«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

История про транспозитор Монтессори

Елена Хилтунен
Удивительное дело – читаешь труды М. Монтессори и каждый раз понимаешь: этого раньше не заметили и этого. Видимо, никто и никогда не сможет сказать, что знает, как надо делать, что единственно верно, «аутентично» методу Монтессори. Много лет то, придуманное ею, передавалось из уст в уста сотнями людей, приспосабливалось к разным эпохам, тем или иным мировоззрениям людей. Порой срабатывал испорченный телефон. И вот почему многие из тех, кто сегодня платит хорошие деньги за обучение методу, не подозревают, что именно предлагала сама Мария Монтессори и ее ближайшие коллеги по тем или иным вопросам образования.

Вступление к открытию

Речь пойдет о вполне конкретном открытии, которое мы сделали вслед за переводчиком книги Анны Маккерони «Мои встречи с Марией Монтессори» и «Психомузыка» Сергеем Сафроновым. Это открытие касается одного интересного музыкального материала, о котором почему-то мало или вообще не рассказывается на учебных курсах по изучению педагогики Монтессори.

Изобретение, забытое автором

Анна Мария Маккерони пишет следующее. «В 1914 году мы были в Рапалло. Однажды я сказала Доктору Монтессори: «В коробочке с таблицей умножения может уместиться вся таблица умножения, как на десять, так и на шесть. Что-то похожее получается и в музыкальных гаммах». Она посмотрела на меня, затем попросила: «Расскажи мне что-нибудь про гаммы». Я так и сделала, и через мгновение она в нескольких ясных словах описала мне некий музыкальный инструмент: транспозитор (transpositore)...

(Примечание переводчика. Я просто транслитерировал итальянское слово на русский язык, (transpositore). Есть итальянское слово transposizione, означающее "транспозиция". Очевидно, что эти слова имеют общий корень. Может, это объясняется сущностью инструмента?)

Это коробочки-звуки, отделенные друг от друга, которые стоят на опорной доске. Они не соединены воедино, а как бы выталкиваются из общего ряда. Доктор объяснила, как этот инструмент должен быть устроен, и как им нужно пользоваться, затем сказала: «Тогда звуки не сливаются в один звон». В провинции Пистоя я сразу поехала на фабрику Трончи, производившую наши колокольчики, и заказала транспозитор. Позже, когда транспозиторы уже использовались в школах, и я рассказывала о них Доктору, Монтессори спросила: «Ты говоришь, что это я изобрела?» Я ответила ей: «Конечно. Разве вы не помните, в Рапалло?» Она пожала плечами, улыбнулась и сменила тему разговора. Оказалось, она забыла, как изобрела настоящий музыкальный инструмент».

Звучащие «коробочки-клавиши»

Так что же это за неизвестный или мало известный музыкальный Монтессори-материал (музыкальный инструмент), состоящий из отдельных звучащих коробочек-клавиш? И зачем надо было снова изобретать звуковой ряд, если уже есть замечательные колокольчики Маккерони?

Ответ на первый вопрос мы довольно быстро нашли в каталоге ныне перешедшей в другие руки фабрики Nienhuis. Там транспозитор был изображен в иллюстрации.

А на второй вопрос в некоторой степени ответила нам в своей книге Анна Мария Маккерони. «Доктор Монтессори говорит: «Надо иметь внешний стимул, чтобы спровоцировать внешнюю организованную деятельность. Ребенок и стимул работают вместе. Мы, взрослые, как бы удаляемся – не стоим между ребенком и стимулом. Даже в музыке. Нет, особенно – в музыке!» (Стр. 120)

Несколькими страницами выше она рассказывала о мальчике, для которого необыкновенно важно было услышать и узнать звучание отдельной ноты, в то время как при последовательных ударах по колокольчикам все звуки сливались в единый медленно затихающий звон. «Когда у нас установили большие часы с маятником, в которых били куранты, Раймондо услышал первые удары (было одиннадцать часов), побежал за колокольчиком и вместе с ударами часов стал звонить в него, произнося: «Ля, ля». Куранты, действительно, издавали ноту «ля»...»

...Иногда взрослым, как детям, хочется до всего дотронуться рукой, увидеть и услышать музыку в живую, прожить, прочувствовать. Оказывается, так им легче понять. 

И мы заказали транспозитор

И мы заказали транспозитор в интернет-магазине Nienhuis. Нам сообщили, что их изготавливают в Sri Lanka по разработке и дизайну Nienhuis. На складе их осталось всего несколько штук на весь мир. Но все же с помощью наших старинных друзей Атты и Михаила Полинских, которые имеют прямое отношение к развитию монтессори-педагогики в России, нам через четыре дня доставили этот инструмент со склада в Германии. Мы с трепетом раскрыли коробку... 

Звезды, как всегда бывает в таких случаях, сошлись, а Михаил Полинский оказался отличным профессиональным настройщиком музыкальных инструментов. 

Как мы настраивали инструмент

Главный вопрос: «Ну что? Как звучит?» Ответ последовал огорчительный – целых 8 коробочек-тонов из 25-и звучали откровенно скверно. С таким транспозитором к детям идти нельзя. Пришлось изрядно потрудиться, чтобы разобрать неразборную, к сожалению, конструкцию коробочек-тонов и отрегулировать ее. А для этого было решено разогреть коробочки, которые плохо звучали, чтобы разные сорта дерева, из которых они и их внутренняя конструкция сделаны, расширились, клей расплавился и можно было вынуть эту конструкцию и отрегулировать. Стало ясно, что материал был изготовлен с нарушением технологии. 

Наконец, все «гаечки подкручены» и каждая коробочка-тон зазвучала красиво и мягко, выделяя каждый звук, как и требуется по смыслу этого замечательного и незаслуженно забытого монтессори-материала.

Как это у Монтессори? 

И вот тогда мы открыли второй том «Научной педагогики» М.Монтессори главу «Музыка» и на странице 480 прочитали, как сама Мария Монтессори описывает цели и процесс работы с транспозитором.

«...Помимо теоретического, есть и музыкальный материал. На деревянной подставке, похожей на доску из упражнений с колокольчиками, длиной в две октавы, расположены коробочки одинаковой величины, выкрашенные в черный или белый цвет, в зависимости от того, какой ноте они соответствуют. В каждой коробочке имеется прямоугольная звучащая пластинка. Каждая пластинка при ударе издает свой звук, а коробочка служит резонатором. Звуки нежные, гармоничные, чистые. Настоящий музыкальный инструмент!

В любой гамме интервалы между ступенями неизменны. Мы передвигаем коробочки с пластинками по подставке справа налево. Несколько крайних слева коробочек приходится убирать с доски. Но как бы мы ни передвигали коробочки, мы всегда сможем сыграть гамму, если будем ударять по пластинкам, стоящим на белых прямоугольниках подставки. 

К примеру, уберем с доски коробочки «до» и «до диез». Теперь наша гамма начинается с «ре». Именно эта коробочка стоит на первом белом прямоугольнике подставки. Ударяя молоточком по пластинкам коробочек, стоящим на белых прямоугольниках подставки, мы сыграем гамму ре мажор. Теперь посмотрим, как называются эти ноты: ре, ми, фа диез, соль, ля, си, до диез, ре. Простой, увлекательный музыкальный инструмент легко знакомит детей с основными законами гармонии». 

Старый и новый образы

В итальянском издании второго тома Монтессори, который называется «L`autoeducazione» (Самообразование) последний раз вышедшем в издательстве Garzanti в 2009 году, есть иллюстрация, представляющая работу с транспозитором.

А вот наш транспозитор.Теперь он уже точно настроен и готов к работе с детьми.

Безусловно, его старая конструкция, в варианте, изображенном на картинке книги, иная, чем в современном варианте, но и ее, как говорит Михаил Полинский, неплохо было бы усовершенствовать, например, чтобы коробочки-тоны, легко открывались для улучшения настройки их звучания. Надеемся, эта работа когда-нибудь и кем-нибудь из музыкальных дел мастеров будет исполнена. А нашим музыкальным педагогам еще только предстоит докопаться до внутренних смыслов транспозитора Монтессори и провести экспериментальную работу с детьми. И еще неизвестно, подтвердятся ли в работе с российскими детьми музыкально-педагогические гипотезы Марии Монтессори и Анны Маккерони.

Наш первый в России транспозитор Монтессори будет находиться в Санкт-Петербургской Монтессори-школе Михайловой. Там и начнутся первые в России серьезные эксперименты по его использованию. Но те, кого заинтересовала подобная работа, пожалуйста, пишите нам в редакцию журнала «Монтессори-клуб» - мы попробуем Вам помочь.


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (49) 2015 г.
Фото автора

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Елена Хилтунен

Монтессори-педагог, основатель Первого детского сада и начальной школы Монтессори в Москве, главный редактор открытого издательства "Народная книга" и журнала "Монтессори-клуб", эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России. Автор и редактор государственной Программы "Детский сад по системе Монтессори" и УМК к этой программе.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Юлия Фаусек

Как на самом деле дети относятся к сказкам?

Екатерина Солоненко

Монтессори-педагог и родители: противостояние или диалог?

Юлия Ельшина

Большое итальянское приклеивание

Лемара Борохович

Изучаем английский с монтессори-материалами

Мария Монтессори

Размышления о единстве руки и разума и о важности концентрации внимания

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »