«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Хотите, чтобы ваши дети творили, учитесь этому сами!

Елена Макарова
В человеке изначально заложено то, кем он становится в будущем. Мир цельный, но состоит из бесконечного количества интересных, волнующих воображение вещей. Если вы в детстве смотрели на воду, удивлялись своему отражению в спокойной воде, поражались, как бьет фонтан, в зрелом возрасте вас больше заинтересует, что происходит с водой в кастрюле до и после кипения.


Елена Макарова – талантливый художник, педагог и чуткий психолог, любимица детей – маленьких и уже давно взрослых, видящая в каждом из них свободную личность, писательница, книги которой проглатываются за одну ночь и становятся настольными. Мы знаем ее как автора бестселлера издательства «Самокат» «Как вылепить отфыркивание».


Есть ли прошлое и будущее
у детского творчества?

Три состояния

Вода проецирует три состояния человека: спокойное, когда он отражает все, что происходит, но не вмешивается; взволнованное – промежуточное состояние, не отражающее ничего извне, и кипение – взрыв, исключающий возвращение к прежнему спокойствию.

То же с творчеством. У него нет прошлого, настоящего и будущего. Это лишь момент настоящего. Когда у ребенка складывается речь, самым интересным для него становится вербальность. Он не думает, что, рисуя, он производит искусство. Рисуя, он рассказывает какую-то историю, помогает себе ее понять. Композиция в детских рисунках удивительно цельная. Но в рисунках подростков 12-13 лет цельность пропадает. Потому что у них начинается период осознания самого себя. Это конфликтный момент развития. Поэтому, когда смотришь на рисунки подростков, в них невозможно собрать в единое целое разрозненные вещи.

Есть дети, с удовольствием танцующие на публике, а есть танцующие, только закрывшись в комнате. Эти вторые, скорее, выберут танец как профессию, потому что это их внутренняя потребность, для которой им не нужны зрители. То же с пением – есть дети, которым просто нравится напевать что-то мелодичное, когда у них хорошее настроение. Но это не значит, что их нужно срочно отдавать в школу при консерватории.


Творчество – не профессия

Творчество – это божественная составляющая человека, которая живет и претворяет мир в красках, словах, а возможно, только в мыслях. А есть профессия, которая совершенно не располагает к тому, чтобы что-либо претворять, потому что она направляет себя в канал, по которому ты двигаешься к той или иной цели.

Творчество и профессия находятся в разных сферах. Поэтому ранняя профориентация детей хороша только в исключительных случаях. Например, отец Моцарта точно знал, что музыка – это единственное, чем должен заниматься его ребенок, и через тернии привел его к призванию быть композитором. У тех, кого делают балеринами, художниками, конструкторами, футболистами, отнимают самое главное – свободу. Среди нас живет столько людей с покалеченными судьбами, потому что они пропустили свое время быть тем, кем им было предназначено.


Детям важно, чтобы родители сами творили

У детей все есть. Чтобы дети творили, надо, чтобы родители сами этому научились. Это самое главное. Я смотрю по своим студентам и по их детям. Дети поражаются тому, что их мамы вдруг начинают делать абсолютно ненужные вещи: мама стелет бумагу на пол, включает музыку, начинает танцевать, потом рисовать. И дети начинают делать то же самое, их никто не принуждает к этому.

Сложно подать правильный пример детям, если у родителей нет даже понятия, как рисовать или лепить. Если родителям творчество чуждо, они не помнят своего детства и не хотят вернуться в него с ребенком, они не имеют права требовать этого от детей.

Как только ты вовлекаешься в творческий процесс, невольно втягиваешь в него и детей, потому что они живут вашей жизнью. Ребенок не может понять, что ему делать, если мама при нем постоянно сидит на телефоне и продает недвижимость. Чтобы вовлечь ребенка, нужно самой хотеть творить и делать при этом только то, что ты хочешь делать. Не любишь ты конструкторы – никогда не научишь конструировать ребенка. Он может полюбить сам и научить вас, но обратный процесс невозможен. Поэтому, когда дети дома дни напролет играют в компьютерные игры, а потом родители им резко вводят запреты на них, это совершенно неправильно, потому что дети не виноваты, что им не подарили другого мира.

Быть с ребенком на одной волне

У меня есть такой лозунг: «Если не знаешь, чем помочь, не мешай». Когда мы наблюдаем, что делает ребенок, у нас возникает немало вопросов. Почему, например,  он сидит и рисует то, что даже не видит? Родителям важно обращать внимание на то, что ребенку интересно, и развивать эти навыки. Ничему невозможно научить, если нет интереса, как невозможно научить любить. Не обязательно вмешиваться в игру, но важно не оставаться безучастным. Интересно малышу лоскутки рассматривать – принеси мешки с тряпочками и разложи их по всей квартире. Потом попробуй из этих лоскутков что-то сложить, не обязательно картину, можно железную дорогу сделать, например.

Есть масса вещей, которые сами дети родителям преподносят и говорят: «Мне вот это нравится». Тем, кто постоянно играет в калейдоскопы, можно предложить заняться комбинаторной работой: все раскладывать, складывать, составлять, разрывать, резать на кусочки. Потом можно строить из этого объемные вещи.


Превратитесь в детей

Я всегда сердилась на взрослых. Они не видят простые вещи. Но это совсем не помогало их детям.  И я поняла, что нужно работать со взрослой аудиторией, чтобы добиться большего эффекта с детьми. Надо попробовать превратить их в детей, играть с ними, как с маленькими, позволить им делать то, что они никогда не делали в детстве. В прошлом году в «Мемориале» проходил круглый стол по моей книге «Фридл», в конце которого одна женщина поднялась и рассказала, как когда-то она пришла со своим сыном ко мне на занятия и он ничего не хотел лепить, только смотрел. В конце занятия я обратила внимание детей на него и на его колбаски, которые он слепил. И все дети стали восклицать: «Вот это да!». Он шел счастливый и после этого стал лепить. Еще одна выросшая уже девочка как-то сказала, что не забудет, как я на ее неудачные попытки слепить слона сказала: «Это ведь мыслящий слон, у него – одна голова с мыслями».

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (51) 2016
http://ezhikezhik.ru/

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Интересно? Расскажите друзьям:

Елена Макарова

писатель и психолог

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
990 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Материалы на эту тему:
Максим Шахнаров

Папам ОБЯЗАТЕЛЬНО к прочтению

Виктория Гуреева

Портфолио в моде. Как работы ребенка и ежедневные наблюдения показывают индивидуальный путь развития

Мария Монтессори

О школьных изменениях и о подростках как о социальных новорожденных

Елена Хилтунен

Секреты монтессори-материала «Цветные стерженьки»

Борис Бим-Бад

«Лучшее, что можно сделать для людей, – это научить их самим себе помогать»

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »