтессори 2009, стр.299]. В этом, безусловно, и сложность (поскольку требуется огромное терпение), и счастье нашей профессии.

Следует признать, что очень часто самым большим нашим препятствием на пути служения ребёнку, который создаёт в себе человека, являемся мы сами – и педагоги, и руководители. Поэтому так важна внутренняя подготовка учителя, в первую очередь, готовность изменить себя изнутри.

Мария Монтессори обозначает конечную цель такой внутренней подготовки в нашем методе: «Подготовка состоит в самоконтроле, запрете на тиранию. Учитель должен изгнать из своего сердца гнев и гордыню. Он должен учиться быть смиренным и любить. Ему следует научиться самообладанию, которое он должен принять за основу. Он должен заставлять себя всегда быть хорошо расположенным к ребёнку. Равновесие – это отнюдь не лишний момент его поведения» [Монтессори 2005, стр.210].

«Педагог должен пойти путём смирения, самоотречения, терпения, уничтожить гордость, возвысившись над пустотой тщеславия» [Монтессори 2006, стр.85].
«Разъяснения, которые мы даём учителям, состоят в том, чтобы показать, что их задача – это их внутреннее состояние» [Монтессори 2005, стр.206].

Думается, без этой работы с собой, со своей личностью невозможно увидеть и понять ребёнка. И наблюдения без такой работы, в свою очередь, могут носить искажённый характер.

Умение толковать детство зависит от нашей внутренней подготовки

То, что мы видим (то есть толкование происходящего), сильно зависит от нашей личностной подготовки. По словам великого отечественного ученого и философа А.А.Ухтомского: «Человек видит в мире и в людях предопределённое своею деятельностью, т.е. так или иначе самого себя. И в этом может быть величайшее его наказание!» [Ухтомский 2008, стр. 547]. «Старинная мысль, что мы пассивно отпечатлеваем на себе реальность, какова она есть, совершенно не соответствует действительности. Наши доминанты, наше поведение стоят между нами и миром, между нашими мыслями и действительностью» [Ухтомский 2008, стр. 546]. 

В связи с этим, все непроработанные дурные наклонности могут затуманивать взор и сознание педагога, вводить его в заблуждения. В нашем методе, который основан на наблюдении, личность наблюдающего (а именно чистота и ясность сознания) является определяющим звеном, ведь от того, какие выводы мы сделаем, наблюдая внутреннюю жизнь ребёнка, «живые души» (по выражению Ю.И.Фаусек) – зависит наш подход и дальнейшая работа с ребёнком. Итак, именно от нашей внутренней (духовной, как говорила Монтессори) подготовки зависит, сможем ли мы или нет «безошибочно отличать истинное от ложного, подобно ученому, умеющему ценить мельчайшую частичку материи, любые проявления зарождающейся жизни, и не допускать никаких ошибок в наблюдениях, никаких посторонних примесей, грязи, которые бы исказили бы его исследования, его истину» [Монтессори 2006, стр.87].

На любом тренинговом курсе подчёркивается важность обеих составляющих в подготовке педагога (и собственно педагогической и психологическо-личностной). Другое дело, что процесс становления Монтессори-педагога занимает несколько лет. Все Монтессори-педагоги знают, какую длительную и кропотливую работу над собой им пришлось проделать, прежде чем появились первые успехи в классе. И если на обучающих курсах фокус внимания и интересов слушателей смещается в сторону изучения организации среды, изучения материалов, способов управления классом, то, когда начинается этап проживания, практической работы стройные теоретические постулаты почему-то не хотят срабатывать – вопросы личностной подготовки выходят на первый план. Ведь внутренняя подготовка не возможна в теории, она начинается тогда, когда появляются первые ошибки, трудности, а главное – осознание их!

Если мы обращаем внимание на значимость внутренней работы, то вместе с тем прекрасно понимаем, насколько нам надлежит быть предельно корректными, поскольку в данном случае мы выходим не только на профессиональный, но и на личностный уровень человека.

При этом мы точно знаем, что способов, возможностей личностной  работы сегодня огромное количество. «Каждый выбирает по себе…». Мы не вправе указывать и тем более заставлять слушателей курсов или своих работающих педагогов идти тем путём, который подходит нам. Но мы можем познакомить их, предложить им ещё одно прекрасное эффективное и самое главное безопасное средство – это самонаблюдение!

Понятие и смыслы самонаблюдения

Самонаблюдение играет важную роль в формировании аппарата самосознания и самоконтроля личности. Под самонаблюдением мы понимаем «стратегию получения эмпирических психологических данных при наблюдении человека за самим собой; наблюдение за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать её проявления — переживания, мысли, чувства и пр.».

Возникает самонаблюдение в ходе общения с другими, в ходе освоения определённого социального опыта. Дело в том, что наше развитие непосредственно связано с категорией «другого» – другого опыта, человека, среды (М.Бахтин). Через других мы познаем себя.

«Только переключивши себя и свою деятельность на других, человек впервые находит самого себя как лицо!» [Ухтомский 2008, стр. 548]. Это и есть подлинная диалектика.
Таким образом, для педагога наблюдения за ребёнком и наблюдения за собой тесно и неразрывно связаны. Наш главный тезис сводится к тому, что если педагог во время работы научится фиксировать и анализировать не только поведение и действия детей, но и возникающие при этом собственные мысли и чувства, то это значительно продвинет его внутреннюю личностную подготовку, а значит, и приблизит к пониманию предназначения Монтессори-учителя.

Способность к самонаблюдению означает «возможность становиться вне себя», то есть выходить за пределы самого себя. Этот путь, например, Ухтомский описывает как путь от своего Двойника (то есть своего самозамкнутого, самоутверждающегося, самооправдывающегося Я) к Собеседнику. «Освободиться от своего Двойника – вот необыкновенно трудная, но и необходимейшая задача человека!» [Ухтомский 2008, стр. 548]. Пока же «человек не освободился от своего Двойника, он, собственно, и не имеет ещё Собеседника, а говорит и бредит сам собою; и лишь тогда, когда он пробьёт скорлупу и поставит центр тяготения на лице другого, он получает впервые Собеседника. Двойник умирает, чтобы дать место Собеседнику. Собеседник же, т. е. лицо другого человека, открывается таким, каким я его заслужил всем моим прошлым и тем, что я есть сейчас» [Ухтомский 2008, стр. 549].

Можно выделить два способа использования метода самонаблюдения:

1. Внешнее самонаблюдение строится с применением средств аудио – и видеозаписи. Особенно это актуально на этапе вхождения в Монтессори-педагогику. Просмотр и прослушивание аудио – и видеозаписей даст огромную информацию самому учителю, ведь поначалу, когда детская группа находится на этапе хаоса, действовать учителю приходится в гораздо большей степени, и меньше времени остаётся на собственно наблюдения. Такой просмотр позволит учителю увидеть себя со стороны и даст ему возможность осознать и наметить пути дальнейшего профессионального и личностного роста. Хочу заметить, эффективность этого метода основана ещё и на том, что тогда, когда сам учитель анализирует себя, это рождает гораздо меньше сопротивления и позволяет быть честнее в выводах, чем тогда, когда нам на наши недостатки указывает кто-то другой, такова, к сожалению, природа человека.

2. Внутреннее самонаблюдение связано с наблюдением за своими мыслями и чувствами, реакциями и побуждениями. Это, безусловно, более сложный способ, однако именно он приводит в конечном итоге к состоянию самоконтроля и самообладания, о котором так много писала М. Монтессори. Для того чтобы глубже понять суть способа внутреннего самонаблюдения, предлагаем сравнить его с понятием «рефлексии». Сразу оговорюсь, что, конечно, понятие «рефлексии» гораздо шире и объёмнее, самонаблюдение является одной из составляющих рефлексии как механизма личностного развития. Под рефлексией мы понимаем «форму теоретической деятельности человека, направленную на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека» (Большая Российская энциклопедия, 2001).

Наше удвоенное отражение в зеркале

В широком смысле рефлексия связана не только с самопознанием субъектом внутренних психических актов и состояний, но и механизм взаимопонимания, то есть осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвёл то или иное впечатление на партнёра по общению. Не просто рефлексия – это знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. Речь идёт о «своеобразном удвоенном процессе зеркального отражения индивидами друг друга, о взаимоотражении, содержанием которого выступает восприятие внутреннего мира партнёра по взаимодействию» [Щедровицкий 1993].

Если же сопоставлять узкое понимание рефлексии и понятие внутреннего самонаблюдения, то можно увидеть следующее: дело в том, что рефлексия – это процесс осмысления, самонаблюдение – это процесс фиксации. Рефлексия в переводе с латинского означает «обращение назад», то есть предполагается, что есть время, в котором субъект производит определённые действия, они могут быть как внешними, так и внутренними, и есть время для последующего глубокого анализа этих действий. Самонаблюдение внутреннее связано с фиксацией собственных движений (опять-таки и внутренних, и внешних) в ситуации «здесь и сейчас». Это очень важный момент! 

Педагог, работая с детьми здесь и сейчас, не только совершает определённые действия (проводит презентации, групповые уроки, т. е. направляет и организует образовательный процесс), но и включает внутреннего наблюдателя, просто фиксирует собственные чувства и мысли, состояния, не осмысляет, не выносит себе оценку, не осуждает себя, не критикует, не занимается самоедством, а просто высветляет в своём сознании собственные эмоции и движения, пусть даже и не самые лучшие и радостные. Я имею в виду и суетливость, и торопливость, и страх, и гнев, и раздражение, и состояние неопределённости и так далее.

Фиксация без оценивания и вынесения себе вердикта позволит педагогу принять себя таким, какой он есть, а значит, и принять ребёнка, присоединиться к нему, не осуждая внутренне. Согласно С.Л. Франку, чем глубже человек уходит вовнутрь, тем более он расширяется и обретает естественную и необходимую связь со всеми остальными людьми, со всей мировой жизнью в целом [Франк]. 

Внутреннее самонаблюдение – это исходная точка саморазвития. Даже просто фиксирование внутренних ощущений приводит в конечном итоге к осознанию себя, своей личности и, если верить Франку, выстраиванию отношений с миром вообще.
Уже одно осознание может положить начало процессу изживания в себе того, что, по словам М.Монтессори, не может помочь нам в воспитании, и позволит «благоразумно менять свои манеры, которые препятствуют нашему пониманию детей» [Монтессори 2005, стр.211]. 

Кроме того, внутреннее самонаблюдение позволяет подмечать разные состояния, условно говоря, как позитивные, так и негативные. Позитивно окрашенные состояния позволят педагогу обрести уверенность, ощущение своей значимости, придадут ему силы и энергию для дальнейшей работы, поскольку только обнаружение собственных ошибок, только недовольство собой не способствует обретению целостности свой личности, я бы даже сказала, усекают и искажают образ своего Я. «Тому, кто непрерывно ищет путь возвышения своей духовной жизни, не нужно постоянно брать на заметку свои ошибки, которые делают невозможным истинное понимание ребёнка», – пишет М. Монтессори в книге «Дети – другие» [Монтессори 2005, стр.206].

Поэтому самонаблюдение как фиксация ведёт впоследствии к осознанию, а осознание, в свою очередь, говоря словами М. Мамардашвили, является средством самоосвобождения: субъект, совершая акты самопознания, получает удовлетворение от поиска духовного усилия к своему освобождению.

Таким образом, самонаблюдение – это путь, не только позволяющий понять себя, но и путь, благодаря которому у нас появляется возможность на другом уровне увидеть и понять ребёнка, и шире – увидеть, понять лицо другого человека.

Считаю, что самонаблюдение занимает особое место в работе Монтессори-педагога. И если руководители обучающих семинаров, руководители центров и групп, работающих по системе Монтессори, смогут создать систему сопровождения и «выращивания» Монтессори-педагога, основанную не только на контроле, но и на помощи в освоении как внешнего, так и внутреннего самонаблюдения, – это даст замечательные результаты и будет способствовать развитию Монтессори-педагогики в целом.


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (27) 2011 г.
Фото: www.montessori-ami.org

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Оксана Иванова

Председатель ММА, руководитель "Евразийского Центра Монтессори-педагогики" г. Екатеринбург, руководитель ДЦ "Апельсин" г. Ревда

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Грация Х. Фрешко

Что будет, если из классов вынести не только парты и закрытые шкафы, но и снять с петель двери?!

С. Невидимов-Швецов

О вдохновении учителя и энергии саморазвития

Виктория Дронкина

Дружба - язык проекта про международный детский сад

Ольга Балла

Полные горсти чудес

Андрей Сорокин

Приезжали американцы. Учились в «Бодрой жизни», как воспитывать своих американских детей

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »