«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »

Она оставила все свои игрушки и стала носить по дому тяжёлую скамеечку для ног

Вы уже читали эту книжку? Американки мать и дочь  Паула Лилльярд и Линн Джессен стали монтессори-педагогами и написали книжку «Монтессори с самого начала». Читаем!

Паула Лилльярд и Линн Джессен (США)
из книги «Монтессори с самого начала» 
перевод Евгении Ткачевой

Раньше ребенок был борцом, а теперь он  –  победитель

Дети, достигшие  пятнадцати месяцев, как правило, уже хорошо ходят,  поэтому обладают некоторой степенью  независимости. Они готовы к новому этапу в процессе строительства самих себя. Многие месяцы, перед тем, как начать пользоваться своими ногами, дети развивали моторику рук, а теперь, овладев умением ходить, оказалось, что их руки готовы “учиться, если только им предоставят эту  возможность» (Монтессори).  Это одновременно и важный момент, и очень сложный период для родителей. Раньше ребенка можно было оставить там, где было удобно родителям. Теперь же он повсюду:  исследует дом, берет и перемещает вещи по своему усмотрению.

Монтессори считала, что малыш теперь  “другой, не такой, каким был прежде, когда ему требовалась помощь в том, чтобы сделать первые неустойчивые шаги. Его независимость не была полной, так как  приходилось полагаться на помощь других. Раньше ребенок был борцом, а теперь он  –  победитель, ставший по-настоящему независимым”.

И как же мы реагируем на это величайшее завоевание самостоятельного действия? “Мы конструируем квадратную коробку – детский манеж – и помещаем туда ребенка... Это та награда за независимость, которую получил ребенок, это то количество свободы, которое мы позволяем ему.”

Выдержки из работ Марии Монтессори в этой главе сделаны из сборника выступлений “Lecture on Movement by Dr. Montessori», London, 1946, опубликованного в журнале Communications 1 (2001): стр. 30-33.

Ребенок в клетке?

Решение держать ребенка дома в детском манеже как в «клетке» или в детской коляске на улице, означает, что мы не сможем узнать ничего о потребностях детей в развитии: “Мы не сможем изучить их психологию”. М.Монтессори посоветовала одной матери, которая хотела больше узнать о своей дочери: “Оставьте ребенка в покое и наблюдайте за тем, что она делает. Не оставляйте ее в одиночестве, наблюдайте на расстоянии – Вы можете подойти к ней, если она нуждается в помощи”.  Та маленькая девочка оставила все свои игрушки и стала носить по дому очень тяжелую скамеечку для ног.

М. Монтессори приводила также примеры поведения других детей этого возраста, делающих похожие удивительные вещи: одни несли тяжелый кувшин воды, прикладывая неимоверные усилия, чтобы не разлить ни капли; другие пытались отнести батон хлеба почти такого же размера, как они сами, непосредственно к столу; вытряхивали большую корзину с использованной бумагой, потом подбирали маленькие обрывки и складывали их обратно в корзину; вытирали пыль в доме тряпкой; вставляли и вынимали крышку из флакона духов много раз; брали недавно отглаженные салфетки и раскладывали их по комнате, выстраивая прямую линию через комнату от одного угла до другого, затем также осторожно складывали  их в стопку.

Для М. Монтессори все эти свободно выбранные действия дают подсказки в понимании потребностей ребенка в саморазвитии. Она знала, что взрослые найдут ее предложение предоставить ребенку большую свободу в действиях и тщательно следить за тем, что делают дети пятнадцати месяцев, необычайно трудной  задачей. Разумеется, это требует от  родителей значительной затраты сил. В частности, отказ от манежа означает потерю постоянного контроля над детьми. Но  М.Монтессори продолжала настаивать: “Дать детям свободу, оставаясь при этом осторожными, и быть готовым всегда прийти на помощь - не так легко, но мы должны быть готовы сделать это”.

Игрушки хороши, но с ними нечего делать

Наблюдая детей, недавно приобретших независимость, М.Монтессори сделала потрясающий вывод, который до сих пор так и не осознан до конца: “В этом возрасте игрушки, особенно легкие игрушки, не удовлетворяют ребенка. Он ничего не может сделать с ними”. На самом деле, ребенок хочет делать такие вещи, которые потребуют максимального усилия с его стороны. На предыдущей стадии развития целью ребенка было натренировать свои руки и овладеть телом. Теперь, на новом этапе независимого движения, он должен «завоевать» окружающую среду: “Ради достижения этого результата дети хотят делать то, на что они способны, и как можно скорее». Это больше, чем просто овладеть собственным телом, теперь они должны завоевать мир! Неудивительно, что их энергия и решимость не имеют границ!

Первый шаг, который делает  ребенок на пути к этой огромной цели, состоит в том, чтобы понять ежедневные  действия родителей. Прежде ребенок только наблюдал за тем, что делают его родители; теперь, он пытается подражать. На этом этапе родителям важно понять, что ребенок склонен к тому, чтобы интересоваться тем, что делают его родители. С другой стороны, ребенок должен понять, что он не сможет сразу же начать действовать. Этому должен предшествовать период обучения и подготовки. Ребенок, недавно обретший независимость, не может делать то, что ему нравится, всякий раз, когда ему этого хочется. Чтобы научиться действовать как взрослые, он должен принять нашу помощь на подготовительном этапе.

Монтессори приводила в пример человека, который учится играть на фортепьяно. Человек “не может играть музыку на фортепьяно, просто имитируя движения пальцев по клавишам – он должен учиться играть”.  Процесс освоения игры на фортепьяно требует  ряда практических упражнений. Прямой целью этих упражнений является подготовка руки к игре на фортепьяно. А косвенная цель – научиться воспроизводить музыку. Чтобы успешно имитировать действия взрослых, ребенок сначала должен изучить и повторить определенные упражнения.

Детям нравится делать завершенные упражнения

Ребенок точно также заинтригован самими предварительными упражнениями, так как они представляют собой полный “цикл деятельности”. М.Монтессори отмечала, что “детям нравится делать завершенные упражнения, даже если они не нацелены ни на какую внешнюю цель... но являют собой подготовку к будущей деятельности. Это то, что мы называем «циклами деятельности». Дети с большим интересом совершают действия, которые нам, взрослым, кажутся бесполезными. Несмотря на кажущуюся бесполезность, ребенок в это время учится координировать свои движения”. М.Монтессори приводила  в пример ребенка, прилагающего  огромные усилия, чтобы забраться на кресло, а затем сразу же слезающего с него. “Мы можем только удивляться, зачем прилагать такие усилия, если ребенок не собирается сидеть в кресле после того, как  в него забрался. Но нет, он опять перелезает через подлокотник и вновь спускается на пол. Этот процесс представляет собой завершенный цикл деятельности. Затраченные усилия приводят к развитию координации движений”.

Такие  циклы не только помогают ребенку, косвенно готовя его к последующим действиям. Они углубляют концентрацию его  внимания, развивают “постоянство и терпение,  и, таким образом,  совершенствуют  индивидуальность.” Положительный эффект, который оказывают  циклы деятельности на концентрацию и индивидуальность ребенка, –  а, в конечном счете, на его способность к обучению, – побудил М.Монтессори создать  упражнения, включающие в себя циклы деятельности, которые, в свою очередь, лежат в основе ее подхода к более позднему образованию ребенка.

Независимость в движениях

М. Монтессори считала, что обучение требует готовности последовательно, шаг за шагом, продвигаться вперед в процессе приобретения новой информации. Очень важно повторить каждый из шагов столько раз, сколько потребуется для того, чтобы добраться до глубочайшего уровня знаний. Для  того, чтобы закончить такой цикл деятельности, ребенку необходима «приверженность взятому обязательству”. Поэтому вовлеченность личности в подобные процессы необходима для получения новых знаний в течение всей последующей жизни.

Возраст  15-18 месяцев, когда ребенок достигает независимости в движениях,  является подходящим временем, чтобы предложить ребенку какую-либо деятельность. Теперь малыш нуждается в “работе со структурированными материалами”, которые соответствуют его естественному интересу к завершенным циклам деятельности и к подражанию взрослым.  Для “этого нового вида игры” игрушки не подходят. Ребенок нуждается в реальных предметах, имеющих непосредственное отношение к каждодневным действиям взрослых. М. Монтессори называла эти предметы материалами жизненной практики.

Поскольку материалы жизненной практики должны отражать страну и исторический период каждого отдельно взятого ребенка, Монтессори не стала создавать подробного  списка предметов и действий. Она могла только выработать принципы,  которыми родителям и педагогам следует руководствоваться при выборе предметов для каждой отдельно взятой подготовленной среды. Точно также те способы, которыми взрослый показывает ребенку материалы и помогает их использовать, имеют общие руководящие принципы, но отличаются в деталях в зависимости от культуры. В этом тексте мы обсуждаем руководящие принципы, подходящие к детям, живущим в наше время в странах Западной культуры. Однако те же самые принципы могут быть легко использованы и в других культурных парадигмах. Как  мы уже говорили,  дети одинаковы повсюду, их потребность в саморазвитии едина во всех странах. Модель саморазвития и  миссия стать “завершенным человеком, приспособленным ко времени, месту и культуре”, не меняются в зависимости от исторического периода или определенных обстоятельств.

Упражнения повседневной жизни

Упражнения жизненной практики должны включать в себя работу, которую ребенок регулярно наблюдает у взрослых в повседневной жизни. Поэтому родителям следует выбирать из числа занятий те, что “они так или иначе должны делать в своей повседневной жизни”. Благодаря этому,  у родителей не возникнет чувство долга делать больше того, что они делали до настоящего времени для своего ребенка. Родителям следует просто привлекать своего ребенка к участию в повседневных видах деятельности по мере возникновения у него интереса и наличия временных возможностей. Что же это за виды деятельности?  Накрывать стол  и убирать со стола, разгружать сумки, принесенные из магазина, готовить пищу, вместе печь хлеб и печенье, разливать воду и сок по стаканам, сметать мусор со стола, мыть посуду, сортировать и складывать грязное белье в стиральную машину, раскладывать одежду после стирки, подметать и мыть пол, мыть зеркала или окна, чистить обувь, убирать комнату, вытряхивать мусор из корзин, поливать растения, а также аранжировать цветы и т.п.  Когда ребенок станет старше,  к этим действиям может добавиться глаженье белья, шитье, прополка растений и сгребание листьев во дворе.

Конечно, включая ребенка в цикл самостоятельной деятельности, родители понижают свою собственную эффективность и увеличивают время выполнения работы. Зачем же было  Марии Монтессори, такой весьма здравомыслящей женщине, рекомендовать подобный непрактичный подход к детям, которым только исполнилось пятнадцать месяцев? Она предложила сделать ребенка партнером в работе по дому только по одной причине: из уважения к возможностям человеческой жизни, обнаруженным в маленьком ребенке.

Желание стать лучшей матерью или отцом, или же мечта о «лучшем» ребенке», не должны стать причиной того, что вы будете применять на практике идеи и методы Монтессори. На самом деле, мы делаем это потому, что уважаем чудо, которое  ребенок представляет собой в континууме человеческой жизни. Действуя в духе уважения к ребенку, уделяя  внимание деталям в процессе организации и презентации ребенку каждого нового вида деятельности, родители во всем мире находят, что их дети оказываются способны к выполнению намного большего, чем они когда-либо могли вообразить. Как родители, вы также можете почувствовать некоторую “легкость” в процессе выполнения домашних обязанностей. Время, проведенное вместе с ребенком за домашней работой, становится намного более интересным и полезным, чем прежде. Вы больше не слуга, вы - учитель. Наша цель состоит в том, чтобы помочь вам реалистично подойти к воплощению идей М.Монтессори  по созданию материалов жизненной практики, и сделать это таким образом, чтобы, действительно, помочь своему ребенку в процессе его саморазвития. Иначе, эти замечательные идеи так и останутся теоретическими, совершенно не пригодными для практического использования. 

Статья из журнала «Монтессори-клуб»  № 1 (16) 2009 
Фото Елены Литвяк и Елены Хилтунен

Интересно? Расскажите друзьям:
Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
1990 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
990 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
990 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
990 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
990 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
990 руб.
Материалы на эту тему:
Елена Литвяк

Не бойтесь изобрести велосипед!

Елизавета Тилли

Мальчики, девочки и божьи коровки. Частное исследование

Лариса Климанова

Без слов и со словами

Жанна Романькова

Металлические рамки и вкладки для штриховки

Екатерина Хилтунен

Анкета для финских родителей. Но почему только для финских?!

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »