Да здравствуют, монтессори-бабушки!
Елена Хилтунен
Монтессори-бабушки – это те, у кого внуки ходят в монтессори-садик. Или
не ходят из-за отсутствия денег у молодых родителей, но бабушке очень
хотелось бы, чтобы ходили. И вот наступает воскресное утро и в ее доме
раздается звонок: «Ма! У нас непредвиденные обстоятельства. Можно мы к
тебе твою внучку завезем? Всего на пару часиков! Ты там ее
читать-считать научи, пожалуйста! А?»
Определение
Монтессори-бабушка всегда рада внукам. На просьбу родителей "закинуть их к ней на денек" она отвечает: "Привозите! Только, чтобы ногти чистые и не накрашены, волосы, не как у Бабы Яги и… А для важности – цитата Марии Монтессори: «Родители, желающие воспользоваться преимуществами «Дома ребенка», не платят ничего. Однако они принимают на себя следующие обязательства: а) приводить своих детей в «Дом ребенка» в указанное время, чисто вымытыми и в опрятной одежде с передником; б) всячески оказывать уважение и почтение наставнице и всем лицам, состоящим при «Доме ребенка»… Из «Дома ребенка» исключаются дети, являющиеся неумытыми или в грязной одежде и дети, оказавшиеся неисправимыми». (М. Монтессори. Дом ребенка. Метод научной педагогики. Стр. 66) :)
Кейс первый. Ракушки-яблочки
Конечно, дома у «обычной» монтессори-бабушки нет никаких монтессори-материалов. Но кое-что развивающее можно изготовить самой. У меня, например, есть целых два чемодана с самоделками по мотивам педагогики Монтессори. Один с игрушками из раздела «Космическое воспитание», другой – с коробками и карточками по русскому языку в стиле ее «Психограмматики».
На дворе осень, сбор урожая, и сначала моя маленькая внучка Эмми (2 года 10 месяцев) отправилась на бабушкин балкон собирать в корзинку райские яблочки. Она прекрасно справилась с этой задачей. У других бабушек яблочки, смородина, крыжовник и все такое растет во дворе, в саду, в соседнем парке или в лесу. А у меня яблоня дотянулась до моего балкона на втором этаже. Эмми отдала мне корзинку с яблочками и стала просить открыть ей волшебный монтессори-чемодан. Она уже знает, что в чемодане можно выбрать только одну игрушку и после работы положить ее на место.
Внучка выбрала коробочку «Ракушки». Я показала ей, как раскладываются картинки из материала, как сравниваются с ними настоящие красавицы-ракушки и как потом все это соединяется. Работа закипела! Я отошла мыть райские яблочки и варить сироп для варенья.
Эмми закончила работу с ракушками минут через 10, показала мне результат и попросила другой материал. В чемодане ей понравилась прозрачная коробочка «Кошки и собаки». Еще мы взяли для этой работы два поля – серое и оранжевое. Кошек и собак надо было без ошибок рассортировать: кошек поставить на одно поле, а собак – на другое.
В это время на плите варились китайские яблочки в сиропе. Между делом мы с Эмми обсудили, чем отличаются кошки от собак. Она сказала: голосом и хвостами. Я предположила, что и уши у них не всегда бывают одинаковые.
После работы с монтессори-игрушками мы с моей милой внучкой, конечно, стали пить чай с вареньем и баранками.
Кейс второй. Учимся читать
До настоящего чтения моей другой внучке Мирославе (5 лет) пока далеко. Мы учим буквы с помощью шероховатого и подвижного алфавитов, вспоминаем знакомые с помощью трехступенчатого урока и потом складываем слова из выученных букв. А прежде-прежде всего мы угадываем, «что бабушка сказала»: я произношу по звукам какое-нибудь слово, а Мира сливает звуки вслух и угадывает, что я сказала. Больше всего ей, конечно, нравится складывать из подвижного алфавита свое имя.
Кейс третий. Вечное движение!
Ясно, что если монтессори-бабушка даже сделала в своем доме шведскую стенку или повесила в коридоре колечки и канат, все равно лучше бегать и прыгать на детской площадке.
Во дворе предлагаю отпустить внучку на волю вольную и не дрожать, что она вот-вот свалится с горки или ее ножки не уцепятся за веревочные стропила лазалки. Все будет хорошо! Сегодня мы с Мирой взяли во двор еще и книжку. Но не чтобы ее читать на лавочке или искать по ней цветы с картинок, а… чтобы носить книжку на голове. :)
Кейс четвертый. Девочка с персиками
Не может ведь монтессори-бабушка ничего не придумать, чтобы ее внучка смогла узнать, например, про русских художников. Пойти в музей не считается.
Моя замечательная подруга и коллега Ирина Любичева, с которой мы когда-то начинали поднимать вторую волну монтессори-педагогики в России, подарила мне волшебную игру: МЕМО. 5 игр-лото «Живопись из коллекции государственной Третьяковской галереи». Эта игра легко превращается в знакомые всем «Парочки»: надо найти и положить рядом две карточки с репродукциями картин русских художников. Мира обожает эту игру! И названия многих картин и их авторов уже выучила. Очень советую всем монтессори-бабушкам заглянуть в киоск Третьяковской галереи – говорят, там эту волшебную игру можно приобрести...
Звонок в дверь
Веселые и отдохнувшие, входят родители:
– О! Привет! Вы уже чай пьете? А нас принимаете?
И тут… упражнение: «Накрываем стол для мамы и папы»!
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (64) 2018
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.