Какие профессиональные качества ценятся в традиционной школе, а какие - в школе Монтессори
Татьяна Березовская
В одной из российских школ монтессори-учителей попросили определить различия между учителем или воспитателем традиционного детского сада-школы и монтессори-педагогом. Первое, что отметили учителя, было связано с исследовательским характером работы монтессори-педагога. В их сознании произошел переворот: учитель, оказывается, не должен передавать знания, он может с радостью наблюдать распускающуюся жизнь и наслаждаться соприкосновением с душой ребенка. Монтессори-учитель верит, что дети любопытны и способны осваивать окружающий мир и человеческую культуру через самостоятельную деятельность, что они стремятся к независимости и ответственности.
Татьяна Березовская
Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет свою структуру и систему профессиональных требований, предъявляемых учителю. Владение знаниями и умениями, необходимыми для успешного выполнения профессиональной педагогической деятельности, – профессиональная компетенция. Основой для нее становятся определенные свойства личности, которые развиваются в процессе дошкольного, школьного, вузовского и любого последующего образования будущего учителя. Этот процесс не заканчивается никогда, просто с течением времени переходит в самовоспитание и самообразование. Любая профессия требует специальной одаренности. Она необходима и тому, кто решил стать педагогом. В структуре каждой личности находят отражение общие, особенные и единичные свойства. Общие – это нравственные, идейные, политические, правовые, эстетические. Они образуют основу индивидуального сознания.
К особенным относятся качества, связанные с профессиональной деятельностью и индивидуальным опытом. К единичным, неповторимым, принято относить особенности типа высшей нервной деятельности, физического состояния каждого конкретного человека. В профессии учителя большое значение имеет, например, собственная убежденность и способность убедить других.
Не менее важны импрессивные способности: отзывчивость, умение сопереживать. А эмоциональная чувствительность и в то же время стабильность проявляются постоянно в поведении педагога, особенно в сложных педагогических ситуациях. Наблюдательность, воображение, тактичность, организаторский и ораторский таланты; гибкость, критичность и глубина ума, волевые черты, уверенность (не переходящая в самоуверенность) так же необходимы учителю, как активность, инициативность и энергичность.
Быть может, вас удивили слова “физическое состояние”? Но именно с ним напрямую связана трудоспособность и даже выносливость. Нельзя обойтись и без чувства ответственности, долга и сознательности, настойчивости, мужества, здорового честолюбия и даже способности к риску. В зависимости от ситуации учитель должен проявить себя уступчивым или строгим, неприступным, непоколебимым или мягким и доступным, предельно собранным или раскрепощенным и непосредственным. Надо еще иметь в виду, что любое из этих качеств может быть воспринято детьми положительно или отрицательно в зависимости от сиюминутно сложившихся обстоятельств. Любой человек, а особенно учитель, должен уметь соотнести свои способности со своими же потребностями и уровнем притязаний. Это предполагает обоснованную самооценку, которую предстоит соотнести с оценкой окружающих.

О призвании можно говорить, если индивидуальные качества человека отвечают особенностям профессиональной деятельности. Интересно, что у одного человека может быть одновременно несколько призваний. И на протяжении жизни одни призвания могут ослабевать и даже полностью исчезать, а другие появляться или разгораться с новой силой.
У разных людей удивительным образом переплетаются, объединяются или противоречат друг другу способности и характер. Психологи объясняют это условиями жизни и воспитания. Способности к конкретной деятельности, развитые до уровня черт характера, создают профессиональный характер. Высшая степень его проявления называется талантом. Когда профессиональный характер развивается до высокого уровня, можно говорить о профессиональном мастерстве. Как правило, характер профессионала не ограничивается сферой его деятельности, а начинает проявляться и в других областях жизни. Художник видит все окружающее глазами художника, а педагог реагирует на все как педагог. Правда, общность черт разных людей не означает полного отсутствия различий. Конечно, они есть. Но вся нервная система каждого из нас постепенно приспосабливается к определенной модели. Мы выбираем ее сами, но под давлением существующих общепринятых параметров можем сами себе помочь, а можем и навредить. Так, постепенно опираясь на данное нам природой, мы формируем индивидуальный стиль работы, свой педагогический почерк.
Елена Максимова
Критерии для создания профессиограммы монтессори-педагога можно разделить на две части: личностные качества и профессиональные умения и навыки. Личностные качества – те, что должны быть присущи любому уважающему себя и детей педагогу. И, конечно, прежде всего, любовь к детям и желание с ними быть. Профессиональные же складываются из специфики нашего педагогического направления. В центре педагогического процесса по Монтессори стоит ребенок. У каждого ребенка своя программа жизни, свой путь саморазвития. Ребенок наделен потенциалом саморазвития от рождения и раскрыть его может только в собственной деятельности. Задача воспитателя в этом случае сводится к тому, чтобы создать вокруг ребенка пространство, облегчающее раскрытие собственного потенциала, приспособление к окружающему вещественному и социальному миру. Мы, взрослые, приглашаем ребенка свободно действовать, познавать этот мир. Л.С.Выготский называл такое пространство культурной развивающей социальной средой. Этот термин как нельзя более точен. Содержание нашей культурной развивающей среды – ключ к миру. Ребенок в этой среде “образовывается” сам. Каковы же тогда роль и функции педагога? Монтессори-педагог должен знать и уметь очень много специальных вещей.

Он должен знать:
– основные принципы воспитания и обучения, психологические особенности развития детей (как, впрочем, и любой педагог);
– особенности построения специально подготовленной культурной развивающей среды (а иначе как создать пространство?);
– правила и способы презентации дидактических материалов и пособий, составляющих развивающую среду по Монтессори (презентация – очень логичный и понятный ребенку способ использования монтессори-материалов, жестко закрепленный за каждым материалом). Но просто знать недостаточно, необходимо еще и применять эти знания. Конечно, нужно уметь проектировать и создавать предметную среду вокруг ребенка: не только пользоваться классическими, еще самой Марией Монтессори придуманными материалами, но и моделировать свои авторские материалы. Некоторые из них создаются подчас только для одного ребенка, потому что это оказалось сегодня именно ему очень нужным и интересным.
Предметно-пространственная среда создана. Теперь постараемся организовать самостоятельную деятельность группы детей с очень привлекательными, развивающими и обучающими монтессори-материалами. При отсутствии фронтального обучения каждый ребенок получает индивидуально-личностные уроки, и это тоже надо уметь делать, причем в условиях, когда вокруг тебя много детей. Основная проблема, которая встает в этом случае, – не дать ненужного урока, о котором тебя не просили. “Помоги мне это сделать самому” – так это звучит у Монтессори. Хотя бы один раз в день вся группа собирается вместе, и тогда учитель должен суметь организовать групповую работу так, чтобы удовольствие от деятельности в команде, в коллективе получил каждый. Но дети развиваются, идут вперед, как заметить эти изменения? Мария Монтессори методом своей научной педагогики определила наблюдение, значит, монтессори-педагог должен уметь наблюдать за ребенком и за группой детей в целом. А также уметь осуществлять педагогическую диагностику в области практических, сенсорных и интеллектуальных достижений детей. Наконец, учитель сам является составной частью окружающей ребенка среды. Он предоставляет образцы социального поведения, построения отношений, способов решения конфликтов, помогает ребенку научиться понимать других людей и самого себя. И мы снова возвращаемся к личностным критериям. Хотя это скорее нравственные нормы.

Однажды монтессори-педагоги одного детского сада попробовали ответить на вопрос, чем монтессори-педагог отличается от педагога традиционного детского сада. Их ответы очень хорошо иллюстрируют вышесказанное. “Вся активность в учебном процессе принадлежит ребенку”, “Учитель – посредник между материалом и ребенком”, “Учитель ориентирован на зону ближайшего развития каждого конкретного ребенка”, “Учитель создает атмосферу покоя, добра и взаимоуважения”, “Не занимается фронтальным обучением”, “Обучает не словами, а путем создания культурной развивающей среды”, “Учитель не оценивает ребенка, не акцентирует внимание на его ошибках”, “Учитель минимально пользуется вербальными средствами обучения”.
Не так давно, перечитывая “Педагогическую психологию” Л.С.Выготского, я обратила внимание на очень красивую и емкую фразу: “Тайна воспитания в том, чтобы не воспитывать”. А ведь до работы в качестве монтессори-педагога почему-то ее не замечала?!
Статья из журнала "Монтессори-клуб" № 3, 2007
Фото: интернет-источник и https://vk.com/montessorischool
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.