Инновация во спасение
Александр Адамский
www.vogazeta.ru
Это произведение, настоящее творчество
Давно заметил, что излюбленное занятие нынешних деятелей педагогической науки – не суть дела выяснять, а оттачивать определения и формулировки. Как будто камень преткновения именно в определении, а не в клубке противоречий и вызовов, материализованным ответом на которые и выступает само явление. А уж строгая дефиниция этого явления – дело, полагаю, вторичное.В обсуждении образовательных инноваций я выдвигаю два основания.
Первое. В школьном деле инновация – это всегда авторское дело. Для меня это аксиома. Чтобы что-то поменять, надо что-то придумать. Новый принцип движения, новую схему деятельности, качественно новую модель. Это открытие, которое нельзя логически вывести из недостатков предыдущего опыта. Многие не удовлетворены качеством, результатами, способом, отношениями, организацией, системой финансирования и оплаты труда учителя.
Но лишь единицы могут предложить качественно новый, не просто другой, а именно новый тип результата, принципиально, радикально иной способ обучения и воспитания, построить действительно иные отношения между детьми и взрослыми, разработать радикально иную систему финансирования и оплаты труда. Для этого надо эти способы, отношения, системы открыть, придумать, создать! Это произведение, настоящее творчество.
На мой взгляд, такими открывателями стали Даниил Эльконин, который решительно перевернул схему обучения с заучивания материала на открытие ребенком способа действия, Игорь Иванов, который вместо воспитания действием по образцу придумал коллективное творческое дело и вывел из этого открытия целую систему воспитания. Можно назвать еще создателя ТРИЗ Генриха Альтшуллера, автора системы опорных сигналов Виктора Шаталова, автора системы гуманистической педагогики Шалву Амонашвили. Сегодня – на наших глазах – создает систему педагогики достоинства Александр Асмолов.
Все это – радикально иные, чем укоренившиеся в массовой практике, подходы. И появляются десятки, сотни, тысячи учителей и управленцев, которые своим талантом и мужеством продвигают такие открытия и делают на их основе школы и детские сады. Все это вместе и есть инновационное движение в образовании.
Это движение складывается из самых разнообразных инновационных практик, делатели которых неразрывно связаны с титанами, открывшими новые пути. Я могу назвать сотни таких делателей: Алексей Голубицкий, Лариса Герапинович, Ирина Осетрова, Алексей Бабетов, Валентина Михайлова, Ефим Рачевский, Любовь Духанина, Александр Петрынин, многие-многие другие. Честное слово, всех здесь не перечислишь. Но каждый из них – автор своей инновации, неповторимой и поражающей своей эффективностью. Некоторые из первооткрывателей могут еще и описать свое чудо – Корчак, Макаренко, Сухомлинский. Некоторым нужен толмач, рассказчик, не менее талантливый и одаренный – таким был С. Соловейчик.
Итак, первое основание для дискуссии об инновациях в образования – они всегда авторские!
Второе – педагогические инновации не предполагают массового, тем более тотального внедрения. Они всегда направлены на какую-то группу детей. На детей с определенными способностями, наклонностями, задатками. Поэтому и школы должны быть разными, дающими разнообразные новые возможности либо всем ученикам, либо адресно, «под заказ». Но как только одна инновация становится тотальной для всей системы – и новаторство умирает, и системе от этого только хуже (об учениках и учителях уж и не говорю). Здесь просто секрет образовательной политики: чтобы стать тотальной в системе образования, идея должна превратиться в нормативный акт – в закон, стандарт, типовое положение – одним словом, в бюрократический документ очень высокого уровня формализации.
С моей точки зрения, научное обобщение и административная формализация противоположны друг другу. Даже научное обобщение имеет ограниченное применение («при определенных условиях…», «в рамках данной концепции…»), а институциональная норма в бюрократической системе – после многократных согласований с очень большим числом групп, часто с противоположными не только позициями, но и ценностями, – уже не удерживает содержание инноваций, оно выхолощено, остается почти бессодержательная форма.

На наших глазах это произошло и с «самостоятельностью», «нормативным финансированием», «общественным управлением», «мониторингом». На этапе инноваций – передовые практики, на этапе тотального внедрения – выхолащивание содержания, дискредитация подхода. Буквально на наших глазах, на весенней «Эврике», было продемонстрировано, как такая же угроза формируется относительно медиации.
Задача инновационной школы – не во всеобщем внедрении ее результатов, а в формировании инновационного поведения учащихся. Это всегда локальный результат, он достигается только здесь и сейчас. Что перекочует в массовую школу? Лишь то, что добровольно возьмут учителя массовой школы. Стажировочные площадки на базе инновационных школ, центры повышения квалификации (со своей лицензией), популяризация в профессиональных и массовых изданиях, конференции и форумы – это самые полезные, самые эффективные способы распространения инноваций. Поэтому когда мы говорим о результатах инновационного движения, которое началось в середине 80-х годов, то дело не в количестве школ, работающих «по Давыдову» или в сети «Эврика».
Изменились представления о природе образования, о его целях, способах и результатах. Такие понятия, как многообразие, индивидуализация, образовательные сети, педагогика сотрудничества и достоинства, развитие, тьюторство, инновационная школа – вошли (или по крайней мере входят) в общественное сознание. Это много или мало?
Этого достаточно, чтобы школа могла развиваться силами учителей, родителей и учеников.
А не только силой приказов министерства или научных отчетов. И то и другое важно, но не это главное. Главное – заразительная привлекательность, мотивирующая, творческая среда инновационного поиска. Она и воспитывает, она и развивает.
Инновационная деятельность – единственное, что может спасти учителя, придавленного чудовищной бюрократией и режимом отупляющего, монотонного труда под запредельным надзором. Только она способна придать силу и смысл его профессиональному выживанию в наступившем административном хаосе, помочь сохранить свое человеческое достоинство перед лицом своих учеников и коллег. И, что крайне важно, перед самим собой.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (47) 2015 г.
Фото интернет-источник