«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Формула исследования для педагога нового времени

Виктория Гуреева

«В наши дни… существует совершенно новое научное движение, представленное разрозненными результатами, которые имеют тенденцию к объединению  в будущем. Это движение происходит не в поле собственно образования, скорее в психологии. …Научное движение зарождается, чтобы как-то противостоять разрастающемуся злу и дать какое-то лекарство запутавшимся дезориентированным душам. К этому движению необходимо присоединить и образование. …Нет необходимости в том, чтобы исследовательская работа была завершена… Педагогика должна возродиться под руководством психологии, той прикладной образовательной психологии, которой сразу надо дать отличительное название: психо-педагогика» (М. Монтессори «Образование человека»).

«Педагогика нового времени»

Все чаще сейчас мы слышим о новом времени, новой эпохе. Каким будет образование  в будущем? У Марии Монтессори было свое виденье. Как борец за мир, она понимала, что войны оставляют непоправимый след и влияют на физическое и психическое развитие ребенка. Ученая искала пути решения глобального вопроса человечества для будущих поколений.

Открытия психологов расширяют понимание психического мира человека, следовательно, и педагогика должна также развиваться. Мария Монтессори следовала  внутреннему зову и искала в науке подтверждение своих гипотез. Мы также пойдем по этому пути и поищем, что в современном изучении психики соответствует виденью будущего образования доктора Монтессори.

Мария Монтессори строила свои исследования на наблюдении скрытой природы ребенка и нашла подтверждение этого в теории бессознательного, описанной Зигмундом Фрейдом: «Новая психология точно соответствовала нашему методу, поскольку обращалась к бессознательному разуму, изучала его тайны, стараясь выявить взаимосвязь  разума с реальной жизнью, в то время как традиционная наука основывалась на результатах наблюдений за внешними формами проявления сознания» (М. Монтессори. «Как развить внутренний потенциал человека»).

В своей книге «Мой метод: начальное обучение» она описывает формулу изучения психики человека. Р – это психика, то есть сумма двух факторов: внутреннего Х, который трудно поддается измерению, и Е – внешний фактор, куда она отнесла средства развития, собственно, само образование, то есть условия. Таким образом мы можем говорить о бессознательной части Х и сознательной Е.

Открытие спонтанного письма у детей. Вот оно зарождение психо-педагогики

Мария Монтессори пишет, что это было откровением психологического порядка, то есть бессознательного (Х). Но ученые того времени приписывали этот феномен методу (Е): «Письмо и природа не рассматривались вместе» (М. Монтессори. «Образование человека»). Монтессори указывает направление развития, которое состоит в исследовании бессознательной природы той или иной деятельности ребенка. Вот оно, зарождение психо-педагогики.

Монтессори снимает с себя проекцию современников, не она открыла метод и изобрела материал. Она пишет, что еще Квинтилиан в античности использовал подобный подвижный алфавит. На этом основании она уточняет дальнейший план, когда нам следует «изучать новые психологические феномены, касающиеся ребенка». Мы видим попытку увидеть незримое, то, что формирует, создает нашу жизнь. 

В связи с развитием технологии человечество отдалилось от природы, и на место непознанного, таинственного люди стали помещать свои догадки, фантазии и предубеждения. Психология,  к сожалению, начала уходить от своих истоков – давать знания о душе, и стала отказываться от попытки понять трансперсональные силы.

Таким образом мы можем далеко уйти от истинной сути вещей – психики ребенка – и вместо изучения феноменов бессознательного создавать методы, основанные на личных предрассудках. 


Как вернуться, чтобы стать исследователем? 

Обратимся к этимологии самого слова. Иссле́довать буквально – «идти по следу». Значит, исследователь идет по следу самой природы. И Мария Монтессори точно описала образ педагога: «Учителю предстоит из механика превратиться в настоящего натуралиста, естествоиспытателя и следовать  тому, что предлагает природа… Наблюдение природы детей является краеугольным камнем научной педагогики» (М. Монтессори. «Образование человека»).

Итак, нам следует задавать больше вопросов, чем искать ответы. Не останавливаться на проявлении сознания, например, развитии мелкой моторики, памяти или навыков самостоятельности, разделяя психику на части. Мы не знаем точно, хватило ли упражнений или качественно выстроенной привязанности, чтобы ребенок мог говорить согласно своему возрасту. Нам следует идти за бессознательным, которое проявляет себя в поведении.


Расшифровка формулы

Вчитываясь в строки, где описана формула исследования психики, мы можем заметить, что доктор Монтессори уточняет ее. Педагогика через эксперименты определяет средства развития, материалы и способ их применения (Е), а психология изучает типичные и индивидуальные реакции (Х). Мы, в связи с этим пояснением, расширим формулу и обозначим типичные реакции как Х1, а индивидуальные реакции как Х2.

И вот тут я задаюсь вопросами. Что сама автор формулы подразумевала под типичными и индивидуальными реакциями? Какое направление в психологии подробно стало изучать эти составляющие психики? Мне интересно, почему один пятилетний надолго задерживается в изучении свойств предмета после первой неудачной попытки, а другой не возвращается к материалу, когда внешние условия среды для детей одни и те же? 

Тут мы можем быстро предположить, что второй ребенок ленивый или он боится ошибиться (Х2), но тогда мы уже не исследуем психику, прикрывая все своими убеждениями. А нам для начала нужно разобраться, чем Х1 отличается от Х2?


Типичные реакции – это то, что свойственно всем 

Мария Монтессори описала универсальные феномены психики (Х1) как сензитивные периоды и человеческие тенденции, которые определяют последовательность развития независимо от национальных или половых различий. А также она использовала термин «Mneme» – бессознательная коллективная память (М. Монтессори «Как развить внутренний потенциал человека»).

Какая такая сила движет развитием человека? Что создает привязанность к месту рождения и заставляет тосковать по Родине в случае эмиграции?

Если Зигмунд Фрейд писал о личном бессознательном человека, то понятие «Мнеме» очень близко к коллективному бессознательному Карла Юнга (К.Г. Юнг «Психология бессознательного»). Говоря простыми словами – это общее бессознательное для всех, коллективный опыт, память, накопленная человечеством. Позднее Юнг назвал это объективной психикой.

Например, предметом нашего исследования как бессознательной памяти может быть    строительная деятельность детей, которая развивается последовательно. Через эти этапы прошло и человечество в своем развитии. 

Все мы можем видеть, как малыши любят палатки, домики, прятаться под столом или кроватку, завешенную тканью. Это готовое жилище, безопасный контейнер, подобный пещере наших далеких предков. Чуть позже дети строят дома из диванных подушек, стульев, одеял, готовых предметов.

Когда они становятся старше, их сознание и руки готовы для строительства уже за пределами дома, и тогда дети отправляются на поиски строительных материалов. Сколько лет прошло  с нашего детства, технологии развиваются, детские площадки строятся, но эта энергия по-прежнему движет детьми.


Становясь еще старше, некоторые дети идут за внутренним зовом и получают профессию, чтобы создавать то, что движет ими из глубин души. Одни продолжают строить, а другие дети предпочитают иную профессиональную сферу. Что ими движет? Что-то, находящееся за пределами сознания.

На этом примере строительной деятельности мы видим, как ребенок (онтогенез) повторяет этапы развития человеческого общества (филогенез). Сама природа подсказывает  нам, как устроена психика.


Какая невидимая сила проявляется в развитии детского рисунка?  Это паттерн, мы видим здесь повторение стадий. Каляки-маляки, разрозненные точки, круги и головоноги. На сознательном уровне мы можем говорить о готовности руки  отображать формы, но психика – это не только сознание, но и бессознательное. Что в психическом мире, скрытом от нас, отображает рука ребенка? Это может быть также предметом нашего исследования.

Итак, на этих примерах мы разобрались, что Х1 – это универсальная объективная составляющая, траектория развития человека, проявляющая себя в паттернах. Исследовать эту часть мы можем, наблюдая повторения. В каком возрасте дети рисуют круги? Сколько фигур за один подход может нарисовать ребенок? Как долго продолжается эта стадия рисунка? А дальше мы можем пойти глубже и рассмотреть деятельность ребенка как бессознательную коммуникацию, проявляющую себя в виде символов – рисунка, игры, снов, сочиненных историй. 

Индивидуальные реакции – Х2 


Когда мы увидим повторение паттерна в поведении и деятельности, выявив общие феномены для детей одного возраста, только тогда мы можем перейти к индивидуальным особенностям. Мария Монтессори назвала их индивидуальными реакциями – Х2. Она писала, что в результате отдаления от источника образуются некие характеристики, отклонения от нормы, которые являются проявлениями защиты. Эти психические функции нуждаются в выздоровлении, т. е. нормализации. Механизмы защиты психики были впервые описаны Зигмундом Фрейдом (З. Фрейд «Невропсихозы защиты»), и Мария Монтессори использует терминологию психоанализа, чтобы глубже описать психику ребенка. В книге «Дети – другие» мы можем встретить ее попытку обосновать ряд отклонений, где доктор ищет причины не только в недостаточных условиях развития и питания разума, но и в условиях домашней среды.

Со времен Марии Монтессори ученые продолжают делать открытия в области психического. Мы не можем ограничить психику таким малым содержимым, она включает больше составляющих. Например, в этой формуле нет Эго, той части, которая защищается от тех самых подавленных воспоминаний, но для начала этого описания будет достаточно, чтобы отличать Х1 и Х2.

Изучать и изменять условия безопаснее для психики ребенка

Итак, мы можем наблюдать нечто общее в развитии детей (Х1) через повторения, а также поведение, характеристики (Х2), которые увели ребенка от той нормы развития, которая типична для его сверстников. Например, агрессия характерна для детей как способ защитить себя и ответить на эмоциональный дискомфорт, но когда ее слишком много и это вредит окружению и самому ребенку, то мы увидим ту самую индивидуальную реакцию, которая нуждается в исцелении. 

Мы не можем воздействовать на эти отклонения  наставлениями, призывами подчиниться коллективному порядку, так мы будем бороться с  тем, что защищает психику от разрушения. И тут психология и педагогика говорят одно – надо изучать и изменять условия Е (внешний фактор), что также является частью психики.

Как согласовать психе и материю?

К этим внешним условиям, то, что окружает ребенка, Монтессори относила не только         подготовленную среду, программу, но и УЧИТЕЛЯ: «…учитель является частью среды, ведь он действительно вмешивается в работу ученика лишь для того, чтобы помочь естественным процессам, происходящим в нем» (М. Монтессори «Образование человека»).

Трудность заключается в том, что учитель может вмешиваться тогда, когда этого не требуется, и он может по-своему понимать естественные процессы, происходящие в ребенке. В формуле, которую мы описываем, учитель – это внешний фактор психики ребенка, его внешний вид, порядок, который он устанавливает в классе, его подготовка среды и знание материалов. Все это влияет на ребенка. Но есть нечто невидимое, что упускается исследователем.

Мария Монтессори эту формулу составляющих психики отнесла не только к ребенку, но и ко взрослому. То есть у педагога также есть объективная природа его души (Х1) и субъективная часть (все, что находится в личном бессознательном Х2 – комплексы, предубеждения и их проекции). Получается – психика в психике. Мы все взаимосвязаны.

Поясню на примере. Ребенок уклоняется от трудности, которая ему может быть посильна. Учитель может сделать вывод, что причина всему – лень ученика или его упрямство. Это субъективное мнение. Какие-то условия уже создали это избегание ребенка, а учитель, не разобравшись, приписывает свои предположения, накладывая свои проекции. В этом случае учитель смотрит на воспитанника из убеждений (Е2) и видит не самого ребенка, а собственную тень (Х2). Таким образом, наблюдения педагога и его последующие действия в отношениях с ребенком и подготовкой среды будут строиться в субъективном поле психики.

Но исследователь хочет узнать причину этой «лени»? Он не останавливается на убеждении. И вот что пишет Монтессори по этому вопросу: «Нечто остается захороненным в бессознательном, а поверх него уже сформировался нарост из сложно преодолимых предрассудков. Для того, чтобы началось научное исследование темного поля, каковым является дух человека, необходимо  преодолеть немало препятствий» ( М. Монтессори «Образование человека»).

Во многих работах Монтессори мы встречаем мысли о том, что препятствием является  сам взрослый человек, но эта мысль страшна, она рождает вину и желание ее отрицать. 

Механизмы защиты психики толкают нас избегать горькой правды о том, что мы пережили в  собственном детстве, и том, что мы повторяем это по отношению к детям.

Что будет делать ребенок, если не класть перед ним полоски для вырезания?

Тонкую невидимую связь в отношениях ребенка и взрослого может увидеть исследователь. Раскрою это на примере из собственной практики.

В своей работе с детьми я решила посмотреть, что будет делать ребенок, если не класть на полку в среде привычные всем картонные полоски для вырезания.

На этом фото девочке нет 2,5 лет. И что я увидела? Ребенок видит контур предмета. Если приглядеться, можно отметить, как малышка вырезала окно, телевизор, подушку и она даже попробовала вырезать круглые часы. Картинки с другими формами, отличными от квадрата, были вырезаны иначе. У меня была только одна цель – проверить, видит ли ребенок линию. А что я заметила еще?

На подносе стояла коробочка для мусора, но где он оказалась? В этот момент высокой  концентрации ребенок не думал о порядке. Его увлекали картинки, контур.

Как часто учителя вспоминают о периоде порядка и трактуют его субъективно! А ведь        Монтессори очень точно увидела эту особенность объективной психики – способность сосредотачивать внимание на преодолении только одной трудности. И в этом занятии трудность – найти точную линию для вырезания. 

Когда внешние условия (Е1) стали отражать внутренние способности психики (Х1), то эта согласованность привела к высокой концентрации. Сам ребенок показал, что именно в окружении в данный момент отвечает его  внутренним потребностям.


А еще я могла замерить количество повторений

За один раз девочка вырезала 36 картинок. И это продолжалось еще несколько дней. Дома и в классе. Это еще один критерий оценки когерентности (согласованности) психики и материи, когда действия учителя и предметная среда (Е1) удовлетворяют потребности истинного «Я» ребенка (Х1). В формуле можно увидеть эту связность в виде скобки.

Вот что пишет Монтессори об этой связи: «Организуя внешнюю развивающую среду, мы должны сохранить материальный отпечаток внутреннего развития. Именно это нужно сознанию в его движении, его полете…» (М. Монтессори. Научная педагогика. Т. 2. Элементарное образование).

Материальный отпечаток внутреннего развития

Для исследования этой согласованности нам нужны два критерия – наличие только одной трудности и количество повторений. Если материал будет иметь много трудностей или не иметь ни одной для ребенка данного возраста, мы не увидим длительный интерес в познании истины, скрытой в предмете, но на самом деле не в предмете, а посредством предмета в самой душе ребенка.

И вот тут вызревает план – исследовать материал на эту согласованность психики и материи, отступать назад со своими убеждениями. Если бы я потребовала резать картинки в коробочку, то сбила бы эту концентрацию, стала бы заражать своим порядком и нарушила  эту связь. И это было бы действие в субъективном поле психики. На самом деле я так и сделала, но получила отпор, и девочка продолжила резать на пол. Я должна была увидеть свой комплекс порядка, принять и смириться перед природой и потом все убрать за  ребенком.

Чтобы создать среду, отвечающую внутреннему желанию видеть контур предмета и резать по нему, нам понадобится много наблюдений в поиске ответов на вопросы. В каком  возрасте дети начинают видеть контур предмета? Сколько дней потребуется детям, чтобы удовлетворить эту потребность? Как вырезание по контуру связано с рисованием кругов или обведением фигур? Что идет вначале? Почему одно труднее другого? Как эта деятельность связана с построением своего собственного «Я» через границы контура? И появится еще очень  много вопросов, которые приведут нас к пониманию психики, бессознательной коммуникации и уважению самой природы.

В этом процессе исследования происходит встреча с правдой о нас самих. Ребенок поднимает на поверхность вытесненные воспоминания собственного детства, когда непосредственность, чистота и искреннее любопытство были подавлены в самих родителях  и учителях. Ребенок через отношения с нами символически приносит возможность пережить горькую правду о детстве, а также надежду на исцеление.

Спасение человечности

Расширив формулу Марии Монтессори в исследованиях психики, мы увидели тонкую, едва уловимую связь между душой и материей, бессознательным и сознанием, внутренними  потребностями ребенка и окружающей его средой. Научившись различать объективное и субъективное поле, мы заметим, что взрослый оказывает огромное влияние на неокрепшее  сознание ребенка как своей непрожитой жизнью, комплексами, так и уважением к природе   души, к тем космическим законам, которые направляют его становление.

То, с чем не хочется встретиться в себе, мы бессознательно проецируем на другого, поэтому спасение человечества и человечности заключается в решении внутренних конфликтов, скрытых в самом человеке, а ребенок символически обращает наше внимание  на прошлое, возвращает в собственное детство и несет надежду на перемены.

Виктория Гуреева
Аналитический психолог (Институт Ассизи (США), ИПИП, МААП), психотерапевт детей и подростков, работала Монтессори-педагогом. Сейчас занимается частной терапевтической практикой со взрослыми и проводит лекции, практические семинары и супервизии для педагогов России, СНГ и Европы.


Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Виктория Гуреева

Аналитический психолог (Институт Ассизи (США), ИПИП, МААП), психотерапевт детей и подростков, работала Монтессори-педагогом. Сейчас занимаюсь частной терапевтической практикой со взрослыми и провожу лекции, практические семинары и супервизии для педагогов России, СНГ и Европы.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
4800 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
2400 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
2400 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
2400 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
2400 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
2400 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
2400 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
2400 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
2400 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
2400 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
2400 руб.
Материалы на эту тему:
Алексей Колабаев

Освоение математики в детской логике и с детским упорством

Рустам Курбатов

Маршрутный лист для свободной школы. Педагогика Селестена Френе глазами современного российского директора

Павел Шиварев

Боремся с природными кризисами или помогаем детям их преодолеть?

Андрей Русаков

Воспитание наблюдательности

Ксения Краснова

Глаз, который видит, рука, которая слушается, душа, которая мыслит

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »