«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Функциональная грамматика Монтессори-Фаусек

Елена Хилтунен
Изучение со старшими дошкольниками и младшими школьниками грамматики по методу М. Монтессори мало похоже на любую из методик преподавания русского языка, которая существует в нашей педагогической науке и практике. В основе ее метода лежит принцип функционального освоения языка или его целенаправленное «проживание» с помощью всего накопленного ребенком естественного чувственного восприятия мира и мыследеятельного капитала.

 

Ученье через действие 

Изучение частей речи по Монтессори – это не запоминание свода грамматических правил учебника, а живое восприятие слов языка через их согласование в речи, анализ и «проживание». Это происходит примерно так же, как в период освоения чтения дети выстраивали из букв подвижного алфавита слова. Теперь они работают с целыми предложениями. В этом смысле Монтессори и вслед за ней Ю. Фаусек понимали грамматику как функциональную систему, которую можно освоить только через целенаправленное действие.

Материал

  •  Коробка с символами частей речи;
  • 10 цветных деревянных коробок с «приказаниями» к различным частям речи;
  • 11 цветных деревянных коробок с отделениями для раскладывания больших и малых карточек;
  • цветные коробочки с маленькими и большими карточками к каждой части речи для упражнений.

Существует четыре методики, которые легко осваиваются детьми и используются ими в самостоятельной работе с грамматическим материалом. Роль учительницы неизменна: она дает короткие индивидуальные уроки-объяснения, как работать с тем или иным материалом, и отслеживает учебную активность каждого из своих учеников.

  • Приказания на ту или иную часть речи для введения ее символа и термин
  • Согласование слов в предложении (анализ).
  • Удаление отдельных слов из предложения (проявление смыслов).
  • Перемещения (смысловое значение порядка слов в предложении. Творчество внутри языка).

Начинается работа с грамматической коллекцией материалов Монтессори-Фаусек с карточек с приказаниями.

Карточки с приказаниями

Прямая цель: Выполнить действие, записанное на карточках, и определить одинаковую часть речи, которая в них встречается. Запомнить символ той или иной части речи.

Косвенная цель: Ребенок проживает ту или иную часть речи, выделяя ее среди других.

Презентация и наблюдения работы с «приказаниями» описаны в книге «Юлия Фаусек. Русская грамматика по методу Монтессори».

Согласование слов в предложении

Всерьез изучать части речи невозможно, если мы не понимаем смысла этой работы. Большинство детских речевых ошибок связано с неправильным согласованием слов в предложении. Особенно это касается имен прилагательных. Можно сделать акцент на свойство языка – связывать между собой слова и обороты речи. При правильном согласовании слов становится понятным смысл высказывания или записи.

Если придать этому философский смысл, как всегда у М. Монтессори, то перед нами предстанет картина единения мира. Все сущее связано между собой и жизнеспособно лишь при точном согласовании отдельных частей. Каждому растению соответствует характерный для него цветок и плод, каждая рыбка в пруду обладает только ее виду рыб присущими плавниками. Только зимой выпадает снег, и только осенью опадают листья с деревьев...

Ярче всего можно показать согласованность слов в русском предложении на существительных и прилагательных – для этого есть специальная коробка с маленькими черными и каштановыми карточками. Но можно воспользоваться и первой грамматической коробкой, раскладывая с ее помощью все карточки, включая те, что лежат в черной и коричневой цветных коробочках для упражнений. 

Работа с грамматическими коробками

Работа с грамматическими коробками происходит всегда одинаково. Рассмотрим,  например, коричневую грамматическую коробочку с двумя отделениями – «Имя прилагательное».

Ребенок решает, что будет работать со второй коричневой грамматической коробкой, и вместе с ней приносит на стол или на ковер одну из коричневых коробочек со словами. Они находят в отдельной коробке символ имени прилагательного – каштановый треугольник и кладут его в верхней части стола (ковра). Учительница обращает внимание ученика на название коричневой коробочки: «Качественные прилагательные».

Они открывают эту коробку и перекладывают все карточки в грамматическую коробочку, обращая внимание на несколько коричневых карточек с качественными прилагательными и обсуждая, почему они так могут называться.  Пустая коричневая коробка отставляется в верхнюю часть стола, освобождая место для работы.

На стол (или на коврик) выкладываются карты с предложениями, имеющие кайму одного цвета. Если ребенок хочет работать с предметами, он приносит в данном случае толстую призму и тонкую призму. Учительница не забывает обратить внимание ученика на разницу в значении прилагательных «тонкий» и «толстый».

Затем ребенок находит среди маленьких карточек в грамматической коробочке нужные и кладет их рядом с предметами. 

Он обнаруживает, что с помощью прилагательного можно различать качество одного и того же предмета. 

Можно работать с карточками коробки и без предметов. 

В более сложных коробках, начиная уже с красной (глагол), можно использовать следующие ступеньки работы с материалом: удаление отдельных слов или перестановки.

***

В России презентационная часть грамматической коллекции коробок с карточками Монтессори-Фаусек изготавливается на фабрике «Монтессори-Питер». Но изучение русской грамматики, особенно во второй ступени начальной школы, не может быть ограничено только презентацией этих коробок. Каждая часть речи в нашем языке многогранна и требует серьезной работы учеников внутри языка. Поэтому к грамматическим коробкам прилагаются по несколько штук цветные коробочки с карточками для отдельных частей речи. Содержание этих карточек хорошо описано в русской редакции второго тома двухтомника Марии Монтессори «Научная педагогика» (изд. «Народная книга»), а также в работе Юлии Ивановны Фаусек «Школьный материал Монтессори. Грамота». Большие и маленькие карточки для этих коробок педагогам начальных школ Монтессори предлагается изготовить самостоятельно.

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (54) 2016

Фото автора

 

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Елена Хилтунен

Монтессори-педагог, основатель Первого детского сада и начальной школы Монтессори в Москве, главный редактор открытого издательства "Народная книга" и журнала "Монтессори-клуб", эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России. Автор и редактор государственной Программы "Детский сад по системе Монтессори" и УМК к этой программе.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
4800 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
2400 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
2400 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
2400 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
2400 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
2400 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
2400 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
2400 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
2400 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
2400 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
2400 руб.
Материалы на эту тему:
Анатолий Цирульников

Девочки не бывают старенькими

Елена Хилтунен

Инстинкт или навык?

Надежда Смирнова

Урок тишины Надежды Смирновой

Елена Хилтунен

Персональный интегрированный мультимедийный самоучебник-справочник. У-ух!!! Вы о таком слышали?

Ольга Петрова

Наблюдения и открытия

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »