«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

О свободном самовыражении детей

Марио Монтессори
Не было на свете человека, который так, как сын Марио, понимал ее и пропускал бы через свое сердце каждую идею и направление ее мысли. Вот почему мы верим его словам и с глубоким уважением относимся к его суждениям.

Статья была размещена на сайте АМI в 2001 году
Перевод с английского Оксаны Борисовой под редакторством Елены Хилтунен

Судьба автора этой статьи до сих пор вызывает недоверие у многих исследователей жизни его матери Марии Монтессори. Говорят: можно ли доверять женщине, которая всю жизнь занималась воспитанием чужих детей, а своего собственного сына бросила. Какое жестокое и несправедливое обвинение! Действительно, Мария Монтессори родила своего сына Марио вне брака. В католической Италии 19 века это было неслыханным преступлением женщины. Целых шестнадцать лет ей пришлось скрывать от людей и прятать в сердце свою любовь к  маленькому сыну. Их встреча состоялась в день его совершеннолетия. Марио безоговорочно принял мать и всю последующую жизнь был с ней рядом. Не было на свете человека, который так понимал бы ее и пропустил через свое сердце каждую ее  идею и направление мысли. Вот почему мы верим его словам и с глубоким уважением относимся к его суждениям…

О рисовании в детской жизни

Реальный вклад доктора Марии Монтессори и  ее представлений о  значении рисования в жизни детей может быть оценено на фоне мнений и опыта других людей. В наши дни в  обсуждениях этой темы высказываются  различные точки зрения. Вот некоторые из них:
- стремление ребенка к рисованию – это способ выражения врожденного в человеке;
- первые рисунки детей – преимущественно геометрические;
- врожденное желание рисовать и интенсивный интерес исчезают  в пубертатном возрасте;
- существует два вида искусства. Один связан с видимой реальностью, второй – с невидимым миром эмоций, духа. Второй вид искусства часто осуждается и считается продуктом болезненного ума;
- некоторые произведения современного искусства так сильно напоминают произведения маленьких детей, что считаются в некоторой степени  продлением потерянного детства;
- по рисункам детей психологи могут узнать симптомы неадаптированного поведения.  


М-р Льюис Жилет писал (1957 год), что все дети рисуют и рисуют  хорошо. При этом они могут различить, что их окружает, и что они хотят выразить в рисунке, при условии, если родители не вмешиваются и не ожидают «взрослых» результатов.

М-м Хельга Хэнг тоже изучала рисование детей. Она проводила исследование с детьми возраста от 8 месяцев до восьми лет и отметила следующее. «Ребенок рисует волнистые линии до 18 месяцев, затем начинает рисовать круги и округлые фигуры, которые в 20 месяцев сменяются углами, пересекающимися линиями и изображениями похожими на эмбрион. В два года появляются прямоугольники и фигуры человека, которые представляют собой круги, от которых тянутся две линии, изображающие ноги».

«Почему же, если маленькие дети рисуют все, но лишь  некоторые из них в подростковом возрасте сохраняют эту способность?» – спрашивает м-р Жилет. Потому что эта способность рисования, дар изображения, свойственный детству, угасает и исчезает с уходом детства, особенно между 12 и 15 годами.

Бывший директор начальной монтессори-школы М-с Р. Джустен ищет ответ на этот вопрос у   известного австрийского художника и педагога Сизека. Вскоре после первой мировой войны Сизек открыл студию для  детей, которые хотели рисовать. Результаты поразили мир. При этом Сизек заметил, что творческие силы  детей старше 12 лет не ослабевают, но  дети этого возраста относятся ко всему, что творят, критически, и  большинство из них поэтому прекращают рисовать. По наблюдениям Сизека «силы психологического контроля становятся у них сильнее интуитивных творческих сил».

Уникальный талант или врожденная способность?

Другая точка зрения поддерживается теми, кто продолжает утверждать, что искусство должно подробно отражать реальность, быть более или менее достоверной репродукцией того, что видит человек, выражать образы, представляющие собой узнаваемый окружающий мир. 

Эксперты современного искусства  уверены, что произведения избранных людей, «имеющих внутреннее зрение», это результат их эмоциональных ощущений, а вовсе не недостаток наблюдательности. Они также разделяют  мнение, что маленькие дети не могут и не хотят наблюдать.

Психотерапевтическая точка зрения состоит в том, что рисунки тревожных детей, детей с отклонениями в развитии, могут быть критериями диагностики  их состояний.


Как бы то ни было, мы должны подчеркнуть, что в любых наблюдениях центральную роль должен играть именно ребенок, а обнаруженные факты  рассматриваться беспристрастно. Абсурдом будет утверждение, что фреска Пикассо в здании ЮНЕСКО лежит в одном ряду со спонтанным рисованием детей между двумя  и тремя годами и что все дети – Пикассо, или, что у Пикассо были способности к рисованию трехлетнего ребенка.

Так же представляется  абсурдным мнение экспертов современного искусства о том, что сегодняшние дети не наблюдают. Ни один ребенок не может построить свой интеллект без интенсивных наблюдений окружающего мира с самого рождения. 

Правдой является то, что усилия,  прилагаемые взрослыми, чтобы заинтересовать ребенка в изучении какого-либо предмета, а потом изобразить его на бумаге не имеют успеха. Дело в том, что  никто не может заставить ребенка наблюдать и изображать увиденное. Его интересы – не наши интересы, его логика – не наша логика. Как говорила д-р М.Монтессори «маленький ребенок имеет своего внутреннего проводника, который ведет его по тропе жизни для того, чтобы выбрать  материал, из которого он будет строить Человека, соответствующего времени и окружению».

В связи с этим, вспоминаю беседу М.Монтессори с двухлетним ребенком в 1923 году, который закрашивал контурное изображение коровы зеленым карандашом. Д–р М. Монтессори сказала: «Не бывает зеленых коров». Ребенок ответил: «Поэтому я и делаю только одну зеленую». Недостаток наблюдательности малыша здесь не играл роли. И зеленый карандаш был выбран не из-за того,  что у ребенка был внутренний образ коровы зеленого цвета. Он просто исправлял упущение Природы! Надо не торопиться, очень осторожно делать заключения, особенно когда речь идет  о маленьком ребенке.

Давайте рассмотрим некоторые наиболее часто задаваемые нам вопросы.

– Д-р Монтессори разрешает рисовать только с помощью геометрических вкладышей. Так ли это?
– Нет, это не так.
– Что можно сказать о свободном самовыражении детей? Возможно ли оно в школе Монтессори?
– За этим вопросом стоит предположение, что Монтессори была против самовыражения детей, что не является правдой.
– Очевидно, что рисование с помощью геометрических вкладок является механическим, не естественным.  Или это не так?
– Первые рисунки детей напоминают  геометрические фигуры. Вероятно, это одна из причин, почему маленькие дети, приходящие в Монтессори-школу в трехлетнем возрасте и даже раньше, так  любят рисовать именно с помощью  рамок и вкладышей. И второе, не менее важное.  Презентация рамок и вкладок не являлась и не является презентацией материала для рисования. 

Одна из целей, которую преследовала М.Монтессори – дать маленьким детям анализ сложных действий, разделив его на  составляющие элементы. Причем каждый из этих элементов ввести  в тот период жизни ребенка, когда ему особенно присущи  те или иные природные тенденции. 

Она предполагала это, например, для письма, которое состоит из нескольких компонентов: механической способности руки следовать приказам мозга; сопоставления звуков слова с соответствующими символами (буквами алфавита); следования начертанию букв (использование шершавых букв) и воспроизведение слов  присоединением символов, представляющих определенный звук, в правильном порядке (составление слов из подвижного алфавита). Все эти элементы процесса письма осваиваются ребенком по отдельности и в  разные моменты жизни, чтобы в один прекрасный день готовый ум сопоставил их, и ребенок начал писать. Таким образом, письмо возникает в жизни детей Монтессори–школы  спонтанно, письму  специально не  обучают. 

Когда рука способна подчиняться мозгу

Первые металлические геометрические рамки, также как и контурные фигуры, связаны с подготовкой к письму. Проводя  кончиком цветного карандаша по краю рамки, ребенок рисует форму, которую затем заполнит штриховкой. Это упражнение готовит руку ребенка к изображению контура и способствует приобретению навыка контролировать  действия  при письме. Таким образом, рука, все более гибкая и уверенная, становится способной подчиняться мозгу. 

Но  в то время, пока рука ребенка бессознательно готовится к письму, происходит и развитие художественного комбинирования цветов и форм. Это упражнение так привлекательно для детей, что они называют его «рисованием».

Обратимся к словам М. Монтессори, сказанным ею на лекции: «Нет сомнения, что ребенок  получает удовольствие, выполняя эти рисунки. Мы не заставляем его выполнять упражнение, но видим, что у него возникает спонтанное желание работать с рамками и вкладками. Для детской руки, не достаточно владеющей  координацией, и поэтому еще неумелой, необходимо руководство, и ребенок пользуется им с помощью материала. У него есть подсознательное стремление  к  совершенствованию своих действий и поиску условий, с помощью которых он может это действие осуществить.  Понаблюдайте: трудно ли детям выполнять упражнения с рамками и вкладками. Вы увидите, что ребенка, увлеченного работой, очень трудно остановить».

Но можно ли полученный продукт назвать рисунком, узором? Работа с металлическими рамками не учит детей рисованию, в смысле воспроизведения того, что они видят. Она готовит руку к письму.  Выполняя эти упражнения, штрихуя, ребенок с удовольствием и наиболее эффективно овладевает карандашом и ручкой. Использование  цветных карандашей при штриховке внутри нарисованных фигур, позволяет детям обдумывать и использовать различение цветов, полученное раннее при работе с цветными табличками. Они способны использовать этот опыт, создавая гармоничные композиции. Но хочу повторить еще раз, что я не считаю результат работы с рамками рисованием, хотя многие продолжают относиться к ним именно так. Это упражнение готовит ребенка к письму и, несомненно,   к рисованию. Оно объединяет характеристики и того, и другого, и невозможно сказать, что важнее.

Нет надобности повторять, что  упражнения с рамками  служат лишь основой, и ребенок волен спонтанно использовать этот навык, чтобы  двигаться с его помощью к свободному рисованию. По этой причине мы не даем детям серии последовательных, все усложняющихся упражнений. Материал содержит внутри себя стимул к тому, что мы называем «вдохновением к спонтанной работе». Какой иной подобный материал обладает таким свойством?

Рисование приходит спонтанно, и только редкие дети не рисуют

С помощью металлических рамок и вкладок  мы даем детям возможность развить в себе необходимый технический навык и фундаментальную основу письма и рисования, а затем предоставляем им возможность развивать этот навык самостоятельно. Теперь  можно  ожидать результатов. 

Если мы дали ребенку технику использования материала,  возможность координации движений, подготовили его глаза к различению цветов и форм,  мы можем сказать, что сделали все, что могли.

Без сомнения, самовыражение ребенка через рисование – одно из величайших проявлений человека.  Оно  того же уровня важности, что  устная и письменная речь. Мы можем сказать, что как жест сопровождает устную речь, так и рисование сопровождает речь письменную.

Вероятно, вы можете спросить: «Как же дети монтессори-школы могут научиться свободному рисованию, если им продолжительное время даются лишь металлические рамки для обводки? Как они начнут рисовать самостоятельно?». Свободное рисование это то, чему мы не можем и не должны учить. Но описанная подготовка делает ребенка хозяином своей руки, и у него появляется стремление совершенствовать ее. Нам надо только ожидать момента, когда ребенок начнет свободно рисовать. Рисование приходит спонтанно, и только редкие дети не рисуют. 

Одновременно с воображением, творческие силы развиваются при чтении, изучении географии и истории, посещении музеев. Дети, которых описала д-р М. Монтессори, легко овладевали навыком рисования и были свободны. Они выражали в своих рисунках то, что чувствовали. 

Прекращают ли дети после 12 лет говорить или читать? Нет! Если же они прекращают рисовать, это значит,  они не удовлетворены своими способностями к самовыражению через рисование. Будет ли поддержана именно эта  современная точка зрения? Скорее всего, да. 

Духовно свободный человек,  имеющий физическую способность для самовыражения, станет использовать эту способность не только для копирования, но и для свободного творчества. 

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 3, 2007
Фото: архив журнала и интернет-источник

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Марио Монтессори

(1898-1982) сын Марии Монтессори, преподаватель и международный тренер учителей для школ Монтессори, возглавлял АМИ до своей смерти в 1982 г.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Елена Хилтунен

Почему в школе Монтессори качество образования выше, чем в любой другой?

Наталья Андрущенко

Занятия с монтессори-терапевтом: кто и когда обладает на них свободой выбора?

Мама и малыш в музыкальном диалоге

Всеволод Кащенко

Заметки из Дома изучения ребенка

Татьяна Пальцева

Как у меня произошла утрата иллюзий. Заметки из практики

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »